Методы уменьшения и прекращения неодобряемого поведения

Скажите ребенку: «Стоп!», вступите в контакт, скажите, что ребенок делает плохо, попросите его перестать, скажите ребенку, что надо делать, а не о том, чего он не должен делать.

Пояснения к изложенному: «вступить в контакт» – не значит, что это вам обязательно удастся. Даже если ребенок не реагирует, продолжайте дальше. Надо быть острожным в физических контактах (к детям можно прикасаться только в исключительных случаях, к подросткам никогда). Хороший метод вступления в контакт – описание того, что вы видите в данный момент.

Метод объяснения используется тогда, когда ребенок не проявляет поведения, ожидаемого от него в данной ситуации. При показе выполнения каких-то навыков также всегда используется объяснение.

Например, ребенок не очень хорошо знает, как правильно чистить зубы. Взрослый: «Смотри, Петя! Я сейчас покажу, как надо правильно чистить зубы. Вот моя щетка, я ее смачиваю, накладываю немного пасты и делаю движения сверху вниз и слева направо. А теперь ты попробуй также! Молодец, аккуратно выдавил пасту. Теперь не забудь почистить зубы и с другой стороны».

Метод прекращения или прерывания нежелательного поведения. Вступив в контакт с ребенком, скажите, что он делает неправильно, чтобы прекратил и дать наказ. Пример: «Послушай, Света! Ты очень кричишь. Разговаривай со мной на два тона потише. Скажи нормальным голосом, чего ты хочешь!»

Описав ребенку то, что вы видите (Коля, ты сломал игрушку), не стоит задавать вопросов, почему он это сделал, спрашивать сердится ли он и почему он сердится. Сначала нужно привести ситуацию в норму, успокоить ребенка, а потом выяснять причину. И стоит дать пояснение, как нужно вести себя в подобном случае.

Стоит взять во внимание метод заезженной пластинки (когда бесцветным, безэмоциональным голосом повторяется одна и та же фраза), договоры, лист размышлений, применение методов логических, естественных последствий (возмещение убытков; штрафы; ремонт или оплата ущерба; выбор между А и Б.), изоляция: для того, чтобы ребенок успокоился, можно использовать правило отсутствия веселья, как последствие; размышления над способом выхода из этой ситуации и другие.

Вот, например, как может выглядеть Лист размышлений, над которым предлагается подумать ребенку.

Что Я сделал? ____________________________________________________           

Что я чувствую?_________________________________________________

Почему я решил вести себя таким образом? ____________________________

Что я могу сделать, чтобы изменить свое поведение? ___________ ________  

  Комментарии или рисунки:

 

Еще одним достаточно распространенным и эффективным является метод назначения тайм – аута. Вот несколько правил, которые стоит соблюдать при его использовании:

1. Тайм – аут должен быть коротким и преследовать конкретную цель.

- Используйте таймер или часы для того, чтобы следить за временем. Скажите ребенку, когда наступает время тайм – аута.

- Срок тайм - аута должен соответствовать возрасту ребенка. Этого времени должно хватить только на то, чтобы ребенок успокоился и подумал. Маленькие дети могут сделать это за 30 секунд.           

- Дайте ребенку четкие инструкции, объясните, о чем он должен подумать во время тайм – аута.

2. Тайм – аут должен быть в месте, где за ребенком легко присматривать, (т.е. в поле вашего зрения), сидя на полу, спиной к стене, не видя телевизора. Не включайте радио!

3. Попросите ребенка рассказать, в какой момент он перестал думать и стал вести себя плохо и делать неправильный выбор.

4. Попросите ребенка рассказать и показать, как он поступит в следующий раз, чтобы сделать правильный выбор. Подтолкните его к придумыванию более, чем одной альтернативы.

5. Похвалите ребенка за выполнение тайм - аута.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: