Психолого-педагогические аспекты

В процессе преподавания любой учебной дисциплины, включая информати-ку, всегда возникает ряд вопросов, связанных с психологией обучающихся и педагогов, с методами педагогического воздействия в разных ситуациях. В свя-зи с этим нельзя не затронуть основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, особенности обучающихся и педагогов, психологичес-кие характеристики профессионального образования.

Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно раз-ные науки. Одна из них является ветвью психологии, это базовая наука, приз-ванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для со-вершенствования педагогической практики.

Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не столько, как хотелось бы. Вторая пе-дагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и разви-тия в системе обучения. Часто можно встретить ситуацию, когда человек учит-ся, но очень слабо развивается. В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных тре-бований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных пси-хологических знаний.

Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивле-ние индивида педагогическим воздействиям и т.п. Поэтому хороший, заинтере-сованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психо-логом, и он в своей деятельности получает психологический опыт, который яв-ляется обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятель-ности.

В настоящее время педагогическую психологию все больше подразделяют на психологию высшей школы, педагогическую психологию школьного обу-чения и психологию профессионального образования. На современном этапе вопросами педагогической психологии высшего образования занимаются Н.В. Кузьмина (1972г.), М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович (1978г., 1981г.), А.В. Пет-ровский (1986г.), С.Д. Смирнов (1995г.).

Зимняя И.А. в своих педагогических исследования приводит ряд задач, ко-торые ставятся перед педагогической психологией, а следовательно, и перед пе-дагогами в психологических вопросах управления, изучения процесса обуче-ния, формирования познавательных процессов, теоретического мышления, спо-собностей:

1. Раскрытие механизмом и закономерностей обучающегося и воспитывающе-го воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.

2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социо-культурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в ин-дивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуаци-ях.

3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного раз-вития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воз-действия (сотрудничество, активные формы обучения и др.).

4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельнос-тью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность.

5. Изучение психологических основ деятельности педагога.

6. Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обуче-ния, в частности, развития научного, теоретического мышления.

7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, форми-рование операционального состава деятельности на основе процесса реше-ния разнообразных задач.

8. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвое-ния и соотнесения с образовательными стандартами.

9. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образо-вательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

При разработке методики преподавания информатики студентам заочной формы обучения во второй главе данной ВКР будут более подробно рассмотре-ны психолого-педагогические особенности этой категории студентов, роль пре-подавателя в процессе обучения.

Специфика учебной дисциплины «информатика» состоит в том, что ее не-возможно на современном этапе развития человечества представить в чисто те-оретическом виде без использования технических средств, а именно компью-терного оснащения процесса обучения с соответствующим программным обес-печением(обучающие и контролирующие программы, текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, сред-ства создания новых программ и т.п.). В связи с этим необходимо заострить внимание на качестве этих программно-педагогических продуктов. Этим воп-росом начали заниматься еще в Советском Союзе в начале 80-х годов XX века (Е.И. Машбиц).

Основной показатель качества программно-педагогических средств – эффек-тивность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность про-граммы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает достижение поставленных целей обучения. Богатейшие возможности компью-тера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо только с педагогической точки зре-ния.

Несмотря на то, что вопрос эффективности того или иного программно-пе-дагогического средства может быть решен лишь только после практической ап-робации, можно наметить ряд психолого-педагогических требований общих для любой обучающей программы:

1. Позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики.

2. Допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, обусловленного как теоретическими воззрениями разработчиков, так и целя-ми обучения.

3. Стимулировать виды познавательной активности обучающихся, в особен-ности продуктивную, которые необходимы для достижения основных учеб-ных целей.

4. В содержании учебного материала и задач необходимо учитывать уже при-обретенные знания, умения и навыки.

5. Стимулировать высокую мотивацию обучающихся к познанию, причем именно этот аспект не должен развиваться за счет интереса к самому ком-пьютеру.

6. Обеспечить как внешний, так и внутренний диалог.

7. Оказывать содействие при решении учебных задач, обеспечивая педагоги-чески обоснованную помощь, с учетом характера затруднения и модели обу-чаемого, достаточную для того, чтобы не только решить задачу, но и усвоить способ ее решения. Проявлять при этом максимум дружелюбия.

8. Информировать обучаемого о цели обучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяю-щихся ошибок.

9. Учитывать возможность индивидуализации обучения, позволять обучаемо-му принимать решение о стратегии обучения, характера помощи и т.д.

10.  Адекватно использовать все способы предъявления информации и не навя-зывать темп ее предъявления.

11.  Ввести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, по-зволить последнему задавать вопросы.

12.  Позволить обучаемому вход и выход из программы в любой ее точке, обес-печить доступ к ранее пройденному учебному материалу, допускать моди-фикацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельнос-тью.

Эти требования были сформулированы Е.И. Машбицем в институте психо-логии МП УССР еще в 80-х годах прошлого века, но остаются актуальными и в настоящее время.

Сейчас все больше преподавателей в своей педагогической деятельности по разным учебным дисциплинам стали использовать новые информационные тех-нологии во время занятий как для обучения, так и для контроля знаний студен-тов. В литературе прижился термин «обучающая программа», вследствие чего создается впечатление, что при наличии проблемно-ориентированного пакета программ по предмету, компьютер вообще может заменить преподавателя.

В действительность, как показывает опыт, компьютер никогда полностью не заменит человека, а наоборот, по мере широкого внедрения компьютерной тех-ники в обучение и во все сферы человеческой деятельности, роль преподавате-ля, так как он из человека-эффектора, то есть интерпретатора-пересказчика чу-жих знаний, становится человеком творцом, для этого у него высвобождается время для творческой работы с обучающимися.

Таким образом, в первой главе ВКР была обоснована необходимость появле-ния в образовательном процессе такой учебной дисциплины как «информати-ка» при построении в России информационного общества, неотъемлемым пока-зателем которого является информационная культура, ее, в свою очередь, не-возможно представить без компьютерной грамотности населения. Проанализи-рованы этапы формирования курса с учетом опыта зарубежных стран, приведе-на структура современного курса по «информатике» согласно ГОС в высшей школе. Был освещен ряд психолого-педагогических задач, стоящих перед педа-гогом в процессе обучения, а также приведены общие психолого-педагогичес-кие требования, предъявляемые к программно-педагогическим средствам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: