Всякая целенаправленная демонстрация каких-либо предметов может быть названа экспозицией. Музейная экспозиция имеет свои особенности. Во-первых, в ней выставляются музейные предметы, а не предметы вообще. Во-вторых, в основе музейной экспозиции лежит научная концепция, определяющая содержание экспозиции, принципы отбора предметов, обосновывающая требования к художественным решениям.
Экспозиция - это индивидуальное лицо музея. Не бывает двух музеев с одинаковыми экспозициями.
По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические, ансамблевые.
Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т. п.), раскрывающие определенную тему и образующие экспозиционный комплекс.
Систематическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины. Например, «национальный костюм», «нумизматика» и т. п.
Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в музеях, посвященных истории учебного заведения, или это может быть музей хлеба, музей стекла и т. п.
Ансамблевая экспозиция имеет своей целью сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба и т. п.
Выбор той или иной формы экспозиции зависит от концепции музея, состава его фондов, образовательных и творческих задач создателей музея. Для современного музея, в том числе и школьного, характерно разнообразие методов, причём ведущим является комплексно-тематический.
Работа над экспозицией имеет определенную последовательность. Первым этапом является разработка концепции построения (или развития) музея. В научной концепции определяются цели и задачи экспозиции, выявляется специфическое место музея в музейной сети города, области, обосновываются тематическая структура и принцип построения экспозиции, а также отбор экспозиционных тем, которые выражают содержание экспозиции и отвечают поставленным целям и задачам.
Следующий этап научного проектирования экспозиции – разработка расширенной тематической структуры, где должны быть сформулированы все ее разделы, темы и подтемы в строгой последовательности. Параллельно с разработкой тематики необходимо отобрать и аннотировать группы различных источников – письменных, вещевых и изобразительных, которые могут быть использованы в экспозиции. При этом обычно выясняется, что необходим дополнительный сбор недостающего материала. Поэтому в расширенной тематической структуре перечисляются группы музейных предметов и других экспозиционных материалов, которые предполагается представить в экспозиции.
Тематическая структура экспозиций музеев исторического профиля. Имея в виду, что большинство школьных музеев - это музеи исторического профиля, дадим некоторые рекомендации по разработке тематической структуры экспозиции.
Разработка тематической структуры - особо важное звено в научной подготовке экспозиции. Принцип историзма в тематической структуре выражается, прежде всего, в делении её на отделы по общественно-экономическим формациям; далее - на темы и подтемы, которые взаимно связаны между собой.
Осуществление принципа историзма в структуре экспозиции неоднозначно и зависит от характера отражаемых в экспозиции исторических явлений. Принцип историзма утверждает необходимость хронологической последовательности показа отдельных этапов жизни школы, села, района, края и т. д.
Третьим этапом научного проектирования принято считать разработку тематико-экспозиционного плана (ТЭП). Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.
На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название образовательного учреждения, название музея или тему экспозиции, номер или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, фамилию и имя руководителя, список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.
Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию:
№ п/п | Наименование разделов, тем и подтем | Стенды, экспонаты, раскрывающие тему | Ведущие тексты, аннотации, этикетаж | Научно-вспомогательные материалы и место их нахождения в музее | Приме-чания |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает в себя несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1; 1.2; 1.3 и т. д. В тех случаях, когда внутри темы планируется создать несколько экспозиционных подтем, то они, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1;1.1.2;.1.1.3 и т. д.
Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом. Заголовки разделов, тем и подтем в сочетании с индексами могут выглядеть в тематико-экспозиционном плане следующим образом:
3. Великая Отечественная война.
3.1. Армия защищает город
3.1.1. 36-й артиллерийский полк
3.1.2. Отдельный стрелковый полк
3.2. Народное ополчение
3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения
3.2.2. Рабочая бригада металлического завода
3.2.3. Интеллигенция защищает город
3.3. А музы не молчали...
В следующей графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по Главной инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволяют раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспонатурой экспозиции выглядят не эстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Нужно также учитывать и сохранность музейных предметов, выставлять для обозрения только те, на которые экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и масштабную соразмерность экспонатов, чтобы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы можно было хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.
В четвертой графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т. п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичными и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.
В пятой графе приводятся наименования научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения (НВФ № 30; газета «Комсомольская правда», 1987, № 103); или способа их изготовления (снять увеличенную ксерокопию листовки (ОФ № 98); изготовить масштабную модель истребителя ЯК-3 и т. п.). Научно-вспомогательные материалы способствуют более глубокому раскрытию темы. Это диаграммы, схемы, карты, таблицы, планы, созданные на основании тщательного изучения источников и литературы. Они должны дополнять подлинники, но не подменять их. Необходимо указывать и размеры научно-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.
В последней графе (Примечания) можно вносить карандашом пометки об изменениях, произошедших в экспозиционном пространстве (например, добавлены новые экспонаты или изменены тексты) для того, чтобы потом можно было легко внести эти изменения в сам тематико-экспозиционный план.
Создание тематико-экспозиционного плана - работа кропотливая и трудоемкая, но она позволяет детально разработать и представить научную суть предлагаемого экспозиционного решения.
Одним из самых серьезных недостатков экспозиций общественных музеев, в том числе и школьных, является перегруженность их материалами, особенно второстепенными. Поэтому основная задача при создании экспозиции – выделить наиболее существенное, показав через подлинники основные темы, с учетом имеющихся экспозиционных площадей. Материалы, детализирующие основные темы, можно дать скрытым планом (в альбомах, турникетах, выдвинутых щитах и т. д.).
Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. Современные музееведческие методики предполагают две основные формы художественного проектирования экспозиции - генеральное решение и эскизный проект, конечной задачей которых является формирование художественного образа экспозиции, адекватно выражающее ее научное и идеологическое содержание. На этом этапе разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция.
Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т. п.
В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.
После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. В этот период целесообразно посетить ближайшие государственные или общественные музеи для того, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, посоветоваться с профессиональными музейными экспозиционерами. Специалисты музея могут посоветовать или предоставить для изучения специальную литературу, что поможет активу школьного музея выйти на собственные оригинальные решения и избежать возможных ошибок при создании экспозиции своего музея. Но главное - чтобы в процессе проектирования и создания экспозиции приняли участие не только активисты, но и весь коллектив учреждения, чтобы желание создать собственное оригинальное произведение экспозиционного искусства было общим желанием детей и взрослых, тогда музей станет действительно нужным и полезным для всех, кто принимал участие в его создании, и для тех, кто будет посещать этот музей и узнавать новые интересные факты о людях, событиях, временах.
Экспозиционные материалы. Тематическая структура - это лишь «скелет» экспозиции. Она должна быть реализована через экспозиционные материалы.
Основные виды экспозиционных материалов: музейные предметы: культурно-исторические памятники, исторические источники всех типов, выступающие в роли экспонатов. Фотодокументы тоже относятся к музейным предметам.
Экспозиционные научно-вспомогательные материалы: наглядное пояснение музейных предметов и отраженных в них исторических явлений; тексты и фонокомментарии, облегчающие понимание идейного содержания экспозиции и дающие информацию об экспонатах. Указатели облегчают ориентировку в экспозиции.
Музейные предметы. Каждый тип музейных предметов играет свою особую роль, требует специфических приемов показа. Например, вещественные памятники привлекают наибольшее внимание посетителей, так как именно они в наибольшей мере вводят посетителей в обстановку прошедших или совершающихся событий, способствуют созданию ощущения причастности к этим событиям и, вместе с тем, удостоверяют их.
Письменные источники. В условиях музейного показа процесс прочтения более сложный и длительный по сравнению со зрительным восприятием. Поэтому письменный источник-экспонат выступает, в первую очередь, в качестве знака времени, памятника, констатации факта и т. п. Письменный источник может иметь и мемориальное значение. Все это роднит его с вещественным источником. Посетители видят особенности формы, оформления документа, шрифта, почерка, другие особенности.
Документ должен сопровождаться подробной аннотацией. Часто рядом с рукописью помещают строчный печатный текст. Иногда к документу дается цитата из него, фотографии отдельных его листков, выкопировка отдельных строк или абзацев. Таким образом, надо с особым вниманием относиться к превращению письменного источника во впечатляющий доходчивый экспонат.
Документальные фоно- и видеоматериалы. Опыт включения в экспозицию фонодокументов и видеоматериалов распространен очень широко. Это, чаще всего, уникальные звукозаписи воспоминаний ветеранов труда, войны, очевидцев событий, которым посвящена экспозиция. Это могут быть песни, записи шумов, сигналов, звук сирены и т. п.
В настоящее время стало возможным использование видеоматериалов, дающих возможность не только услышать, но и увидеть очевидцев событий - тех, чьи воспоминания бережно хранятся в музее. Целенаправленный подход к этой «сквозной», проходящей через всю экспозицию теме источниковедческого характера значительно расширит познавательные возможности экспозиции.
Экспозиционные научно-вспомогательные материалы. Для повышения познавательного значения экспозиции в нее могут быть включены научно-вспомогательные материалы. Это могут быть карты, схемы, диаграммы, чертежи, цифровые таблицы и т. п. Достоинство этих материалов - наглядность и быстрота восприятия. Но, вместе с тем, не рекомендуется перегружать экспозицию научно-вспомогательными материалами, они не должны подменять музейные предметы.