Введение поста президента СССР

Старые способы управле­ния - через номенклатуру, путем применения террора — оказались невозможными. Должность Генерального секретаря ЦК КПСС ут­ратила значительную часть своего управленческого потенциала. В этих условиях М. С. Горбачев выступил инициатором введения но­вого для политической традиции СССР и России поста Президен­та СССР. Для того чтобы провести Закон о Президенте через Вер­ховный Совет СССР, где у М. С. Горбачева было немало противни­ков, Генеральный секретарь ЦК КПСС предложил в обмен на этот закон отменить 6-ю статью Конституции, провозглашавшую КПСС «ядром политической системы».

14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Пре­зидента СССР и внесении изменений и дополнений в Конститу­цию (Основной закон) СССР». По этому закону Президент являл­ся главой государства.20

На этот пост мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР должен был избираться гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивался. Выборы Президента СССР считались действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным должен был считаться кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик. Также особо оговаривалось, что Президент СССР не может быть народным депутатом.21

Президент должен был обеспечивать взаимодействие органов власти и управления, ежегодно делать доклад Съезду народных депутатов СССР о

20 История государственного управления в России. // Учебник. М.: Издательство РАГС, 2003. С. 356.

21 Закон СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста президента СССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Ст. 127.1

положении страны. Он представлял Верховному Совету высших должностных лиц — Председателя Правительства СССР, Председателя Верховного суда, Генерального прокурора и Председателя Высшего арбитражного суда СССР, персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент СССР возглавлял также Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик. Президент также од­новременно являлся Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами СССР.22

По закону функции Президента СССР определялись так. Президент СССР:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;

3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;

4) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного  контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на

 22 История государственного управления в России. // Учебник. М.: Издательство РАГС, 2003. С. 357.

утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;

9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР, присваивает высшие воинские звания; назначает судей военных трибуналов;

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;

13) решает вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

14) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях. Порядок введения и режим военного положения определяются законом;

15) в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

На основе и во исполнение Конституции и законов Президент издавал указы, которые должны были иметь общеобязательную силу на всей территории страны.

Президент СССР обладал правом неприкосновенности и мог быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР. Такое решение должно было приниматься не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.23

23 Закон СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста президента СССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Ст. 127.3

Если Президент не мог исполнять свои обязанности, его полномо­чия должны были перейти к председателю Верховного Совета СССР, при невозможности — к председателю Совета Министров СССР. 26 де­кабря 1990 г. Президент стал возглавлять систему органов государствен­ного управления СССР, получил право отменять постановления и рас­поряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР.24

Первым и единственным Президентом СССР стал Михаил Сергеевич Горбачев. Он был избран на эту должность 15 марта 1990 г. Внеочередным третьим Съездом депутатов СССР.

По Закону от 14 марта 1990 г. при Президенте СССР учреждался Президентский Совет СССР, задачей которого является выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

Члены Президентского Совета СССР назначались Президентом СССР. Председатель Совета Министров СССР входил в состав Президентского Совета СССР по должности.

Был упразднен 5 сентября 1991 года Законом СССР «Об органах государст­венной власти и управления Союза ССР в переходный период».

Законом СССР от 26 декабря 1990 года «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием систе­мы государственного управления» введена должность Вице-президент СССР.25 На него возлагались выполнение по поручению Президента отдельных его полномочий и замещение высшего должностного лица в

24 История Отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / под ред. О. И. Чистякова. М.: Юристъ, 2006. С. 442.

25 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 – 1991 гг. Историко-биографический справочник / сост. В. И. Ивкин. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. С. 17.

случае отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.26

5 сентября 1991 года Законом СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» должность Вице-президента упразднена.27

Таким образом, введение поста Президента СССР привело к изменению системы управления в стра­не. Прежде всего практически перестали собираться заседания Политбюро ЦК. Вместо него был образован Президентский совет, просуществовавший до ноября 1990 г., а позже — Совет безопас­ности СССР.28

25 декабря 1991 года в связи с прекращением существования СССР и образованием СНГ (Со­дружества Независимых Государств) пост Президента СССР ликвидирован.

 

 


26 История Отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / под ред. О. И. Чистякова. М.: Юристъ, 2006. С. 442.

27 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 – 1991 гг. Историко-биографический справочник / сост. В. И. Ивкин. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. С. 17.

28 История государственного управления в России. // Учебник. М.: Издательство РАГС, 2003. С. 357.


Совет Федерации

Учрежден Законом СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) СССР». В состав Совета Федера­ции, возглавляемого Президентом СССР, входили высшие должностные лица союзных республик.29 В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.

Функции Совета Федерации:

- рассматривал вопросы соблюдения Союзного договора;

- разрабатывал меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства;

 - представлял Совету Национальностей Верховного Совета СССР рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях;

 - координировал деятельность союзных республик и обеспечивает их участие в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР.

Вопросы, затрагивающие интересы народов, не имеющих своих национально - государственных образований, рассматривались в Совете Федерации с участием представителей этих народов.

В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР и председатели палат.30

Законом от 26 декабря 1990 года в состав Совета Федерации включен Вице-президент СССР и Совет Федерации  превращен из консультативного

29 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 – 1991 гг. Историко-биографический справочник / сост. В. И. Ивкин. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. С. 18.

30 Закон СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста президента СССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Ст. 127.4

ор­гана в орган государственной власти.31 Член Совета Федерации - высшее государственное должностное лицо республики, представляя и защищая ее суверенитет и законные интересы, участвует в решении всех вопросов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации.

Член Совета Федерации должен был обеспечивать проведение в жизнь решений Совета Федерации в соответствующей республике; контролировать исполнение этих решений; получать от союзных органов и должностных лиц всю необходимую информацию; мог опротестовывать решения союзных органов государственного управления, нарушающие установленные законом права республики; по поручению Президента СССР представлять Союз ССР за рубежом и осуществляет иные полномочия.

 Решения Совета Федерации принимались большинством не менее чем две трети голосов и оформлялись Президента СССР.32

 Был упразднен 5 сентября 1991 года. Вместо него был создан Государственный Совет СССР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: