Характеристика экономического потенциала Китая

Внушительные успехи, достигнутые в КНР за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. Составной частью стратегии китайских преобразований является политика открытости внешнему миру, которая считается в Китае необходимым условием модернизации страны.

Китайская Народная Республика (КНР) это одна из крупнейших стран мира. На ее территории — 7,2% мировой суши — проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. США обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По природным ресурсам Китай уступает только США и России.

За время существования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние два десятилетия в стране осуществлялся перход хозяйства от административно плановой экономики к рыночной. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем с рыночной.

Экономическое развитие КНР в 80-90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Если в 1982 году объем ВВП составлял 0, 145 млрд. долларов США, то в 2009 году 4408,651 млрд. долларов США рисунок 1.

Рисунок. 1. Динамика ВВП КНР за 1982-2009 гг, млрд. долл. США

Источник:[39]

Производство на душу населения возросло более чем в 4,4 раза (в 90-е годы — более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трех десятилетий (1952—1978 гг. — 6,1%, цены 1952 г.). По темпам экономического роста КНР превосходила все развивающиеся страны в два-три раза.

Высокие темпы роста обеспечивались значительным увеличением нормы накопления. Она повысилась с 35 и почти до 40%. Возрастание капиталовложений обеспечивалось увеличением внутренних сбережений, а также притоком иностранного капитала, который соответствовал 13% объема капиталовложений. В результате в стране произошло огромное наращивание и обновление производственных мощностей. В середине 90-х годов средний срок работы 90% промышленного оборудования не превышал 15 лет, а 26% оборудования соответствовало требованиям международных стандартов.

Таблица 1

Темпы экономического роста КНР (текущие валютные курсы, долл. 1995 г.)

Страны и территории 1981—1990 1991—1999
КНР 9,1 10,3
Сянган 3,8
Тайвань 6,2
Развивающиеся страны 2,3 4,4

Источник: [37]

Важная особенность современного этапа развития китайской экономики — возрастание роли наукоёмких отраслей с внедрении научно-технических достижений. До 2000 г. в стране реализовался «новый курс развития науки и техники». По некоторым показателям научно-технического потенциала КНР вышла на уровень развитых стран. Однако общие затраты на НИОКР составляют от 0,7% ВВП, что значительно ниже, чем в западных странах.

Увеличению капиталовложений и расходов на НИОКР способствовало снижение доли военных расходов. Если в 1985 г. она составляла 4,9%, то в 1999 г. — 1,3% ВВП.

Экономический рост происходил при постоянном дефиците государственного бюджета, который в конце 90-х годов составлял 0,8—1,8% ВВП. Высокими темпами росла денежная масса. В результате денежной эмиссии объем наличных средств в обращении в 80— 90-е годы ежегодно увеличивался на 23%, превышая в 2,4 раза прирост ВВП.

Бюджетный дефицит и денежная экспансия не привели к серьезной инфляции. Признаки инфляционного давления проявлялись в конце 80-х и в середине 90-х годов. За 80-е годы среднегодовой темп инфляции равнялся 7,2%, в 90-е годы — 7,5%. Это в 2,5 раза ниже уровня всех развивающихся стран в последнее десятилетие, но выше, чем в странах Азии.

Низкоинфляционный, но значительный прирост денежной массы объясняется тем, что он обслуживал производственный сектор экономики. Рост производственного и потребительского спроса препятствовал резкому обесценению денежной массы. Неиспользованная часть доходов переводилась в сбережения.

Либерализация системы внешней торговли в Китае — это долговременный процесс, допускающий возможность тактических отступлений. Китайское правительство никогда не стремилось добиться благосклонности международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров и услуг. Разумная протекционистская защита национальных производств является неотъемлемой частью индустриальной политики КНР.

Этот достаточно высокий уровень протекционистской защиты китайского рынка вызывал недовольство западных стран, и они долгое время отказывали Китаю в возможности стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Переговоры о вступлении в вышеозначенную организацию начались ещё в 1986 году, а членом ВТО КНР стала лишь в 2001 году.

С тех пор стране удалось создать положительный имидж, выполняя обязательства члена ВТО.

В Американской торговой палате в Китае отмечают, что важными показателями ответственного подхода китайского правительства к реализации своих обязательств стали снижение таможенных тарифов, открытие доступа на финансовый рынок и в другие сферы.

Согласно статистике, общий уровень таможенных тарифов Китая снизился с 15,6 процента в 2000 году до 10,6 процента в 2004 году. Средняя тарифная ставка на автомобили, например, снизилась до 43,8 процента уже в первом году после вступления страны в ВТО. С 1 июля 2006 года, она снизилась до 25 процентов. [3]

До 2001 года недоступными для иностранных инвестиции оставались: рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг, туризм и образование. Сегодня в Китае действуют около 200 иностранных банков из 20 стран и районов мира. Более 80 из них занимаются операциями в юанях. Кредитовые остатки в этих структурах превысили 20 млрд. американских долларов.

Кроме того, только за первые три года членства была произведена ревизия более чем 2300 законов и нормативных актов Китая с целью внесения поправок или аннулирования в соответствии с правилами ВТО.

В свою очередь за годы членства в ВТО удвоился внешнеторговый оборот Китая. В концу 2005 года данный показатель достиг рекордной отметки в 1 трлн. долларов. Аналогичная ситуация наблюдании и с зарубежными инвестициями. К концу 2005 года в Китае открыты более 250 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, освоено 550 млрд. долларов иноинвестиций.

Структура привлеченного иностранного капитала. Включает иностранные кредиты, прямые инвестиции, прочие инвестиции.

 

Таблица 2

Привлечение иностранных инвестиций в экономику КНР

Годы

Всего

Иностранные кредиты

Прямые инвестиции   Прочие инвестиции  
  млрд. Долл % млрд. Долл % млрд. Долл % млрд. Долл %
1979 – 1982 12,46 100 10,69 85,8 1,17 9,4 0,60 4,8
1983 1,92 100 1,07 52,2 0,64 33,3 0,28 14,5
1984 2,71 100 1,29 47,6 1,26 46,5 0,16 5,9
1985 4,65 100 2,69 58,1 1,66 35,7 0,29 6,2
1986 7,26 100 5,01 69,1 1,87 25,8 0,37 5,1
1987 8,45 100 5,81 68,8 2,31 27,3 0,33 3,9
1988 10,23 100 6,49 63,5 3,19 31,1 0,55 5,4
1989 10,06 100 6,29 62,6 3,39 33,7 0,38 3,7
1990 10,29 100 6,53 63,5 3,49 33,9 0,27 2,6
1991 11,55 100 6,89 59,7 4,37 37,8 0,30 2,5
1992 19,20 100 7,91 41,3 11,01 57,3 0,28 1,4
1993 38,96 100 11,19 28,8 27,52 70,6 0,26 0,6
1994 43,21 100 9,27 21,5 33,77 78,1 0,18 0,4
1995 48,41 100 10,33 21,4 37,74 77,9 0,35 0,7
1996 55,27 100 12,67 23,0 42,35 76,6 0,25 0,4
2000 61,77 100 20,65 33,5 40,71 65,9 0,41 0,6
2005 86,26 100 25,21 29,3 60,32 69,9 0,73 0,8
2009 147,42 100 38,53 26,2 108,31 73,4 0,58 0,4
2009 к 1993 г. (раз) 76   36   169   2  

Источник: [34]

Рисунок. 2 Динамика привлечение иностранных инвестиций в экономику КНР

Источник:[34]

Анализ приведённых данных показывает, что государство сумело добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 80-е годы. Период 90-х годов характеризуется резким возрастанием объёмов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 80-х годах прошлого столетия пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 90-х годов ведущую роль стали играть иностранные прямые инвестиции.

Внешний долг КНР по данным за 2005 год достиг отметки в 86,26 млрд. долларов (для сравнения в 1996 году он составлял 55,27 млрд. долларов, в 1988 году – 10,23 млрд. долларов) и составляет 15% от ВВП страны и 48% от общего объёма экспорта. По данному показателю в рейтинге стран с наибольшим внешним долгом (долг нерезидентам, подлежащий выплате в иностранной валюте; развитые страны из этого рейтинга были исключены составителями) занимает первое место, опережая лидировавшую двумя годами ранее в этом списке Бразилию.

Достаточно благоприятной представляется структура долга: почти 85% его общего объёма приходится на средне- и долгосрочные кредиты. Предпочтение отдаётся займам международных финансовых организаций (Всемирный банк, Азиатский банк развития и т.д.) и займам иностранных правительств. Проценты по таким долгам сравнительно низкие, а сроки погашения достаточно велики. Такие средства, как правило, привлекаются для инвестирования проектов в сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте, т.е. в капиталоёмких отраслях с длительным сроком окупаемости вложений.

 К середине 90-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в своё время от Китая (Гонконг – особый административный район Китая с 1997 года, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объёма прямых инвестиций в экономику КНР.

Этот потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных вложений. Её характерная черта – предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высокорискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала с одной стороны, и углубления рыночных реформ – с другой стороны, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путём лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счёт распространения аналогичных условий на китайские предприятия. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки. Специальные льготы получают, прежде всего, предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли были разрешены только в нескольких городах наиболее развитого приморского пояса Китая. Предпочтение отдавалось вложению прямых инвестиции в совместные предприятия.

С этой целью были выделены специальные зоны - зоны свободного предпринимательства - это часть территории страны, на которой разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются "мягкие" режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма. Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций.

В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь — самая быстро развивающаяся зона: в 1980—2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники. В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечной сети в Китае.

Темпы экономического роста могли быть выше, если бы небыло проблем связанных с убыточностью 1/3 бюджетных предприятий, низкой квалификацией основной массы рабочей силы. Значительная часть трудоспособного населения неграмотна — 9% мужчин и 25% женщин. На образование государство выделяет только 2,3% ВВП, что значительно ниже среднего показателя стран с низким уровнем развития. Относительный показатель государственных расходов на образование в 90-е годы снизился, но в КНР осуществляется полный охват детей начальным и 70% средним образованием.

Значительны отставания в уровне технического развития хозяйства. Много предприятий с частично механизированным производством, что вызывает низкую эффективность хозяйства. В промышленности это проявляется в большой ресурсоемкости. На единицу валового продукта расходуется в три-четыре раза больше минерального сырья, чем в развитых странах. По насыщенности компьютерами страна отстает от среднемирового уровня в восемь раз, по насыщенности телефонами — в два раза.

В 80— 90-е годы усилилось социальное расслоение населения. Коэффициент Джини возрос с 0,20 в конце 70-х годов до 0,40 в конце 90-х годов. В 1998 г. 10% беднейшего населения получали 2,4% всех доходов, в то время как 10% богатейшего населения — 30,4%, т.е. разрыв достигал почти 13 раз. Абсолютно бедное население составляло 22% (по национальной статистике — 8,4%). Огромный массив бедного населения сужает спрос на предметы длительного пользования.

Существуют большие разрывы в территориальной структуре доходов. Так, в Гуйджоу доход на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в ряде районов северо-восточного побережья (в 1950 г. разрыв составлял 11 раз). Несмотря на улучшение структуры потребления населения, на долю продовольственных товаров приходится 45% расходов домашних хозяйств (в сельской местности — 53%). В развитых странах этот показатель не превышает 20%.

Экономическую обстановку в стране отягощает относительное перенаселение в сельской местности — до 200 млн человек. В сельской местности живет 69% населения. Его потребление в 3,2 раза ниже городского. Ежегодно сельское хозяйство покидает 8—10 млн человек. Городская безработица составляет 16— 18 млн человек, или более 3% рабочей силы. В этих условиях основным приоритетом внутренней политики Китая является поддержание социальной стабильности и высокого экономического роста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: