Бюджетные права, их содержание и назначение

Классификация видов норм права может быть проведена по самым различным основаниям. Таковыми могут выступать:

· назначение норм;

· содержание норм;

· метод воздействия на поведение субъектов;

· порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений; порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц;

· их юридическая сила.

Рассмотрим виды норм бюджетного права подробнее. В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на:

· регулятивно-правоустанавливающие;

· охранительные.

Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного права заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования.

Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом - долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений - меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:

· регулирующие бюджетное устройство РБ;

· определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;

· регулирующие расходы и доходы бюджета;

· регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников;

· определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля); устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонару­шений и т. д.

При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы:

- материальные нормы;

- процессуальные нормы.

При этом материальные нормы определяют количественные и качественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфере, например: "материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами и др."19 Процессуальные нормы закрепляют, в частности, порядок и процедуры осуществления бюджетного процесса. При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на:

· запрещающие;

· обязывающие;

· уполномачивающе-дозволительные;

· стимулирующе-поощрительные.

Например, обязывающая норма бюджетного права содержится в п. 2 ст. 227 БК РБ, в соответствии с которой "объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств". Примером уполномачивающе-дозволительной нормы может выступать ст. 228 БК РБ, в которой закрепляются случаи допускающегося (правомерного) сокращения объемов бюджетных ассигнований.

Предел действия норм во времени:

- перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год);

Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право РБ: Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2002. С. действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения). Классификация действия норм в пространстве выделяет:

- акты бюджетного законодательства, принятые республиканскими органами власти, действующие на всей территории РБ;

- акты субъектов РБ и органов местного самоуправления - распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РБ или муниципального образования.

Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.

Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджетного права по их юридической силе. При этом следует учитывать, что юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РБ, постановлениях Правительства РБ и т. д.).

Практическая часть

Практическая часть

На основе исходных данных, помещённых в таблице 1 и 2, рассчитать бюджет

города по формам приведённых таблиц.

По результатам расчетов произвести анализа, а именно:

1. Рассчитать удельный вес доходов и сделать соответствующие выводы.

2. По расходам сделать экономический анализ структуры расходов бюджета, результаты которого оформить в виде аналитической таблицы. Охарактеризовать основные направления расходования средств городского бюджета.

3. Оценить дефицит (профицит) бюджета в абсолютной и относительной величинах. Определить практические способы решения проблем покрытия дефицита городского бюджета (устранения профицита). Дать конкретные предложения устранения профицита и покрытия (или устранения) дефицита. При этом ориентироваться на последние Санируемые экономические преобразования (строительство и ввод в действие новых предприятий, повышение удельного веса оплаты потребителей за коммунальные услуги, решения социальных программ и др.). Улучшение социально-экономического положения в городе следует увязывать с увеличением поступлений налогов и сборов в процессе возможного ввода в действие новых производств (рост НДС, налога на прибыль, подоходного налога, налога на имущество предприятий и др.). Результатом роста доходной части бюджета города может быть улучшение управления имуществом, введение новых местных налогов и сборов, совершенствование механизма продажи городского имущества.

6

Таблица 1. Исходные данные для определения доходов бюджета на планируемый год

 
Категория Группа Подгруппа Вид Раздел Подраздел Наименование доходов Планируе мый континге нт, тыс. руб. Сумма поступ лений, тыс. руб.  
1 0 0 0 00 00 Доходы   582 878,3  
1 1 0 0 00 00 Налоговые доходы   513 720,5  
1 1 1 0 00 00 Налоги на доходы и прибыль   66501,5  
1 1 1 1 01 01 Подоходный налог с физических лиц 62 553,24 43 787,3  
1 1 1 2 02 01 Налог на прибыль организаций 19 123,92 4 207,3  
1 1 2 0 00 00 Налоги на фонд заработной платы 18 506,88 18 506,88  
1 1 3 0 00 00 Налоги на собственность   39419,6  
1 1 3 1 08 00 Земельный налог 32 202 16101  
1 1 3 2 09 00 Налог на недвижимость 23 318,64 23 318,64  
1 1 4 0 00 00 Налоги на товары и услуги   360 578, 9  
1 1 4 1 00 00 Налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг)   76 887,8  
1 1 4 1 10 00 Налог на добавленную стоимость 218 717,64 54 679,4  
1 1 4 1 11 00 Налог с продаж 22 208,4 22 208,4  
1 1 4 2 00 00 Налоги на отдельные товары (продукцию)                                                        
1 1 4 2 14 00 Акцизы 240 959,52 240 959,52  
1 1 4 3 00 00 Налоги и сборы на отдельные виды деятельности      
1 1 4 3 16 02 Налог на услуги 19 663,9 19 663,9  
1 1 4 4 00 00 Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование),      осуществление деятельности      
1 1 4 4 17 00 Сборы с пользователей 15 739,2 15 739,2  
1 1 4 4 20 00 Налоги и платежи за пользование природными ресурсами 7 328,5 7 328,5  
1 1 5 0 00 00 Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности      
1 1 6 0 00 00 Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи      
1 1 6 1 31 01 Государственная пошлина 47 220,5 47 220,5  
1 2 0 0 00 00 Взносы на государственное социальное страхование      
1 3 0 0 00 00 Неналоговые доходы   69 157,8  
1 3 1 0 00 00 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности      
1 3 2 0 00 00 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы              деятельности      
1 3 2 4 00 00 Доходы от реализации государственного имущества 39 584,2 19792,1  
1 3 3 0 00 00 Административные штрафы и экономические санкции, удержания          24 484,3 24 484,3  
1 3 4 0 00 00 Прочие неналоговые доходы                                                                         5 089,32 5 089,32  
1 4 0 0 00 00 Безвозмездные поступления - -  

Для расчета доходов городского бюджета ряд доходных поступлений используется как регулирующие налоги, с помощью которых осуществляется бюджетное выравнивание (через областной бюджет) на территории области. Часть налогов по законодательству сразу распределяется между государственным и местным бюджетом и местным бюджетами. Нормативы отчислений от налогового контингента в городской бюджет установлены в следующих размерах:

 подоходный налог с физических лиц - 70%,

НДС - 25%,  

налог на прибыль - 22%.  

Налог на имущество предприятий будет зачисляться в городской бюджет в размере 50% от поступающей суммы;

 земельный налог в размере 50% его контингента.

Налоговые доходы в общем объеме бюджета составят 88,1%, неналоговые доходы в представленном бюджете составляют 11,9%.

Самый значимый доходный источник – налог на товары и услуги (64.4%), который в свою очередь формируется за счет налогов от выручки от реализации товаров, акцизов, налога на услуги, сборов с пользователей и налогов и платежей за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы сформированы из доходов от реализации государственного имущества, штрафов и экономических санкций и других видов поступлений.

Доходы = налоговые доходы + неналоговые доходы

Налоговые доходы = Налоги на доходы и прибыль + налоги на собственность + налоги на товары и услуги + госпошлина

Налоги на собственность = Земельный налог + налог на недвижимость

Налог на товары и услуги = Налоги от выручки от реализации товаров + акцизы + налог на услуги

Налоги от выручки от реализации товаров = налог на добавленную стоимость + налог с продаж

Неналоговые доходы = налоги от реализации государственного имущества + Административные штрафы и экономические санкции, удержания + Прочие неналоговые доходы                                                                        

 

Расчет расходов:

Таблица 2. Исходные данные для определения расходов бюджета, тыс. руб.

 

Код Наименование статей расходов

Бюджет отчётного года

 
        назнач. исполн.

в том числе

 
                бюджет текущ. расх. бюджет развития  
1 2 3 4 5 6  
01 01 Государственные органы общего назначения 13 357,44 13392 13392 -  
01 10 03 Иные общегосударственные расходы 23 169,6 18511,2 18039,6 471,6  
03 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 999,08 1948,3 1948,3 -  
04 04 Промышленность, энергетика, строительство и архитектура 1353,6 686,2 686,2 -  
05 Охрана окружающей среды (расходы за счёт земельного налога) 198 2221,2 2221,2 -  
04 05 Транспорт, связь и информатика 13860 13 107,6 11 210,4 1897,2  
04 05 01 -автомобильный транспорт 4320 4068 4068 -  
04 05 07 -прочие виды транспорта 9540 9 039,6 7142,4 1897,2  
06 02 Жилищно-коммунальное хозяйство 88 430,4 76143,6 76143,6 -  
  -жилищное хозяйство 36 950,4 31464 31464 -  
    -коммунальное хозяйство 51 120 44 391,6 44 391,6 -  
    в том числе теплоснабжение 28 800 25560 25560 -  
    -прочие структуры коммунального хозяйства. 360 288 288 -  
03 10 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 304,92 259,2 259,2 -  
09 Образование 77 363,4 72 412,2 70 068,6 2 343,6  
  -оплата труда 24 443,6 24 480 24 480 -  
    -продукты питания                                                        4 430,9 3650,4 3650,4 -  
    -приобретение оборудования                                        1524,2 1 847,16 403,56 1 443,6  
    -капитальное строительство                                          3600 2 988 2 088 900  
    -прочие                                                                           - - - -  
08 01 02 Культура и искусство                                                    3 229,6 2201,4 2201,4 - ' *■*
08 03 Средства массовой информации                                   75,6 36 36 -  
07             Здравоохранение                                                           52 187,8 39 389,8 38 900,2 489,6  
  -оплата труда 8739 9 048,6 9 048,6 -  
    -медикаменты, продукты питания                                 7 445,5 6 606 6 606 -  
    -приобретение оборудования 972 1260 770,4 489,6  
    -капитальное строительство                                        3960 3600 1800 1800  
    -прочие - - - -  
08 01 01 Физическая культура 3960 3744 3744 -  
10 Социальная политика 19 088,6 18572,4 18572,4 -  
  -оплата труда 18 442,8 17946 17946 -  
    -детские компенсации 645,8 626,4 626,4 -  
    -адресная помощь                                                        - - - -  
10 05 Молодёжная политика 1522,8 687,6 687,6 -  
  Итого расходов                                          
          8  

I. Расчет затрат, занимающих наибольший удельный вес в объеме бюджетных ассигнований отдельных отраслей на планируемый год, осуществить на основе следующих положений:

Транспорт.

Исходные данные и результаты расчета ассигнований из бюджета (субсидий):

Автотранспорт:

- планируемый объем перевозок пассажиров —1,76 млн чел,/год;

- средний тариф перевозки 1 пассажира -260 руб./пасс.

На основе этих данных необходимо определить доходы автотранспорта.

-   количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети —322520
рейсов/год;

- планово-расчетная стоимость 1 рейса — 3100 руб./рейс.

На основе этих данных необходимо определить расходы автотранспорта, а затем превышение расходов над доходами (необходимые субсидии из бюджета).

Трамвай и троллейбус:

- планируемые перевозки пассажиров - 2,8 млн чел./год;

- средний тариф перевозки 1 пассажира - 150 руб./пасс.

По этим данным определяются доходы ТТУ от перевозок. Расходы ТТУ от перевозок определяются следующими данными:

- количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети - 342260
рейсов/год;

- планово-расчетный тариф на 1 рейс (стоимость 1 рейса) — 2500 руб. / рейс

По этим данным определяются расходы ТТУ, а затем — превышение расходов над доходами (требуемые субсидии из бюджета)

Расчет:

Доходы автотранспорта = планируемый объем перевозок пассажиров * средний тариф перевозки 1 пассажира

 

Доходы автотранспорта = 1,76 * 260 = 457,6 млн. руб.

 

Расходы автотранспорта = количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети * планово-расчетная стоимость 1 рейса

 

Расходы автотранспорта определены в размере 322520 * 3100 = 999 812 000 руб.

 

Превышение расходов над доходами по автотранспорту составит:

999,812 – 457,6 = 542,212 млн. руб.

2,8 * 150 = 420 млн. руб.

Доходы ТТУ:

2,8 * 150 = 420 млн. руб

Расходы ТТУ составят:

Расходы ТТУ = количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети * стоимость 1 рейса

342 260 * 2500 = 855 650 000 руб.

Превышение расходов над доходами по ТТУ составит:

855,650 – 420,0 = 435,65 млн. руб.

 

 

2. Жилищно-коммунальное хозяйство:

- отопление

Исходные данные:

- планируемая реализация тепловой энергии 1788,1 тыс. Гкал/год;

- средний тариф 1 Гкал (отпускной) 73,5 руб./Гкал.

По этим данным определяются доходы теплосети.

Себестоимость 1 Гкал составляет 135,5 руб./Гкал. С учетом этого рассчитываются расходы  теплосети,    на  основе чего определяются субсидии из бюджета (превышение расходов над доходами).

- жилищное хозяйство

Исходные данные:

В связи с принятием в муниципальную собственность жилого фонда от различных предприятий и ведомств планируется увеличение ассигнований из бюджета в размере 23,3% от данных по исполнению бюджета текущего года.

Расчет:

 

Доходы теплосети = планируемая реализация тепловой энергии * средний тариф 1 Гкал

Доходы теплосети: 1788,1 * 78,6 = 140544,66 тыс. руб.

 

Расходы теплосети = планируемая реализация тепловой энергии * Себестоимость 1 Гкал

Расходы составят 1788,1 * 135,5 = 242 287,55 тыс. руб.

Превышение расходов над доходами:

242 287,55 – 140544,66 = 101544,66 тыс руб.

 

По ЖХ размер ассигнований из бюджета на планируемый год составят:

211510 * 1,223 = 258 676,73 тыс. руб.

 



II. Сделать расчет ассигнований по расходам на государственные органы общего назначения, образование, культуру, здравоохранение с учетом планируемого сокращения или роста бюджетных ассигнований по отдельным статьям экономической классификации расходов в планируемом году

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: