Социокультурные институты в доиндустриальном обществе

На ранних этапах развития общества и в малодиф­ференцированной социокультурной среде культурная деятельность еще не выделена как самостоятельная и поэтому не опирается на особые институты. В архаич­ных племенных культурах все взрослые члены (хотя и в разделении на гендерные группы) сообща устраи­вают коллективные церемонии, а вождь выполняет од­новременно и функции жреца. Но и в этой среде уже происходит выделение функциональных “должностей” жреца, шамана, гадателя и знахаря, выполняющих осо­бые функции, хотя большей частью “по совместительст­ву” с другими формами деятельности, общими для ос­тальных членов племени.

И конечно, первичной синкретичной ячейкой социали­зации является семья, в которой родители и все взрос­лые члены так или иначе вводят подрастающее поко­ление в круг культурных норм, смыслов, знаний и цен­ностей.

Однако слабая степень институциализации характер­на для всей народной культуры, которая поддержива­ется обычно всеми членами данной группы или общнос­ти (или, по крайней мере, большинством). Фольклор — та форма искусства, которая изначально формируется в процессе досугового общения, трудовой деятельности или же в соответствии со сложившимися обрядами (рож­дение ребенка, брак, смерть, сезонные праздники) и в которой еще отсутствует четкое деление на исполните­лей и слушателей.

Основным самостоятельным институтом духовной де­ятельности в доиндустриальных обществах является ре­лигия. Это требует особого разряда людей,отделенных от собственно материального производства (а также и от собственно политики) и сосредоточивших в своих руках производство, сохранение и передачу духовных ценностей. Такой труд связывается прежде всего с ду­ховным сословием. Хотя бы номинально это сословие постоянно пользовалось более высоким статусом, чем другие — власть имущие или же просто имущие. Эти элиты представляли собой вначале группы клерикальной “интеллигенции”, оторванной от племенной среды и род­ной почвы и от прежних правящих групп. Конфуци­анские книжники, индийские -брахманы, буддийские мо­нахи и исламские улемы воплощали в себе эту непо­литическую и несобственническую, но духовно власт­вующую элиту: “Цари правят людьми, а ученые правят царями”. Высшим статусом в каждой религии пользу­ются священники и монахи, среди которых также есть своя иерархия. Второй ранг неизменно отводится пра­вящим слоям, а затем по убывающей степени делится остальное население. На духовный институт ложится задача не только сохранения и поддержания первона­чального учения, но и гораздо более грандиозное дело его развития с тем, чтобы оно отвечало потребностям цивилизованного устроения, а соответственно запросам других элит и широких слоев населения, различных социальных групп.

Уже на ранних этапах человеческого общества вы­деляется художественная культура, для поддержания которой требовались специальные исполнители. Про­фессиональные исполнители существовали обычно при власть имущих, при дворах правителей или при со­стоятельных патронах. Своими панегириками, главным поэтическим жанром, поэты-песенники как бы даровали человеку добро и возвышали его престиж, а сатирами навлекали на него позор. На приемах во дворцах чи­тались стихи, исполнялась музыка, произносились ху­дожественно украшенные речи.

Но наряду с этими местами, где с искусством об­щались лишь избранные, существовали базары. Каждодневный, а особенно праздничный, городской и сель­ский базар был местом, где толпы людей смотрели и слушали театрализованные представления по класси­ческим циклам. Так, в Китае это было “Троецарствие”, а в России—кукольный театр Петрушки.

Искусство базара находило доступ во дворцы и бога­тые дома. Часто и там и тут выступали одни и те же исполнители. “Винная поэзия” кабака попадала на цар­ский пир,а простонародные пьески получали элитарную обработку для образованной аудитории. Плутовские аван­тюрные рассказы перелагались в утонченную рифмован­ную прозу, доступную только большим знатокам.

Естественно, что судьба искусства во многом зави­села как от степени развития материального производ­ства, так и от степени дифференциации материальной жизни. Уже на ранних этапах истории средоточием ху­дожественной жизни был город — центр ремесел, торгов­ли или религии.

Естественно, что соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависи­мости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. В общем плане при­нято выделять некоторые основные типы поддержания духовного производства, а также художественной куль­туры, существующие в разные эпохи: 1) государствен­ный, подчиненный централизованному аппарату власти;

2) церковный, опирающийся на поддержку религиоз­ного института; 3) меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и одаривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов; 4) ремеслен­ный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготовлялся на местный рынок или на за­каз; 5) коммерческий, возникший уже в доиндустри-альном обществе и связанный с рыночными отноше­ниями; 6) самообеспечение культуры через самостоя­тельные институты (церковь, образование, творческие организации, индустрия культуры).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: