Внушительные успехи, достигнутые в КНР за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. Составной частью стратегии китайских преобразований является политика открытости внешнему миру, которая считается в Китае необходимым условием модернизации страны.
Китайская Народная Республика (КНР) это одна из крупнейших стран мира. На ее территории — 7,2% мировой суши — проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. США обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По природным ресурсам Китай уступает только США и России.
За время существования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.
|
|
В последние два десятилетия в стране осуществлялся перход хозяйства от административно плановой экономики к рыночной. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем с рыночной.
Экономическое развитие КНР в 80-90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Если в 1982 году объем ВВП составлял 0, 145 млрд. долларов США, то в 2009 году 4408,651 млрд. долларов США рисунок 1.
Рисунок. 1. Динамика ВВП КНР за 1982-2009 гг, млрд. долл. США
Источник:[39]
Производство на душу населения возросло более чем в 4,4 раза (в 90-е годы — более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трех десятилетий (1952—1978 гг. — 6,1%, цены 1952 г.). По темпам экономического роста КНР превосходила все развивающиеся страны в два-три раза.
Высокие темпы роста обеспечивались значительным увеличением нормы накопления. Она повысилась с 35 и почти до 40%. Возрастание капиталовложений обеспечивалось увеличением внутренних сбережений, а также притоком иностранного капитала, который соответствовал 13% объема капиталовложений. В результате в стране произошло огромное наращивание и обновление производственных мощностей. В середине 90-х годов средний срок работы 90% промышленного оборудования не превышал 15 лет, а 26% оборудования соответствовало требованиям международных стандартов.
Таблица 1
Темпы экономического роста КНР (текущие валютные курсы, долл. 1995 г.)
Страны и территории | 1981—1990 | 1991—1999 |
КНР | 9,1 | 10,3 |
Сянган | — | 3,8 |
Тайвань | — | 6,2 |
Развивающиеся страны | 2,3 | 4,4 |
Источник: [37]
|
|
Важная особенность современного этапа развития китайской экономики — возрастание роли наукоёмких отраслей с внедрении научно-технических достижений. До 2000 г. в стране реализовался «новый курс развития науки и техники». По некоторым показателям научно-технического потенциала КНР вышла на уровень развитых стран. Однако общие затраты на НИОКР составляют от 0,7% ВВП, что значительно ниже, чем в западных странах.
Увеличению капиталовложений и расходов на НИОКР способствовало снижение доли военных расходов. Если в 1985 г. она составляла 4,9%, то в 1999 г. — 1,3% ВВП.
Экономический рост происходил при постоянном дефиците государственного бюджета, который в конце 90-х годов составлял 0,8—1,8% ВВП. Высокими темпами росла денежная масса. В результате денежной эмиссии объем наличных средств в обращении в 80— 90-е годы ежегодно увеличивался на 23%, превышая в 2,4 раза прирост ВВП.
Бюджетный дефицит и денежная экспансия не привели к серьезной инфляции. Признаки инфляционного давления проявлялись в конце 80-х и в середине 90-х годов. За 80-е годы среднегодовой темп инфляции равнялся 7,2%, в 90-е годы — 7,5%. Это в 2,5 раза ниже уровня всех развивающихся стран в последнее десятилетие, но выше, чем в странах Азии.
Низкоинфляционный, но значительный прирост денежной массы объясняется тем, что он обслуживал производственный сектор экономики. Рост производственного и потребительского спроса препятствовал резкому обесценению денежной массы. Неиспользованная часть доходов переводилась в сбережения.
Либерализация системы внешней торговли в Китае — это долговременный процесс, допускающий возможность тактических отступлений. Китайское правительство никогда не стремилось добиться благосклонности международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров и услуг. Разумная протекционистская защита национальных производств является неотъемлемой частью индустриальной политики КНР.
Этот достаточно высокий уровень протекционистской защиты китайского рынка вызывал недовольство западных стран, и они долгое время отказывали Китаю в возможности стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Переговоры о вступлении в вышеозначенную организацию начались ещё в 1986 году, а членом ВТО КНР стала лишь в 2001 году.
С тех пор стране удалось создать положительный имидж, выполняя обязательства члена ВТО.
В Американской торговой палате в Китае отмечают, что важными показателями ответственного подхода китайского правительства к реализации своих обязательств стали снижение таможенных тарифов, открытие доступа на финансовый рынок и в другие сферы.
Согласно статистике, общий уровень таможенных тарифов Китая снизился с 15,6 процента в 2000 году до 10,6 процента в 2004 году. Средняя тарифная ставка на автомобили, например, снизилась до 43,8 процента уже в первом году после вступления страны в ВТО. С 1 июля 2006 года, она снизилась до 25 процентов. [3]
До 2001 года недоступными для иностранных инвестиции оставались: рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг, туризм и образование. Сегодня в Китае действуют около 200 иностранных банков из 20 стран и районов мира. Более 80 из них занимаются операциями в юанях. Кредитовые остатки в этих структурах превысили 20 млрд. американских долларов.
Кроме того, только за первые три года членства была произведена ревизия более чем 2300 законов и нормативных актов Китая с целью внесения поправок или аннулирования в соответствии с правилами ВТО.
В свою очередь за годы членства в ВТО удвоился внешнеторговый оборот Китая. В концу 2005 года данный показатель достиг рекордной отметки в 1 трлн. долларов. Аналогичная ситуация наблюдании и с зарубежными инвестициями. К концу 2005 года в Китае открыты более 250 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, освоено 550 млрд. долларов иноинвестиций.
|
|
Структура привлеченного иностранного капитала. Включает иностранные кредиты, прямые инвестиции, прочие инвестиции.
Таблица 2
Привлечение иностранных инвестиций в экономику КНР
Годы | Всего | Иностранные кредиты | Прямые инвестиции | Прочие инвестиции | ||||
млрд. Долл | % | млрд. Долл | % | млрд. Долл | % | млрд. Долл | % | |
1979 – 1982 | 12,46 | 100 | 10,69 | 85,8 | 1,17 | 9,4 | 0,60 | 4,8 |
1983 | 1,92 | 100 | 1,07 | 52,2 | 0,64 | 33,3 | 0,28 | 14,5 |
1984 | 2,71 | 100 | 1,29 | 47,6 | 1,26 | 46,5 | 0,16 | 5,9 |
1985 | 4,65 | 100 | 2,69 | 58,1 | 1,66 | 35,7 | 0,29 | 6,2 |
1986 | 7,26 | 100 | 5,01 | 69,1 | 1,87 | 25,8 | 0,37 | 5,1 |
1987 | 8,45 | 100 | 5,81 | 68,8 | 2,31 | 27,3 | 0,33 | 3,9 |
1988 | 10,23 | 100 | 6,49 | 63,5 | 3,19 | 31,1 | 0,55 | 5,4 |
1989 | 10,06 | 100 | 6,29 | 62,6 | 3,39 | 33,7 | 0,38 | 3,7 |
1990 | 10,29 | 100 | 6,53 | 63,5 | 3,49 | 33,9 | 0,27 | 2,6 |
1991 | 11,55 | 100 | 6,89 | 59,7 | 4,37 | 37,8 | 0,30 | 2,5 |
1992 | 19,20 | 100 | 7,91 | 41,3 | 11,01 | 57,3 | 0,28 | 1,4 |
1993 | 38,96 | 100 | 11,19 | 28,8 | 27,52 | 70,6 | 0,26 | 0,6 |
1994 | 43,21 | 100 | 9,27 | 21,5 | 33,77 | 78,1 | 0,18 | 0,4 |
1995 | 48,41 | 100 | 10,33 | 21,4 | 37,74 | 77,9 | 0,35 | 0,7 |
1996 | 55,27 | 100 | 12,67 | 23,0 | 42,35 | 76,6 | 0,25 | 0,4 |
2000 | 61,77 | 100 | 20,65 | 33,5 | 40,71 | 65,9 | 0,41 | 0,6 |
2005 | 86,26 | 100 | 25,21 | 29,3 | 60,32 | 69,9 | 0,73 | 0,8 |
2009 | 147,42 | 100 | 38,53 | 26,2 | 108,31 | 73,4 | 0,58 | 0,4 |
2009 к 1993 г. (раз) | 76 | 36 | 169 | 2 |
Источник: [34]
Рисунок. 2 Динамика привлечение иностранных инвестиций в экономику КНР
Источник:[34]
Анализ приведённых данных показывает, что государство сумело добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 80-е годы. Период 90-х годов характеризуется резким возрастанием объёмов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 80-х годах прошлого столетия пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 90-х годов ведущую роль стали играть иностранные прямые инвестиции.
Внешний долг КНР по данным за 2005 год достиг отметки в 86,26 млрд. долларов (для сравнения в 1996 году он составлял 55,27 млрд. долларов, в 1988 году – 10,23 млрд. долларов) и составляет 15% от ВВП страны и 48% от общего объёма экспорта. По данному показателю в рейтинге стран с наибольшим внешним долгом (долг нерезидентам, подлежащий выплате в иностранной валюте; развитые страны из этого рейтинга были исключены составителями) занимает первое место, опережая лидировавшую двумя годами ранее в этом списке Бразилию.
|
|
Достаточно благоприятной представляется структура долга: почти 85% его общего объёма приходится на средне- и долгосрочные кредиты. Предпочтение отдаётся займам международных финансовых организаций (Всемирный банк, Азиатский банк развития и т.д.) и займам иностранных правительств. Проценты по таким долгам сравнительно низкие, а сроки погашения достаточно велики. Такие средства, как правило, привлекаются для инвестирования проектов в сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте, т.е. в капиталоёмких отраслях с длительным сроком окупаемости вложений.
К середине 90-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в своё время от Китая (Гонконг – особый административный район Китая с 1997 года, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объёма прямых инвестиций в экономику КНР.
Этот потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных вложений. Её характерная черта – предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высокорискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала с одной стороны, и углубления рыночных реформ – с другой стороны, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путём лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счёт распространения аналогичных условий на китайские предприятия. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки. Специальные льготы получают, прежде всего, предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли были разрешены только в нескольких городах наиболее развитого приморского пояса Китая. Предпочтение отдавалось вложению прямых инвестиции в совместные предприятия.
С этой целью были выделены специальные зоны - зоны свободного предпринимательства - это часть территории страны, на которой разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются "мягкие" режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма. Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций.
В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.
В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь — самая быстро развивающаяся зона: в 1980—2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.
Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники. В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечной сети в Китае.
Темпы экономического роста могли быть выше, если бы небыло проблем связанных с убыточностью 1/3 бюджетных предприятий, низкой квалификацией основной массы рабочей силы. Значительная часть трудоспособного населения неграмотна — 9% мужчин и 25% женщин. На образование государство выделяет только 2,3% ВВП, что значительно ниже среднего показателя стран с низким уровнем развития. Относительный показатель государственных расходов на образование в 90-е годы снизился, но в КНР осуществляется полный охват детей начальным и 70% средним образованием.
Значительны отставания в уровне технического развития хозяйства. Много предприятий с частично механизированным производством, что вызывает низкую эффективность хозяйства. В промышленности это проявляется в большой ресурсоемкости. На единицу валового продукта расходуется в три-четыре раза больше минерального сырья, чем в развитых странах. По насыщенности компьютерами страна отстает от среднемирового уровня в восемь раз, по насыщенности телефонами — в два раза.
В 80— 90-е годы усилилось социальное расслоение населения. Коэффициент Джини возрос с 0,20 в конце 70-х годов до 0,40 в конце 90-х годов. В 1998 г. 10% беднейшего населения получали 2,4% всех доходов, в то время как 10% богатейшего населения — 30,4%, т.е. разрыв достигал почти 13 раз. Абсолютно бедное население составляло 22% (по национальной статистике — 8,4%). Огромный массив бедного населения сужает спрос на предметы длительного пользования.
Существуют большие разрывы в территориальной структуре доходов. Так, в Гуйджоу доход на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в ряде районов северо-восточного побережья (в 1950 г. разрыв составлял 11 раз). Несмотря на улучшение структуры потребления населения, на долю продовольственных товаров приходится 45% расходов домашних хозяйств (в сельской местности — 53%). В развитых странах этот показатель не превышает 20%.
Экономическую обстановку в стране отягощает относительное перенаселение в сельской местности — до 200 млн человек. В сельской местности живет 69% населения. Его потребление в 3,2 раза ниже городского. Ежегодно сельское хозяйство покидает 8—10 млн человек. Городская безработица составляет 16— 18 млн человек, или более 3% рабочей силы. В этих условиях основным приоритетом внутренней политики Китая является поддержание социальной стабильности и высокого экономического роста.