Классификация видов норм права может быть проведена по самым различным основаниям. Таковыми могут выступать:
· назначение норм;
· содержание норм;
· метод воздействия на поведение субъектов;
· порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений; порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц;
· их юридическая сила.
Рассмотрим виды норм бюджетного права подробнее. В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на:
· регулятивно-правоустанавливающие;
· охранительные.
Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного права заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования.
Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом - долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений - меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
|
|
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:
· регулирующие бюджетное устройство РБ;
· определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;
· регулирующие расходы и доходы бюджета;
· регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников;
· определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля); устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонарушений и т. д.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы:
- материальные нормы;
- процессуальные нормы.
При этом материальные нормы определяют количественные и качественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфере, например: "материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами и др."19 Процессуальные нормы закрепляют, в частности, порядок и процедуры осуществления бюджетного процесса. При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на:
|
|
· запрещающие;
· обязывающие;
· уполномачивающе-дозволительные;
· стимулирующе-поощрительные.
Например, обязывающая норма бюджетного права содержится в п. 2 ст. 227 БК РБ, в соответствии с которой "объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств". Примером уполномачивающе-дозволительной нормы может выступать ст. 228 БК РБ, в которой закрепляются случаи допускающегося (правомерного) сокращения объемов бюджетных ассигнований.
Предел действия норм во времени:
- перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год);
Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право РБ: Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2002. С. действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения). Классификация действия норм в пространстве выделяет:
- акты бюджетного законодательства, принятые республиканскими органами власти, действующие на всей территории РБ;
- акты субъектов РБ и органов местного самоуправления - распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РБ или муниципального образования.
Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.
Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджетного права по их юридической силе. При этом следует учитывать, что юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РБ, постановлениях Правительства РБ и т. д.).
Практическая часть
Практическая часть
На основе исходных данных, помещённых в таблице 1 и 2, рассчитать бюджет
города по формам приведённых таблиц.
По результатам расчетов произвести анализа, а именно:
1. Рассчитать удельный вес доходов и сделать соответствующие выводы.
2. По расходам сделать экономический анализ структуры расходов бюджета, результаты которого оформить в виде аналитической таблицы. Охарактеризовать основные направления расходования средств городского бюджета.
3. Оценить дефицит (профицит) бюджета в абсолютной и относительной величинах. Определить практические способы решения проблем покрытия дефицита городского бюджета (устранения профицита). Дать конкретные предложения устранения профицита и покрытия (или устранения) дефицита. При этом ориентироваться на последние Санируемые экономические преобразования (строительство и ввод в действие новых предприятий, повышение удельного веса оплаты потребителей за коммунальные услуги, решения социальных программ и др.). Улучшение социально-экономического положения в городе следует увязывать с увеличением поступлений налогов и сборов в процессе возможного ввода в действие новых производств (рост НДС, налога на прибыль, подоходного налога, налога на имущество предприятий и др.). Результатом роста доходной части бюджета города может быть улучшение управления имуществом, введение новых местных налогов и сборов, совершенствование механизма продажи городского имущества.
6
Таблица 1. Исходные данные для определения доходов бюджета на планируемый год | |||||||||
Категория | Группа | Подгруппа | Вид | Раздел | Подраздел | Наименование доходов | Планируе мый континге нт, тыс. руб. | Сумма поступ лений, тыс. руб. | |
1 | 0 | 0 | 0 | 00 | 00 | Доходы | 582 878,3 | ||
1 | 1 | 0 | 0 | 00 | 00 | Налоговые доходы | 513 720,5 | ||
1 | 1 | 1 | 0 | 00 | 00 | Налоги на доходы и прибыль | 66501,5 | ||
1 | 1 | 1 | 1 | 01 | 01 | Подоходный налог с физических лиц | 62 553,24 | 43 787,3 | |
1 | 1 | 1 | 2 | 02 | 01 | Налог на прибыль организаций | 19 123,92 | 4 207,3 | |
1 | 1 | 2 | 0 | 00 | 00 | Налоги на фонд заработной платы | 18 506,88 | 18 506,88 | |
1 | 1 | 3 | 0 | 00 | 00 | Налоги на собственность | 39419,6 | ||
1 | 1 | 3 | 1 | 08 | 00 | Земельный налог | 32 202 | 16101 | |
1 | 1 | 3 | 2 | 09 | 00 | Налог на недвижимость | 23 318,64 | 23 318,64 | |
1 | 1 | 4 | 0 | 00 | 00 | Налоги на товары и услуги | 360 578, 9 | ||
1 | 1 | 4 | 1 | 00 | 00 | Налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг) | 76 887,8 | ||
1 | 1 | 4 | 1 | 10 | 00 | Налог на добавленную стоимость | 218 717,64 | 54 679,4 | |
1 | 1 | 4 | 1 | 11 | 00 | Налог с продаж | 22 208,4 | 22 208,4 | |
1 | 1 | 4 | 2 | 00 | 00 | Налоги на отдельные товары (продукцию) | |||
1 | 1 | 4 | 2 | 14 | 00 | Акцизы | 240 959,52 | 240 959,52 | |
1 | 1 | 4 | 3 | 00 | 00 | Налоги и сборы на отдельные виды деятельности | |||
1 | 1 | 4 | 3 | 16 | 02 | Налог на услуги | 19 663,9 | 19 663,9 | |
1 | 1 | 4 | 4 | 00 | 00 | Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности | |||
1 | 1 | 4 | 4 | 17 | 00 | Сборы с пользователей | 15 739,2 | 15 739,2 | |
1 | 1 | 4 | 4 | 20 | 00 | Налоги и платежи за пользование природными ресурсами | 7 328,5 | 7 328,5 | |
1 | 1 | 5 | 0 | 00 | 00 | Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | |||
1 | 1 | 6 | 0 | 00 | 00 | Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи | |||
1 | 1 | 6 | 1 | 31 | 01 | Государственная пошлина | 47 220,5 | 47 220,5 | |
1 | 2 | 0 | 0 | 00 | 00 | Взносы на государственное социальное страхование | |||
1 | 3 | 0 | 0 | 00 | 00 | Неналоговые доходы | 69 157,8 | ||
1 | 3 | 1 | 0 | 00 | 00 | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности | |||
1 | 3 | 2 | 0 | 00 | 00 | Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности | |||
1 | 3 | 2 | 4 | 00 | 00 | Доходы от реализации государственного имущества | 39 584,2 | 19792,1 | |
1 | 3 | 3 | 0 | 00 | 00 | Административные штрафы и экономические санкции, удержания | 24 484,3 | 24 484,3 | |
1 | 3 | 4 | 0 | 00 | 00 | Прочие неналоговые доходы | 5 089,32 | 5 089,32 | |
1 | 4 | 0 | 0 | 00 | 00 | Безвозмездные поступления | - | - |
Для расчета доходов городского бюджета ряд доходных поступлений используется как регулирующие налоги, с помощью которых осуществляется бюджетное выравнивание (через областной бюджет) на территории области. Часть налогов по законодательству сразу распределяется между государственным и местным бюджетом и местным бюджетами. Нормативы отчислений от налогового контингента в городской бюджет установлены в следующих размерах:
|
|
|
|
подоходный налог с физических лиц - 70%,
НДС - 25%,
налог на прибыль - 22%.
Налог на имущество предприятий будет зачисляться в городской бюджет в размере 50% от поступающей суммы;
земельный налог в размере 50% его контингента.
Налоговые доходы в общем объеме бюджета составят 88,1%, неналоговые доходы в представленном бюджете составляют 11,9%.
Самый значимый доходный источник – налог на товары и услуги (64.4%), который в свою очередь формируется за счет налогов от выручки от реализации товаров, акцизов, налога на услуги, сборов с пользователей и налогов и платежей за пользование природными ресурсами.
Неналоговые доходы сформированы из доходов от реализации государственного имущества, штрафов и экономических санкций и других видов поступлений.
Доходы = налоговые доходы + неналоговые доходы
Налоговые доходы = Налоги на доходы и прибыль + налоги на собственность + налоги на товары и услуги + госпошлина
Налоги на собственность = Земельный налог + налог на недвижимость
Налог на товары и услуги = Налоги от выручки от реализации товаров + акцизы + налог на услуги
Налоги от выручки от реализации товаров = налог на добавленную стоимость + налог с продаж
Неналоговые доходы = налоги от реализации государственного имущества + Административные штрафы и экономические санкции, удержания + Прочие неналоговые доходы
Расчет расходов:
Таблица 2. Исходные данные для определения расходов бюджета, тыс. руб.
Код | Наименование статей расходов | Бюджет отчётного года | ||||
назнач. | исполн. | в том числе | ||||
бюджет текущ. расх. | бюджет развития | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
01 01 | Государственные органы общего назначения | 13 357,44 | 13392 | 13392 | - | |
01 10 03 | Иные общегосударственные расходы | 23 169,6 | 18511,2 | 18039,6 | 471,6 | |
03 | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1 999,08 | 1948,3 | 1948,3 | - | |
04 04 | Промышленность, энергетика, строительство и архитектура | 1353,6 | 686,2 | 686,2 | - | |
05 | Охрана окружающей среды (расходы за счёт земельного налога) | 198 | 2221,2 | 2221,2 | - | |
04 05 | Транспорт, связь и информатика | 13860 | 13 107,6 | 11 210,4 | 1897,2 | |
04 05 01 | -автомобильный транспорт | 4320 | 4068 | 4068 | - | |
04 05 07 | -прочие виды транспорта | 9540 | 9 039,6 | 7142,4 | 1897,2 | |
06 02 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 88 430,4 | 76143,6 | 76143,6 | - | |
-жилищное хозяйство | 36 950,4 | 31464 | 31464 | - | ||
-коммунальное хозяйство | 51 120 | 44 391,6 | 44 391,6 | - | ||
в том числе теплоснабжение | 28 800 | 25560 | 25560 | - | ||
-прочие структуры коммунального хозяйства. | 360 | 288 | 288 | - | ||
03 10 | Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 304,92 | 259,2 | 259,2 | - | |
09 | Образование | 77 363,4 | 72 412,2 | 70 068,6 | 2 343,6 | |
-оплата труда | 24 443,6 | 24 480 | 24 480 | - | ||
-продукты питания | 4 430,9 | 3650,4 | 3650,4 | - | ||
-приобретение оборудования | 1524,2 | 1 847,16 | 403,56 | 1 443,6 | ||
-капитальное строительство | 3600 | 2 988 | 2 088 | 900 | ||
-прочие | - | - | - | - | ||
08 01 02 | Культура и искусство | 3 229,6 | 2201,4 | 2201,4 | - | ' *■* |
08 03 | Средства массовой информации | 75,6 | 36 | 36 | - | |
07 | Здравоохранение | 52 187,8 | 39 389,8 | 38 900,2 | 489,6 | |
-оплата труда | 8739 | 9 048,6 | 9 048,6 | - | ||
-медикаменты, продукты питания | 7 445,5 | 6 606 | 6 606 | - | ||
-приобретение оборудования | 972 | 1260 | 770,4 | 489,6 | ||
-капитальное строительство | 3960 | 3600 | 1800 | 1800 | ||
-прочие | - | - | - | - | ||
08 01 01 | Физическая культура | 3960 | 3744 | 3744 | - | |
10 | Социальная политика | 19 088,6 | 18572,4 | 18572,4 | - | |
-оплата труда | 18 442,8 | 17946 | 17946 | - | ||
-детские компенсации | 645,8 | 626,4 | 626,4 | - | ||
-адресная помощь | - | - | - | - | ||
10 05 | Молодёжная политика | 1522,8 | 687,6 | 687,6 | - | |
Итого расходов | ||||||
8 |
I. Расчет затрат, занимающих наибольший удельный вес в объеме бюджетных ассигнований отдельных отраслей на планируемый год, осуществить на основе следующих положений:
Транспорт.
Исходные данные и результаты расчета ассигнований из бюджета (субсидий):
Автотранспорт:
- планируемый объем перевозок пассажиров —1,76 млн чел,/год;
- средний тариф перевозки 1 пассажира -260 руб./пасс.
На основе этих данных необходимо определить доходы автотранспорта.
- количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети —322520
рейсов/год;
- планово-расчетная стоимость 1 рейса — 3100 руб./рейс.
На основе этих данных необходимо определить расходы автотранспорта, а затем превышение расходов над доходами (необходимые субсидии из бюджета).
Трамвай и троллейбус:
- планируемые перевозки пассажиров - 2,8 млн чел./год;
- средний тариф перевозки 1 пассажира - 150 руб./пасс.
По этим данным определяются доходы ТТУ от перевозок. Расходы ТТУ от перевозок определяются следующими данными:
- количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети - 342260
рейсов/год;
- планово-расчетный тариф на 1 рейс (стоимость 1 рейса) — 2500 руб. / рейс
По этим данным определяются расходы ТТУ, а затем — превышение расходов над доходами (требуемые субсидии из бюджета)
Расчет:
Доходы автотранспорта = планируемый объем перевозок пассажиров * средний тариф перевозки 1 пассажира
Доходы автотранспорта = 1,76 * 260 = 457,6 млн. руб.
Расходы автотранспорта = количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети * планово-расчетная стоимость 1 рейса
Расходы автотранспорта определены в размере 322520 * 3100 = 999 812 000 руб.
Превышение расходов над доходами по автотранспорту составит:
999,812 – 457,6 = 542,212 млн. руб.
2,8 * 150 = 420 млн. руб.
Доходы ТТУ:
2,8 * 150 = 420 млн. руб
Расходы ТТУ составят:
Расходы ТТУ = количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети * стоимость 1 рейса
342 260 * 2500 = 855 650 000 руб.
Превышение расходов над доходами по ТТУ составит:
855,650 – 420,0 = 435,65 млн. руб.
2. Жилищно-коммунальное хозяйство:
- отопление
Исходные данные:
- планируемая реализация тепловой энергии 1788,1 тыс. Гкал/год;
- средний тариф 1 Гкал (отпускной) 73,5 руб./Гкал.
По этим данным определяются доходы теплосети.
Себестоимость 1 Гкал составляет 135,5 руб./Гкал. С учетом этого рассчитываются расходы теплосети, на основе чего определяются субсидии из бюджета (превышение расходов над доходами).
- жилищное хозяйство
Исходные данные:
В связи с принятием в муниципальную собственность жилого фонда от различных предприятий и ведомств планируется увеличение ассигнований из бюджета в размере 23,3% от данных по исполнению бюджета текущего года.
Расчет:
Доходы теплосети = планируемая реализация тепловой энергии * средний тариф 1 Гкал
Доходы теплосети: 1788,1 * 78,6 = 140544,66 тыс. руб.
Расходы теплосети = планируемая реализация тепловой энергии * Себестоимость 1 Гкал
Расходы составят 1788,1 * 135,5 = 242 287,55 тыс. руб.
Превышение расходов над доходами:
242 287,55 – 140544,66 = 101544,66 тыс руб.
По ЖХ размер ассигнований из бюджета на планируемый год составят:
211510 * 1,223 = 258 676,73 тыс. руб.
II. Сделать расчет ассигнований по расходам на государственные органы общего назначения, образование, культуру, здравоохранение с учетом планируемого сокращения или роста бюджетных ассигнований по отдельным статьям экономической классификации расходов в планируемом году