Сущность модернизации. Культурные факторы в процессах модернизации. Противоречия модернизационного процесса. Значение и содержание принципов культурной самобытности. Социокультурные изменения в развивающихся странах; симбиоз, синтез, конфликт традиций и современности. Изменения в религиозной жизни незападных обществ. Характер социокультурной реакции на противоречия модернизации.
Место интеллигенции в процессах модернизации.
ЛИТЕРАТУРА
Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире.— М.,1993.
Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.—М., 1982.
Зарубежный Восток и современность.— М., 1991.— Т. 3. Красильщиков В.А. Модернизация в России на пороге XXI века//Вопросы философии.— 1993.— № 7. Критика теорий модернизации: Обзор ИНИОН.— М., 1985. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика.— М., 1992. Модернизация в России и конфликт ценностей.— М., 1993. Общественная мысль развивающихся стран.-М., 1988.-(гл. 12). Померанц Г.С. Долгая дорога истории//Знамя.—1991.—№11. Развивающиеся страны: Экономический рост и социальный прогресс.- М., 1983 (гл. XII-XIII).
|
|
Старостин Б. С. Освободившиеся страны: Общество и личность.- М., 1984.
ДИСКУССИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Российская модернизация: Проблемы и перспективы (Материалы “круглого стола”) // Вопросы философии.— 1993.— № 7. Тавровский Ю. “Японское чудо” - японский характер// Азия и Африка сегодня.— 1990.— № 14. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность.—М., 1992. Шерковин Ю. Быстрая модернизация и социальный конфликт // Свободная мысль.— 1991.— № 2. Также новые публикации в журналах “Мировая экономика и международные отношения”, “Азия и Африка сегодня” и др.
Тема XXXIX. Социокультурные характеристики России
Этнические истоки культурного разнообразия России. Православие в структуре духовной жизни. Государство как формообразующее начало в социокультурной жизни. Противоречия русской культуры. Русские мыслители о противоречиях русской культуры (Бердяев, Лосский, Ильин, Федотов)".
Сложилось ли в русской культуре ценностно-смысловое ядро? Поликонфессиональность российского общества. Противоречия модернизации. Роль русской интеллигенции. Инверсионный характер перемен в России.
Социокультурное размежевание в социалистической революции. Социокультурные характеристики и структура советского общества. Механизм государственно-партийной системы. Культурные аспекты национального устроения. Причины и характеристики застоя в советском обществе.
Культурные факторы процессов модернизации в России. Преобразования в политической и хозяйственной культуре. Культурное обновление и сохранение самобытности. Роль культурных заимствований. Плюрализм со-циокультурных 'процессов и проблема обустройства России.
|
|
ЛИТЕРАТУРА
А х и е з е р А.С. Социокультурная динамика России//Полис,-
1991.- № 5.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.—М.,
1990.
Бердяев Н.А. Русская идея.— М., 1990. Бердяев Н.А. Судьба России.—М., 1990. Воронов А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер и судьбы страны,— Спб., 1992. Дискин И.Е. Социокультурный базис перестройки.— М., 1992.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры.— М., 1980.
Из глубины. Сб. статей о русской революции.— М., 1990. Из-под глыб.- М., 1992.
Культура в советском обществе. Проблемы и перспективы разви тая.- М-, 1988.
Лихачев Д.С. Книга беспокойств,— М., 1991. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый Мир,- 1988.- № 6.
Л о секи и Н.О. Характер русского народа.—М., 1990. Опыт словаря нового мышления.— М., 1989. Погружение в трясину: Анатомия застоя.— М., 1991. Русская идея.— М., 1992.
Русская нация и обновление общества.— М., 1990. Русская философия собственности. XVIII — XX вв.— Спб., 1993. Солженицын А. Как нам обустроить Россию.— М., 1990 Федотов Г.П. Судьба и грехи России.-Спб., 1991.-Т. 1,2
ДИСКУССИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Б о р о д а и Ю.М. Третий путь // Наш современник.— 1991.— № 9.
Зиновьев А.А. От коммунизма к колониальной демократии// Социально-политический журнал.— М., 1993.— № 8. Капустин Б. Г. Россия и Запад: На пути к миру миров // Кентавр.- 1993.- № 1-3.
Кожинов В. Русская идея •// Диалог.— 1991.— № 7-8. П а н а р и н А.С. Между атлантизмом и евразийством // Свободная мысль.— 1993.— № 11.
Панарин А. С. Цивилизационный процесс в России: Опыт поражения и уроки на завтра // Знамя.— 1992.— № 7. Пастухов В.Б. Будущее России вытекает из прошлого // Полис,- 1992.- № 5,6.
Россия и Восток: цивилизационные отношения.— М., 1994. Ямпольский М. Россия: Культура и субкультуры // Общественные науки и современность.— 1993.— N. 1. Также новые публикации в журналах “Наше наследие”, “Свободная мысль”, “Общественные науки и современность”, “Социально-политический журнал”, “Социум” и др.
Тема XL. Социокулыпурные характеристики постиндустриального общества
Влияние новых технологий на дифференциацию производства и потребления. Последствия массового образования и влияния средств массовой коммуникации. Индустрия культуры. Плюрализация социальных отношений и политической жизни. Новый облик культурной жизни общества. Рост полиморфизма и ускорение темпов изменений. Новые ценностные ориентации и отношение к труду. “Раздвоение” культуры: принципы рациональности и эффективности против ориентации на гедонизм и развлечение.
Сущность постмодернизма в искусстве. Контркультура и альтернативные движения.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: Нормы и системы ценностей//Социологические исследования.— 1989.— № 4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.— М., 1993. Б о ре в В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.— М.,1986.
Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контр-культуры.— М.,1980.
Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм.—М., 1993.
Информатизация общества и философия.— М., 1991. К н а б е Г. С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии.— 1990.— № 8.
Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта//Социологические исследования.— 1991.— № 10. Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения// Информационный сборник.— 1990; 1991. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и “новый” консерватизм.— М., 1981. Моль А. Социодинамика культуры.— М., 1973. Новая технократическая волна на Западе.— М., 1986. НэсбиттД., ЭбурдинП. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции. Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы.- М., 1992.
|
|
П е ч ч е и А. Человеческие качества: Изменившееся положение человека в мире.— М., 1977.
Поляков Н.Л. От трудового общества к информационному:
Западная социология об изменении социальной роли труда.—М.,
1990.
Постмодернизм и культура.— М., 1991.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.— М.,
1991.
США глазами американских социологов: Политика, идеология, массовое сознание.— М., 1988.
Тоффлер О. Столкновение с будущим //Иностранная литература.- 1972.- № 3.
Тоффлер О. “Третья волна” // США: экономика, политика, идеология.— 1982.— № 7—11.
Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект// Вопросы философии.— 1992.— № 4.
Также материалы журналов “Вопросы философии”, “Мировая экономика и международные отношения”, “Общественные науки и современность”, “Полис”, “Человек” и др.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ “СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ”
1. В чем различие между обыденным и научным пониманием культуры? Гуманитарный и социологический подходы к культуре.
2. Основные задачи социологии культуры как специальной дисциплины.
3. Какое значение имеют культурные нормы в жизни общества? Какие существуют типы норм? Проблема соблюдения и нарушения норм.
4. Что такое ценности? Назовите основные типы ценностей. Выявление ценностей в художественной культуре.
5. Труд и богатство как ценности в разных культурах.
6. Как соотносятся нормативно-ценностные ориентации и жизненные условия? Что такое аномия?
7. Знания как элемент культуры. Какие выделяют типы знаний? Как соотносятся знание, информация и мнение?
8. Значения как элемент культуры. Значения предметного мира и смыслы человеческого бытия. Как формируются значения?
9. Раскройте содержание основных функций культуры в общественной жизни.
10. Культура в функции поддержания преемственности Соотношение традиций и изменчивости в культуре. Что такое самобытность?
11. Содержание и механизм коммуникативной функции культуры. Типы культурной коммуникации. Язык как средство коммуникации.
|
|
12. Социализирующая функция культуры. Использование культуры как престижного средства в разных социальных группах.
13. Культурное значение досуга.
14. Игровая функция культуры. Концепция “человека играющего” у Хейзинги.
15. Содержание и структура многообразия культуры. Раскройте разнообразие культуры разных народов. Как регулируется многообразие?
16. Доиндустриальный (традиционный) и индустриальный (товарно-денежный) тип социальности и их культурные характеристики. К. Маркс о “товарном фетишизме”.
17. Культурно-исторические общности: этнос, нация и цивилизация.
18. Классификация мировых цивилизаций. Основные характеристики и функции цивилизаций.
19. Социокультурные характеристики нации. Существует ли “национальный характер”? Моноэтничные и полиэтничные нации.
20. Мифология как компонент культуры. Как действует мифологическое сознание? Может ли культура обойтись без мифологии?
21. Соотношение культуры и религии. Градация сакрального и светского. Почему возникают противоречия между сакральным и светским началами в культуре?
22. Какие функции выполняют мировые религии в духовной жизни с точки зрения социологии? Типы мировых религий. Социальная и духовная структура мировых религий.
23. Какое ценностное и стилевое влияние оказывают мировые религии на художественную культуру?
24. Динамика культуры. Варианты изменений в состоянии культуры и движущие силы этих изменений.
25. Значение культурного наследия, формы обращения к нему различных культурных движений.
26. Содержание циклических процессов в культуре. Время как категория культуры. Формы измерения времени.
27. Социальные институты, обеспечивающие культурную деятельность. Роль государства в регуляции культурной жизни. Принципы государственной культурной политики.
28. Образование как институт культуры. Место образования в поддержании, расширении и дифференциации культурной жизни.
29. Интеллигенция как ведущий слой в духовном производстве. Место интеллигенции в общей системе социальной деятельности. Противоречия в деятельности интеллигенции. Интеллигенция и власть.
30. Динамика культуры в западной и восточных цивилизациях. Причины застоя восточных цивилизаций.
31. Специфика западноевропейской цивилизации. Соотношение религии и государства. Основные компоненты культуры средневековой Европы. Характер городской культуры в Европе.
32. Содержание религиозной Реформации в европейской культуре. Социальные и культурные последствия Реформации. Макс Вебер о роли протестантской этики в становлении капитализма.
33. Социокультурные принципы индустриального общества. С какими ценностями соотносится частная собственность и техническое производство? Критика культурных основ капиталистического общества.
34. Роль культурных факторов в предпринимательской деятельности и в мотивации трудовой деятельности.
35. Противоречия между научно-технической и нравственно-эстетической сторонами жизни индустриального общества. Отражение этих противоречий в художественной культуре.
36. Взаимодействие культур. Уровни и принципы взаимодействия. Типы взаимодействия. Причины межкуль
турных конфликтов и пути утверждения межкультурного взаимопонимания.
37. Что такое модернизация? Как проявляется модернизация в культуре? Основные противоречия модернизации и судьбы культуры.
38. Содержание и роль массовой культуры. Позитивная и критическая оценка массовой культуры.
39. Культура и рынок. Влияние рыночных отношений на художественное творчество и культурную жизнь. Коммерциализация культуры. Принципы функционирования меценатства и фондов в сфере культуры.
40. Социокультурные особенности России. И. Бердяев о противоречиях русской культуры.
41. Социокультурные аспекты модернизации российского общества. Проблема приобщения к культуре Запада и сохранения культурной самобытности.
42. Что такое постиндустриальное общество и каковы его культурные характеристики?
43. Какие последствия для культуры имеет развитие новой информационной технологии?
44. Содержание и социальные функции постмодернизма в культуре.
[1] Конечно, в античной культуре присутствовало и уважительное отношение к “деревенским трудам” и развитое понимание других культур — персов или скифов, о чем свидетельствуют, например, груды знаменитых древнегреческих историков Геродота или Ксенофонта. Однако это не меняет положения о высоком “этноцентризме” культуры греческого полиса, утверждавшей свою общность в противостоянии “варварскому” миру.
[2] Моисеев Н. Информационное общество: Возможности и реальность // Политические исследования.— 1993.— № 3.- С. 13.
[3] Клакхон К., Келли В. Понятие культуры //Человек и социокуль-турная среда.- М.,1992.- Вып. П.- С. 16.
[4] В общей социологии это определяется как различие между идиографическим и номотетическим методами, раскрытое в работах В.Виндельбанда, Г.Риккерта, М.Вебера и других ученых. Как полагал М.Вебер, социологическая наука должна пользоваться как методом объяснения, так и методом понимания. Процедуру, соединяющуюих воедино, он называл “объясняющее понимание”.