Проведение индивидуального дозиметрического контроля

Индивидуальный дозиметрический контроль в зависимости от конкретной радиационной обстановки и возможных доз облучения участников ЛПА включает:

- контроль доз внешнего облучения с использованием индивидуальных дозиметров;

- контроль за уровнями поступления радиоактивных веществ в организм и дозами внутреннего облучения с использованием методов прямой и косвенной радиометрии.

Объем, характер и периодичность проводимого контроля устанавливаются исходя из сложившейся радиационной обстановки и согласовываются с территориальными органами санэпиднадзора (для формирований центрального подчинения – с ведомственным органом санэпиднадзора).

Организация системы индивидуального дозиметрического контроля должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать получение достоверной информации об уровнях доз излучений, воздействующих на персонал в регламентированные сроки;

- обеспечивать сопоставление реальных уровней радиационного воздействия с установленными для конкретного вида работ основными дозовыми пределами и производными уровнями для оперативной коррекции плана мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии;

- обеспечивать строгий учет индивидуальных доз каждого участника работ с фиксированием информации в карточках учета индивидуального облучения и листах учета данных дозиметрических измерений;

- заполнение и передача органам санэпиднадзора, предприятиям и другим заинтересованным предприятиям форматов единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан.

Требования, предъявляемые к средствам индивидуального дозиметрического контроля:

- характеристики используемых средств индивидуального дозиметрического контроля должны соответствовать требованиям регистрации действующих факторов радиационного воздействия в ЗРА и технической документации;

- необходимо использовать только метрологически аттестованные средства и методики выполнения измерения;

- необходима периодическая поверка используемых средств измерения.

Контроль за непревышением установленных пределов доз

Контроль за непревышением установленных пределов доз для участников ЛПА должен достигаться:

– правильным выбором методов и средств индивидуального дозиметрического контроля;

– выбором периодичности контроля индивидуальных доз участников ЛПА, определяемой:

o результатами оперативного контроля;

o информацией о радиационной обстановке на месте проведения работ;

o видом проводимых работ;

o временным режимом организации работ;

– разработкой рекомендаций по регламентированию порядка проведения работ и режима нахождения на отдельных участках ЗРЗ, исходя из радиационной обстановки и видов работ, проводимых на этих участках;

– периодическим контролем радиационной обстановки на территории проведения работ данным формированием;

– системой дискриминационного анализа результатов ИДК, т.е. вычленением из общей совокупности данных тех из них, которые приблизились или превысили установленный предел дозы;

– доведением результатов дискриминационного анализа до руководителей работ с целью принятия решений об ограничении использования отдельных лиц из персонала на радиационно-опасных работах или полного их отстранения от этого вида работ.

Результаты определения фактических доз должны учитываться и передаваться для ведения регистров доз.

Учет индивидуальных доз

Учет индивидуальных доз участников ЛПА проводится на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.97 г. № 718 «О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан» в соответствии с Положением «О единой государственной системе контроля и учета доз облучения граждан» утвержденным Приказом Минздрава России от 31.07.2000 г. № 298.

Учет проводится в форматах N1-ДОЗ «Сведения о дозах облучения доз лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующих излучений» и
N2-ДОЗ «Сведения о дозах облучения доз лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному облучению» единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан. Заполнение форм должно осуществляться в соответствии с краткими указаниями по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения, которые являются составной частью Постановления Росстата от 18.11.2005 г. № 84.

 

 


Совершенствование порядка организации и действий персонала специализированных аварийных формирований быстрого реагирования ФМБА России в условиях радиационной аварии на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла и других радиационно опасных объектов Федерального агентства по атомной энергии

4.3.1. Цели и задачи специализированных аварийных формирований (бригад) быстрого реагирования*

Головной структурой аварийного реагирования на ранней и промежуточной фазах радиационной аварии в системе ФМБА России является Центр технической поддержки – Аварийный медицинский и радиационно-дозиметрический центр (ЦТП-АМРДЦ). [1-5]

СББР как структурная единица АМРДЦ создана на основании Приказов Федерального управления «Медбиоэкстрем» № 36-з от 02.07.1999 г. и ГНЦ – Институт биофизики № 36 от 04.09.2002 г. На ее примере наиболее наглядно можно раскрыть цели и задачи, структуру, функционирование и обеспечение СББР, в том числе, и регионального уровня.

СББР является внештатным формированием Центра технической поддержки (ЦТП–АМРДЦ) и предназначена для организации и проведения во взаимодействии с другими подразделениями ЦТП радиационно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в случае возникновения радиационных аварий в организациях и на предприятиях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством.

Кроме того, СББР может быть привлечена (по согласованию с ФМБА) к ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий и событий, связанных:

- с утерей радионуклидных источников;

- с транспортными авариями при перевозке радиоактивных материалов;

- с несанкционированным использованием радиоактивных материалов.

СББР может действовать как самостоятельно, так и включаться в качестве функционального подразделения в специализированное многопрофильное аварийно-спасательное формирование специальной профессиональной аварийно-спасательной службы Федерального агентства по атомной энергии.

Основными задачами оценки готовности являются:

· оценка результатов работы базовой организации САФ и руководства формирования по его материально-техническому, инструментально-методическому и информационно-аналитическому обеспечению;

· оценка плана мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии САФ в части полноты охвата возможных аварийных ситуаций, адекватности предполагаемых действий формирования, достаточности задействованных сил и средств с учетом сроков решения поставленных задач;

· оценка согласованности запланированных действий отдельных звеньев САФ и действий всего формирования с другими структурами, принимающими участие в мероприятиях по ЛПА и руководящими их проведением;

· оценка обеспеченности САФ в части средств индивидуальной защиты и дозиметрического контроля в целях радиационной безопасности персонала формирования;

· оценка профессиональной подготовленности персонала;

· оценка плана мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков и повышения степени готовности руководства и рядового состава, сил и средств к решению задач в период повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности и режима чрезвычайной ситуации.

Более детально цели и задачи СББР изложены в работе [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: