Модель мультимодальной диагностики и выдвижения гипотез Оудсхоорна

В качестве методологического подхода к работе с учащимся и его семьей нами выбран мультимодальный подход Оудсхоорна (1993г.), позволяющий рассматривать проблемы отклоняющегося поведения как с позиций системной парадигмы, так и в ракурсе интрапсихических проблем. Общая теория систем предполагает, что «человек со своей средой», т.е. всем тем, что его окружает, представляет саморегулирующуюся систему, включающую в себя разнообразные взаимосвязанные уровни. Для анализа конкретных проблем Оудсхоорн предложил мультимодельную модель, состоящую из шести уровней. Для анализа конкретных психических нарушений он предложил использовать мультимодальную диагностику, предполагающую выдвижение частных гипотез с позиции каждого из шести уровней. Наш опыт применения этого похода показывает его эффективность при составлении программ помощи, индивидуальных планов сопровождения за счет обеспечивания стереоскопического видения ситуации учащегося и его социального окружения. Кроме того, данная модель позволяет интегрировать разные теоретический подходы, что немаловажно в условиях школьного консилиума, когда необходимо объединить в единое целое видение проблем учащегося и методов помощи ему различными специалистами: психолог, социальный педагог, педагог - предметник, классный руководитель, администратор, врач, социальный работник и т.д.

Для того чтобы на примере показать, как может выглядеть поиск гипотез, объясняющих проблемное поведение учащегося группы риска в соответствии с мультимодельной моделью диагностики, рассмотрим довольно распространенный пример, когда критерий, по которому учащийся был поставлен на внутришкольный учет — систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины.

Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением.

Ребенок и его семья рассматриваются в контексте социальных связей. Гипотезы этого уровня объясняют возникновение психологической проблематики неблагоприятными факторами внешней среды. Например, травля ребенка одноклассниками, насилие на улице, отсутствие у родителей работы, низкая материальная обеспеченность и др.

В нашем случае проблема может корениться в социальных отношениях подростка. Истинная причина пропусков — попытка избежать негативного отношения одноклассников. Подростки могут преследовать сверстника, если он имеет низкий статус в группе и за ним закрепилась негативная роль «козла отпущения» или «шута горохового».

Уровень 2. Проблемы в семейной системе.

На этом уровне отклонения в поведении учащегося анализируются как следствие нарушений функционирования всей семьи или отдельных ее подсистем. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействии и структурных особенностях семейной организации, семейных правилах, семейной идеологии, семейном сценарии. Как правило, показаниями для семейной психотерапии являются случаи, когда:

1. Центральное место принадлежит межличностным проблемам в семье.

2. Проблемы ребенка прямо связаны с плохим функционированием семьи, имеющей много трудностей.

3. Проблемы ребенка закрепляются семьей.

В нашем случае проблема может подкрепляться семьей или вообще корениться на семейном уровне. Например, смысл пропусков уроков — это борьба за власть в семье, протестная реакция подростка при доминирующей гиперопеке со стороны родителей. Возможно, наоборот, это желание привлечь к себе дополнительное внимание и заботу семьи.

Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы.

Нарушения в эмоциональной сфере, когнитивных функциях или поведении учащегося. Примеры проблем этого уровня – низкая самооценка, неразвитость социальных навыков, отставание в обучении.

Избегание уроков может быть обусловлено когнитивными проблемами ребенка. Запаздывание психического развития, связанные с этим пробелы в знаниях и последующее отсутствие интереса и понимания происходящего на уроке, также могут привести учащегося к защитному поведению — пропускам уроков. В такой ситуации посещение занятий, при недостаточном понимании учителем-предметником проблем ребенка, является для учащегося психотравмой, связанной с переживанием негативных чувств: страха, неуспеха, унижения.

Еще более серьезно выглядит ситуация, если проблема коренится еще глубже: подросток имеет невротические нарушения либо нарушения в личностном развитии.  

Уровень 4. Эмоциональные конфликты с аспектами бессознательного.

Сюда относятся неврозоподобные состояния. У детей в таких случаях формируется реакция гиперкомпенсации, которая может привести к характерологическим нарушениям. В подобных случаях помощь ребенку может быть оказана с участием врача невролога, психо-невролога с последующим психологическим сопровождением.

 

Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства.

Здесь мы встречаем акцентуации характера, личностные расстройства, задержки психического развития, аутизм и т.д. Все эти нарушения требуют длительной психотерапевтической работы, возможно, с участием врачей.

В основе систематических пропусков уроков могут оказаться невротические нарушения либо нарушения в личностном развитии. Пример — характерологическая склонность подростка к депрессивному реагированию на ситуацию. Такой подросток глубоко переживает свое несовершенство, любые промахи, особенно публичные неудачи. Ему трудно поверить в свои силы и посмотреть на себя с позитивной стороны. В этом случае избегание травмирующих ситуаций (уроков) будет носить затяжной трудно корректируемый характер. Такой подросток в какой-то момент может вообще перестать выходить из дома.

 

Уровень 6. Биологические нарушения.

Биологические факторы (последствия патологии беременности, родовой травмы, тяжелые или хронические заболевания детского возраста, травмы головы и т.д.) играют свою роль, снижая адаптивные возможности, но они не являются фатальными в развитии отклоняющегося поведения. На основании соматических нарушений возможно выдвинуть психосоматическую гипотезу. Помощь, оказываемая ребенку на этом уровне, должна быть комплексной: и врачебной, и психологической.

Мы можем предположить, что существуют медицинские, биологические, органические причины систематических пропусков учебных занятий. Это могут быть как психосоматические проблемы, переутомление, болезнь, так и дебют психического заболевания.

    С учетом сложности возможных причин поведенческих нарушений могут выбираться различные методологические подходы к практической работе. Однако, учитывая, что арсенал средств школьного психолога ограничен, для работы с учащимися необходимо привлекать психологов социально-психологических центров, врачей учреждений здравоохранения.

Модель позволяет выдвигать гипотезы разного уровня. Существуют два типа гипотез: линейные и системные (или круговые).

В традиционных психолого-педагогических подходах психические симптомы ребенка признаются следствием либо внутреннего конфликта, (психоанализ), неконстрктивными моделями поведения и мышления, усвоенными ребенком (когнитивно-поведенческий подход), недостатком самопринятия (гуманистический подход) и т.д. Данные модели представляют линейную гипотезу. Переломным моментом в развитии науки о семье было возникновение представления о ней как о системе и введение в семейную психологию «семейная система», «семейные подсистемы», «информация», «обратная связь». Такой подход к семье означает, что в ней все взаимосвязано, что она единое целое – единый биологический и психологический организм. В этом случае она имеет ряд признаков: система как целое больше, чем сумма ее частей, что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее, расстройство или изменение в одной части единства отражается в изменении других частей и системы в целом.

Хейли так выделяет стадии процесса изменения точки зрения на природу детских симптомов: «Первоначально допускалось, что вся проблема в – психике ребенка, и он как-то не так функционирует. Основной гипотезой было, что он отвечает на прошлый опыт, который усвоил. Позднее подчеркивали, что ребенок имеет проблему во взаимоотношениях с матерью. Например, говорили, что она беспомощна и некомпетентна, и ребенок адаптировал к этому свое поведение. Поведение матери объяснялось при помощи гипотезы, что она реагирует на свой детский опыт. Еще позднее был открыт отец. Многократно убеждались, что поведение матери объяснимо через ее взаимоотношения с мужем. Например, если она ведет себя беспомощно и некомпетентно с ребенком, то отец вынужден приходить на помощь и больше проводить времени с ними. Когда же проблема ослабевает, он опять отстраняется от семьи. Наконец, начинает признаваться, что в замкнутую последовательность включено поведение всех участников драмы. Состояние души отца и его бегство из семьи, возможно, является продуктом его взаимоотношений с женой и ребенком, которые таковы по причинам его предыдущих действий и т.д.

Таким образом, проблемное поведение ребенка является частью круговой (циркулярной) последовательности и несет некую функцию в семье. В описанном примере оно является функцией возвращения отца в семью. Проблемное поведение члена семьи является средством контроля других людей» (Черников с. 70)

«Принцип циркулярности» гласит: все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной (круговой) логике. Проследим процесс перехода от рассмотрения случая в линейной логике к анализу случая в циркулярной (системной) логике, как это описывает известный системный семейный терапевт, А.Варга:

Катя, ученица 6 класса, начала прогуливать уроки, иногда 1-2 дня не приходит в школу, на уроках стала раздражительна, на замечания педагогов отвечает грубостью. За лето изменился круг друзей, девочка, высокая видная, стала встречаться с компанией юношей и девушек 17 -19 лет. В 5 классе Катя училась на 4 и 5, была активной, общительной. Проживает в комбинированной семье с мамой, бабушкой, отчимом и младшим братом, семья производила впечатление дружной, отношения в семье до проблем с Катей были хорошие. В настоящее время Катя уже дважды не ночевала дома.

Располагая недостаточной информацией, мы можем выстроить только линейные гипотезы, например такие:

1. «Девочка попала в плохую компанию, не по возрасту».

Располагая такой гипотезой, мы можем планировать мероприятия, задача которых оградить девочку от взрослой компании. Наши действия, скорее всего, настроят девочку против нашей помощи. Если родители девочки будут сотрудничать с нами, их отношения с Катей ухудшатся, уходы из дома станут чаще. Профилактическая работа в этом случае будет не результативна, и может усугубить ситуацию.

Чтобы построить системные гипотезы, нам необходимы ответы на следующие вопросы:

-Как возникают и чем заканчиваются конфликты Кати с педагогами?

-Какую роль Катя играет в классе?

-Как каждый член семьи реагирует на сообщение из школы о прогулах?

-Как начинаются и чем заканчиваются конфликты в семье?

-Какую роль в семейной системе играет Катя?

-Изменилась ли ее роль в семье в связи с подростковым возрастом?

-Какие изменения происходят в семейной иерархии?

-Какие потребности Катя восполняет в компании своих новых друзей?

Получить ответы на эти вопросы можно путем интервьюирования, наблюдения, стандартизированных методик. В результате выстраиваются некоторые системные гипотезы, например:

2. «Младший общий ребенок брат Кати Саша пошел в детский сад, мама вернулась на работу, сократилось время, которое она может уделять детям. Саша стал часто болеть, начались проблемы у Кати. В семейной системе началась конкуренция между детьми за мамино внимание.»

3. «Отношения между Катей и мамой стали конфликтными, накопление обид с обеих сторон только усугубляет ситуацию, неосознанно Катя ведет себя все хуже, стараясь «достучаться» до мамы, мама теряет силы, чувствует себя беспомощной.»

4. «Семья комбинированная. Отношения между отчимом и Катей были дружескими, существовала даже некоторая коалиция между ними. Катя по развитию опережает сверстников, она яркая, красивая, активная, уверенная в себе, особенно это бросается в глаза на фоне уставшей, растерянной мамы. В семейной системе происходят иерархические изменения, неосознанно Катя претендует на место матери. Интуитивно взрослый мужчина отстраняется, подчеркивая свою любовь к жене в действиях и поступках, особенно когда та, так нуждается в помощи. В результате у Кати возникает обида, ее поведение может рассматриваться, как несознательная месть отчиму. Возникшие проблемы объединяют родителей, что еще более усугубляет ситуацию.»

5. «Компания взрослых юношей и девушек позволяет Кате почувствовать себя принятой во взрослые отношения, почувствовать себя красивой, желанной, дает поле для получения успешного социального опыта общения с мужчинами. С другой стороны, дружба с ними позволяет держать в напряжении родителей, диктовать им условия, демонстрировать свои отношения с другими мужчинами отчиму, с неосознанным стремлением вызвать ревность.»

Системных гипотез может быть несколько, они будут подтверждаться или отсеваться в процессе коррекции. Системные гипотезы позволяют увидеть цикличность процесса, взаимозависимость поведения внутри системы (семьи, класса, подростковой группы), найти пути разрешения создавшейся ситуации, изменить отношение членов системы к происходящему, что чаще всего приводит к изменению сложившейся ситуации. В целях коррекции поведения подростка на основе выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи:

-Помочь комбинированной семье выстроить иерархию, отношения, правила.

-Помочь родителям в воспитании «трудного» подростка.

-Найти сферы реализации и способы привлечения активности подростка к общественной жизни школы, микрорайона, района.

-Изменить позицию педагогов в общении с подростком, учитывая возникшее у него чувство взрослости.

Для решения поставленных задач первоначальный индивидуальный план сопровождения может включать в себя следующие мероприятия:

Определить куратором подростка педагога – организатора (педагог, организующий работу ученического актива старшеклассников).

Программа по коррекции семейных отношений (встречи семьи с семейным психологом районного ППМС центра или психотерапевтом).

Консультирование родителей у психолога или посещение родительской группы (занятие с психологом по овладению навыками конструктивного общения с «трудным» подростком).

Привлечение Кати в группу поддержки школьной сборной по баскетболу (чарлидинг), которую составляют девушки старшеклассницы, и поручить ей формирование нового состава группы для выступлений в следующем году

Привлечение Кати к работе школьного актива, участию в КВН.

Психологу школы разработать рекомендации для педагогов, приемы и методы разрешения проблемных ситуаций, возникающих у педагогов с Катей.

На уроках математики и истории использовать приемы педагогической поддержки, положительное подкрепление внимания и успешности подростка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: