Допустимость различных избирательных систем

 

Конституция РФ и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании при проведении федеральных, региональных и местных выборов любых избирательных систем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных их вариантов. Кроме этого, в зависимости от симпатий и предпочтений депутатов, как на федеральном, так и на региональном уровнях вполне могут применяться различные модификации и пропорциональной, и мажоритарной систем. Регламентация конкретных условий организации и проведения выборов в соответствии с буквой и духом Конституции РФ остается непосредственно за федеральным парламентом и представительными (законодательными) органами государственной власти республик, краев, областей и других субъектов России. На федеральном уровне' наиболее остро стоит вопрос о принципах избирательной системы и особенностях избирательных процедур, используемых на выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Так, практика выборов в Государственную Думу, проведенных в 1995 г., показала, что в обществе далеко не однозначно воспринимается предусмотренная законодательством необходимость преодоления избирательными объединениями 5 %-го барьера для участия в распределении депутатских мандатов по федеральному округу. Как следствие, ряд депутатов инициировали рассмотрение данного вопроса в Конституционном Суде Российской Федерации, который, однако, не принял их запрос к рассмотрению. При этом свое определение Конституционный Суд мотивировал тем, что регламентация избирательных процедур осуществляется не в текстах конституций, а законодательным путем и выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в законе зависят от конкретных социально-политических условий и являются вопросами политической целесообразности. Тем самым официально было подтверждено, что российская Конституция предполагает возможность проведения выборов по различным избирательным системам в зависимости от воли законодателей,

Что касается регионального и муниципального уровней, то в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации наиболее востребованной на выборах представительных органов является мажоритарная избирательная система. Так, Устав Приморского края (ст. 33) прямо предусматривает, что выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления края проводятся на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным или многомандатным избирательным округам.

Предпочтение мажоритарной системы обусловлено тем, что на региональном и муниципальном уровнях реально не сложились политические партии и общественные движения, вследствие чего проведение выборов с элементами пропорциональной системы представляется несколько искусственным и, по меньшей мере, преждевременным. Не случайно, поэтому использование смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы выглядит в отдельных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, Свердловская область и др.) весьма редким исключением.

При проведении губернаторских выборов также используются различные способы правовой организации избирательных кампаний. Основное различие между ними сводится к наличию или отсутствию второго тура голосования, а также к условиям подведения итогов голосований и определения результатов выборов, хотя в целом возможности для творчества здесь у субъектов Российской Федерации практически не ограничены. Заметим, однако, что эти возможности не должны использоваться в ущерб правам и интересам избирателей и приводить к возникновению патовых ситуаций, когда сконструированная на региональном уровне модель избирательной системы страдает очевидным несовершенством. Так, законодательство Агинского Бурятского автономного округа устанавливает, что выборы главы администрации округа признаются несостоявшимися, если ни один из кандидатов не получит более 50 % голосов. При этом второй тур голосования на выборах главы администрации изначально не предусмотрен, что превращает вопрос о результативности подобных выборов в практически не разрешимую проблему. А в Томской области региональный закон о выборах гласит, что в случае, если при повторных выборах глава администрации (губернатор) не избран, его должность замещается в соответствии с Уставом области. Но в Уставе сказано лишь, что полномочия главы администрации области прекращаются с момента вступления в должность нового главы. Тем самым фактически допускается пролонгация полномочий действующего губернатора на новый, к тому же не определенный по времени, срок. Причиной тому служит несовершенство избирательной формулы, положенной в основу системы организации и проведения выборов.

Оценивая допустимость различных избирательных систем как принцип российского избирательного права, в целом нельзя не признать, что она предусматривает самые широкие возможности для поиска наиболее оптимальных вариантов проведения выборов на всех уровнях власти. Кроме того, она служит гармоничным дополнением принципа свободы выборов, поскольку предполагает отсутствие каких-либо требований, обязательных для учета в правовом

регулировании избирательных кампаний любого вида и уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: