Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ

От 26 июля 2000 г. № 04-02-05/2

(по вопросу отнесения расходов по разработке, созданию и ежемесячному обслуживанию рекламного Web-сервера в сети Internet на расходы по рекламе и включения их в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения)

 

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу отнесения расходов по разработке, созданию и ежемесячному обслуживанию рекламного Web-сервера в сети Internet на расходы по рекламе и включения их в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с п.2 Норм и нормативов, утвержденных Приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н к расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению).

Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (с учетом дополнений и изменений) под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Распространение информации через сеть Интернет не отвечает требованиям, изложенным в данном Законе, поэтому отнесение расходов по разработке, созданию и ежемесячному обслуживанию рекламного Web-сервера в сети Internet на расходы по рекламе и отнесение их на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в соответствии с Приказом Минфина России от 15.03.2000 г. № 26н неправомерно.

Согласно пп."и" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата услуг связи и информационных услуг как затраты, связанные с управлением производством.

Под услугами связи согласно ст.2 Федерального закона от 16.02.95 № 15-ФЗ "О связи" понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке, в частности, сообщений электросвязи, которой является всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

Поскольку услуги сети Интернет как услуги по доставке письменного текста, изображений по проводной электромагнитной системе полностью отвечают определенным Законом критериям, затраты на оплату таких услуг могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг).

При этом необходимо учитывать следующее. Необходимость использования на предприятии сети Интернет в производственных и реализационных целях, по нашему мнению, должна быть подтверждена организационно-распорядительными документами, например, приказами или распоряжениями руководителя, должностными инструкциями и т.п.

Следует также учесть требования ст.9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98) "О бухгалтерском учете", согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

На основании изложенного считаем, что расходы, понесенные в связи с использованием в организации сети Интернет, следует учитывать при расчете налогооблагаемой прибыли при наличии организационно-распорядительных и первичных учетных документов, подтверждающих непосредственную связь этих расходов с управлением производством.

 

Заместитель руководителя                                                                                                  

Департамента налоговой политики                                                    А.И.Косолапов

 

 

Письмо МНС РФ от 11 мая 2000 г. № ВГ-6-02/361@

"О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет"

 

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с многочисленными поступающими запросами о порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет, сообщает.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом указанная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

При этом правила, установленные названным Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

В отношении организаций, распространяющих периодические издания в сети Интернет, отсутствует требование об обязательном получении свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если организации, размещающие периодические издания в сети Интернет, в добровольном порядке получили свидетельство о регистрации в качестве средства массовой информации, указанные организации имеют право на льготу, установленную пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

В соответствии с подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

В связи с изложенным, размещение в сети Интернет продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера, подпадающей под действие вышеуказанной льготы, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.

При этом размещение в Интернете продукции организаций, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации (не имеющих свидетельство о регистрации в качестве средства массовой информации), облагается налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

 

Первый заместитель министра РФ

по налогам и сборам -

Главный государственный

советник налоговой службы                                                                         В.В.Гусев

 

Согласовано:

Первый заместитель

министра финансов РФ                                                                            С.Д.Шаталов

 

Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. № ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет"*

 

В связи с увеличением количества сайтов в сети Интернет, предлагающих русскоязычным инвесторам возможность торговли акциями американских и иных иностранных эмитентов с использованием сети Интернет, ФКЦБ России считает необходимым предупредить российских инвесторов о том, что инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы (информация подготовлена по результатам анализа типичных мошеннических действий, выявленных Комиссией по ценным бумагам и биржам США):

1. Схема "увеличить и сбросить" (Pump&dump) - вид рыночной манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После совершения подобных манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются.

2. Схема финансовой пирамиды (Pyramid Schemes) при инвестировании денежных средств, используя Интернет-технологии, полностью повторяет классическую финансовую пирамиду. При использовании данного приема инвестор получает прибыль исключительно за счет вовлечения в игру новых инвесторов.

3. Схема "надежного" вложения капитала (The "Risk-free" Fraud) заключается в распространении через Интернет инвестиционных предложений с низким уровнем риска и высоким уровнем прибыли. Как правило, эти предложения несуществующих, но очень популярных проектов, таких как вложения в высоколиквидные ценные бумаги банков, телекоммуникационных компаний, в сочетании с безусловными гарантиями возврата вложенного капитала и высокими прибылями.

4. "Экзотические" предложения (Exotic Offerings) - например, распространение через Интернет предложения акций костариканской кокосовой плантации, имеющей контракт с сетью американских универмагов, с банковской гарантией получения через непродолжительный промежуток времени основной суммы инвестиций плюс 15% прибыли.

5. Мошенничества с использованием банков (Prime Bank Fraud) заключаются в том, что мошенники, прикрываясь именами и гарантиями известных и респектабельных финансовых учреждений, предлагают инвесторам вложение денег в ничем не обеспеченные обязательства с нереальными размерами доходности.

6. Навязывание информации (Touting) - часто инвесторов вводят в заблуждение недостоверной информацией об эмитенте, преувеличенными перспективами роста компаний, ценные бумаги которых предлагаются. Недостоверная информация может быть распространена среди широкого круга пользователей сети самыми разнообразными способами: размещена на информационных сайтах, электронных досках объявлений, в инвестиционных форумах, разослана по электронной почте по адресам.

Анонимность, которую предоставляет своим пользователям сеть Интернет, возможность охвата большой аудитории, высокая скорость и гораздо более низкая стоимость распространения информации по сравнению с традиционными средствами, делает Интернет наиболее удобным инструментом для мошеннических действий.

Таким образом, во избежание потерь средств при инвестировании на иностранных фондовых рынках, инвестору следует придерживаться следующих правил:

1. Осознанно подходить к выбору объекта инвестиций.

Перед тем, как покупать ценные бумаги эмитентов инвестору необходимо ознакомиться с профилем деятельности компании-эмитента, провести историческую оценку движения акций, динамики финансовых показателей эмитента, ознакомиться с последними годовыми и квартальными отчетами, получить информацию о последних корпоративных событиях. В этом смысле полезным источником информации для инвесторов будет сайт раскрытия информации Комиссии по ценным бумагам и биржам США EDGAR (www.sec.gov/edgarhp.htm), а также частные сайты (www.financialweb.com, www.companysleuth.com, www.hoovers.com, www.financewise.com, www.bloomberg.com).

Сравнить кредитный рейтинг интересующего эмитента с рейтингом других эмитентов можно, используя информацию, размещенную на сайтах рейтинговых агентств Moody's и Standard & Poors (www.moodys.com, www.standardpoor.com).

2. Обращаться к услугам брокера, которому доверяете.

Помимо выбора объекта инвестиций инвестор должен определиться в выборе брокерской компании, через которую он намеревается совершить операции. Для того, чтобы избежать возможных недоразумений и убытков, перед открытием счета в брокерской компании целесообразно:

а) выяснить, имеется ли у компании лицензия на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг Комиссии по ценным бумагам и биржам США - Securities and Exchange Commission (SEC) (www.sec.gov);

б) узнать о дисциплинарной истории брокерской компании и нарушениях законодательства о ценных бумагах, которые были выявлены у брокерской компании Комиссией по ценным бумагам и биржам США и Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг - National Association of Securities Dealers (NASD). Такую информацию можно найти на сайтах www.sec.gov, www.nasd.com, www.nasdr.com, а также, обратившись в NASD по бесплатному телефону 1-800-289-9999;

в) узнать, является ли брокерская компания членом Корпорации по защите интересов инвесторов в ценные бумаги - Securities Investor Protection Corporation (SIPC), организации, занимающейся разработкой компенсационных схем и выплатой средств инвесторам в случае неплатежеспособности брокерской компании (www.sipc.org).

3. Тщательно обдумывать различного рода "заманчивые" предложения, обещания высоких гарантированных прибылей, избегать контактов с организациями, которые не дают четких и подробных разъяснений в отношении своих инвестиционных механизмов. Брокеры, профессионально работающие на рынке и заботящиеся о своей репутации, заинтересованы в каждом клиенте и не откажут в предоставлении дополнительной информации о своей компании.

4. Проявлять должную осторожность и осмотрительность при предоставлении информации о паролях доступа к своему инвестиционному счету, номерах банковских счетов, номерах кредитных карт третьим лицам, за исключением случаев, когда есть полная уверенность в том, что получатель информации действует на законных основаниях и ее раскрытие действительно необходимо для совершения сделки.

5. Использовать лимитные приказы во избежание покупки или продажи акций по ценам выше или ниже желаемой. Лимитный приказ на покупку или продажу ценных бумаг предполагает наличие заранее определенной инвестором цены исполнения. В случае размещения рыночного приказа у инвестора отсутствует контроль за ценой исполнения приказа. Брокер может злоупотребить незнанием инвестора относительно цен, сложившихся на рынке, что может привести к непредвиденным финансовым потерям для инвестора.

ФКЦБ России также напоминает, что деятельность юридических и физических лиц - резидентов Российской Федерации, связанная с инвестированием в ценные бумаги иностранных эмитентов, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 9 октября 1992 года № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ и от 5 июля 1999 года № 128-ФЗ) относится к операциям, связанным с движением капитала, и в соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного закона подлежит лицензированию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (Положение от 20 июля 1999 года № 82-П "О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала").

 

Первый заместитель                                                                                                            

Председателя                                                                                                 И.И.Бажан

 

Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 июня 1979 г. № И-1-4 "Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники"

 

В последнее время стороны по арбитражным делам стали представлять органам арбитража в качестве доказательств документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники. Органы арбитража в некоторых случаях по-разному подходят к оценке этих документов.

В целях обеспечения единства практики по делам, в которых в качестве доказательств используются документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники, Государственный арбитраж СССР предлагает органам арбитража руководствоваться следующими указаниями.

1. Стороны по арбитражным делам в обоснование своих требований и возражений вправе представлять арбитражам документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники. Эти документы, поскольку они содержат данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, должны приниматься органами арбитража на общих основаниях в качестве письменных доказательств.

При принятии документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники, их исследовании и оценке следует руководствоваться Правилами рассмотрения хозяйственных споров.

Стороны могут представлять арбитражу любой экземпляр документа, подготовленного с помощью электронно-вычислительной техники. Если для разрешения спора требуется подлинник документа, арбитражу должен быть представлен первый экземпляр.

2. При решении вопроса, находятся ли стороны в договорных отношениях, исходить из того, что сделкой в письменной форме, предусмотренной ст. 44 Гражданского кодекса РСФСР и соответствующими статьями ГК других союзных республик, является также заключенная сторонами сделка, когда ее условия переданы или фиксированы с помощью средств электронно-вычислительной техники.

3. При разрешении споров, возникающих по условиям договоров, исходить из того, что в договорах может быть предусмотрено производство расчетов и начисление сторонами санкций с использованием электронно-вычислительной техники. В этом случае в договоре следует указать формы ведомостей либо других документов, которые будут подготовлены с помощью электронно-вычислительной техники.

4. Требовать от сторон, чтобы представляемые ими документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники, были надлежащим образом оформлены. В этих документах должно быть указано, какой вычислительный (информационно-вычислительный) центр и когда их изготовил. Наименование центра и дата изготовления документа могут проставляться автоматически с помощью электронно-вычислительной техники либо любым другим способом. Если обязательными для сторон правилами или договором установлено, что документ, подготовленный с помощью электронно-вычислительной техники, должен быть подписан соответствующими должностными лицами, требовать представления документов, имеющих надлежащие подписи.

5. Документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники и представляемые в арбитраж в качестве доказательств по делу, должны быть представлены в таком виде, который позволял бы уяснить их содержание. Эти документы должны иметь соответствующие надписи, наименование столбцов, строк и т. п.

6. Документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники, когда в них содержатся сделанные от руки исправления, должны иметь указания на основания корректировок, время их внесения, а также подпись должностного лица, сделавшего исправление.

7. При назначении арбитражем сверки расчетов сторона, представившая в качестве доказательства документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники, должна обеспечить другой стороне возможность такой сверки и в случае необходимости организовать в соответствующем вычислительном (информационно-вычислительном) центре производство сверки.

8. В случае необходимости арбитраж по собственной инициативе или по просьбе сторон вправе назначить экспертизу, на рассмотрение которой могут быть поставлены вопросы, связанные с проверкой программы по осуществлению расчетов в вычислительном (информационно-вычислительном) центре.

9. Данные, содержащиеся на техническом носителе (перфоленте, перфокарте, магнитной ленте, магнитном диске и т.п.), могут быть использованы в качестве доказательств по делу только в случаях, когда они преобразованы в форму, пригодную для обычного восприятия и хранения в деле.

В такую же форму должен быть преобразован документ, изготовленный в виде микрофильма. При этом необходимо иметь в виду, что микрофильм в этой форме может быть использован в качестве доказательства, если он соответствует требованиям ГОСТа 13.002.79 "Микрофильмы на правах подлинника. Основные положения".

10. Анализировать практику использования в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники. При необходимости вносить Государственному арбитражу СССР предложения по практике их использования в арбитражном процессе.

 

 

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике"*

 

Извлечения

 

IV. Могут ли подтверждаться обстоятельства дела доказательствами, изготовленными и подписанными с помощью средств электронно-вычислительной техники, в которых использована система цифровой (электронной) подписи?

 

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в заверенной надлежащим образом копии.

В том случае, когда стороны изготовили и подписали договор с помощью электронно-вычислительной техники, в которой использована система цифровой (электронной) подписи, они могут представлять в арбитражный суд доказательства по спору, вытекающему из этого договора, также заверенные цифровой (электронной) подписью.

Если же между сторонами возник спор о наличии договора и других документов, подписанных цифровой (электронной) подписью, арбитражному суду следует запросить у сторон выписку из договора, в котором указана процедура порядка согласования разногласий, на какой стороне лежит бремя доказывания тех или иных фактов и достоверности подписи.

С учетом этой процедуры арбитражный суд проверяет достоверность представленных сторонами доказательств. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу по спорному вопросу, используя при этом предусмотренную договором процедуру.

В случае отсутствия в таком договоре процедуры согласования разногласий и порядка доказывания подлинности договора и других документов, а одна из сторон оспаривает наличие подписанного договора и других документов, арбитражный суд вправе не принимать в качестве доказательств документы, подписанные цифровой (электронной) подписью.

Арбитражному суду, разрешающему подобный спор, следует оценить заключенный таким образом договор, всесторонне рассмотреть вопрос и о том, добровольно и со знанием дела стороны включили в договор процедуру рассмотрения споров и доказывания тех или иных фактов, не была ли она навязана стороне другой стороной с целью обеспечения только своих интересов и ущемления интересов другой стороны, и с учетом этой оценки вынести решение по конкретному спору.

 

 

Председатель Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации                                                                   В.Ф.Яковлев

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: