Предисловие
Одной из первостепенных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности, как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является наличие хорошего состояния здоровья, которое напрямую зависит от образа жизни человека, знаний, умений и навыков здоровьесбережения, устойчивой мотивации и целенаправленных действий укрепления и сохранения здоровья. Анализ трудов ученых, занимающихся вопросами здоровья, свидетельствует о том, что на протяжении многих лет осуществлялись попытки их решения.
В данной лекции рассматриваются такие вопросы как:
1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.
2. Взаимосвязь общей культуры студента и его уровень жизни.
3. Здоровый образ жизни и его составляющие.
4. Структура здорового образа жизни студента.
5. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
7. Критерии эффективности использования здорового образа жизни.
Вопросы к лекции
1. Дайте характеристику основным понятиям («здоровье», «здоровый образ жизни», «физическое самовоспитание» и др.).
2. Какие факторы «риска» для здоровья человека Вы знаете?
3. Какие критерии эффективности использования здорового образа жизни Вы знаете? и др.
Библиографический список
1. Адаптация и здоровье: Учеб. пособие [Текст] / Отв. Ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 301 с.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье.-М.:ФиС,1987.
3. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Основы здорового образа жизни студента. - в. ж.: Среднее профессиональное образование,1995,N4,5,6;1996, N 1, 2,
4. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 378, [1] с.: ил. – (Высшее образование).
5. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст] / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова.- учеб. пособ. для студ. - Новосибирск, 1988.-144 с.
6. Коваленко Н. В. Школа здоровья и развития: монография / Н. В. Коваленко. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. – 243 с. – (Образование и здоровье). – ISBN 978-5-72-91-0428-4.
7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,1991.
8. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/ Волков В. Ю., Волкова Л. М., СПб. гос. техн. ун-т. Санкт-Петербург, 1998. - 97 с.
9. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ.
10. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. / Под общ. ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики,1999.
Тема № 4. Психофизиологические основы учебного труда
и интеллектуальной деятельности
Предисловие
Одна из важнейших характеристик личности - интеллект (от лат. intellectus -познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течении всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике. Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия, оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности.
В данной лекции рассматриваются такие вопросы как:
1. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
2. Утомление и восстановление при физической и умственной работе.
3. Двигательная деятельность - как средство повышения умственной работоспособности.
Вопросы к лекции
1. Поясните сущность основных понятий лекции («интеллект», «умственный труд», «физический труд» и др.).
2. Какие внешние признаки умственного утомления Вы знаете?
3. Какова основная функция двигательной деятельности для организма человека?
Библиографический список
1. Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. – М.: Высш. школа, 1989.
2. Ефимова, И. В. Психофизиологические основы здоровья студентов: учеб. пособие / И. В. Ефимова. – Иркутск: Изд-во ИрГУ, 2003. – 123 с.
3. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов / В. И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2005. – 366 с.
4. Лукьянец, Н. В. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов в вузе: учеб. пособие / Н. В. Лукьянец. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2005. – 164 с.
5. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 447 с.
6. Физическое воспитание: учебник / под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова и др. – М.: Высш. школа, 1983.
7. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. Б. И. Заорского, И. П. Залетаева, Ю. П. Пузырь. – М.: Высш. школа, 1989.
8. Физическое воспитание: учеб. пособие / под. ред. Н. К. Коробейникова, А. А. Михеева, И. Г. Николаенко. – М., 1989.
Практические занятия
Практический курс по дисциплине «Физическая культура» состоит из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности.
Практические занятия
Для основной и подготовительной групп (194 часа)