Последствия принятия христианства на Руси и его влияние на дальнейшее политико-правовое развитие Киевской Руси

 

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену вероисповедания. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришло на Русь понятие церковной иерархии: в Киеве стал жить русский митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (сначала их было пять, потом их число выросло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него - митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.

Митрополит и все духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и правила Вселенских Соборов, а также гражданские законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: "Воспрещать злым и казнить разбойников". "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование", - говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей стране, что он должен блюсти в ней порядок1. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как "всяка власть от Бога" и так как князь "есть Божий слуга", то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей как на дружинных конунгов, которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять, если они неугодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья подрывали свой авторитет, участвуя в грубых ссорах и междоусобицах ("которах" и "коромолах"), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "не переступали чужого предела". Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собой пример Византии, где царская власть почиталась очень высоко.

Церковь затем влияла и на улучшение семейных отношений и нравственности вообще в русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их "церковных уставах", все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные суды, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные суды, во-вторых, ведали всеми семейными делами, возникавшими между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокость по отношению к женам и детям и т.п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки, хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался сам взгляд на раба, и дурное обращение с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным. Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и Киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

В целом следует отметить, что христианство стало государственной идеологией Киевской Руси. Учитывая проблему междоусобной борьбы, именно христианские мыслители (Илларион, Даниил Заточник, Кирилл Туровский и др.) стремились к усилению княжеской власти и государства.

Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром1". Влияние принятия христианства на историю и культуру Руси можно свести к следующим положениям:

· В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений, менялись духовные и нравственные приоритеты. Церковь становилась центром общественной жизни, проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека.

· С принятием христианства Русь также переживает эпоху освоения античности, но не через римские, лежавшие уже почти тысячу лет в руинах, ценности, а через живую культуру Греции, во многом сохраненную Византией. Как пишет И. Экономцев, античное наследие "как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси". Через Иоанна Дамаскина русские познакомились с философией и логикой Аристотеля. Широко распространялись античные знания в области астрономии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. Русское православие как бы объединило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Восточное миросозерцание, устремленное к Небу и проникнутое духом античной гармонии, положило свою печать светлости, легкости и окрыленности в основание нашей культуры.

· Христианство принесло с собой письменность. При этом, если богословские книги на Западе писали на латыни, то на Руси стала использоваться азбука славянского языка - кириллица, созданная святыми Кириллом и Мефодием. Вместе с этим, на большую высоту поднялась вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература.

· Христианизация Руси уже в первые века привела к серьезным изменениям в бытовой сфере жизни людей. Об этом свидетельствуют те литературные источники, которые вошли в обиход историков ("Повесть временных лет", "Правда русская", а также Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, "Слово Даниила Заточника", "Поучения" Владимира Мономаха). Давая общую оценку русской литературе, Д.С. Лихачев писал: "Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая".

Было бы преувеличением утверждать, что христианство стало основой культуры всех слоев общества Киевско-Новгородской Руси той эпохи. Официальное утверждение христианства на Руси происходило еще в течение многих лет. Но и в это время, и в последующие годы оно существовало рядом с языческими верованиями. Крещение, как пишет Г, Флоровский, означало разрыв. "Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания... продолжалась своя уже утаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная. И в сущности, слагались две культуры: дневная и ночная".

В целом, принятие христианства на Руси способствовало:

· включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль;

· установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;

· созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;

· укреплению молодой русской государственности;

· гуманизации всего древнерусского общества;

· становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране:

· развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей.

Таким образом, церковь и христианство сыграли значительную роль в истории Киевской Руси, дальнейшем политико-правовом развитии государства, которое актуально и в настоящее время.

·

 

 

                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в Бога,- Высшего творца и Христа–спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека (ООН, ЮНЕСКО). Важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними.

Само русское христианство сохранило в себе влияние не только византийское, но таких стран, как

1. Великая Моравия В конце X века распалось под ударами немцев-католиков держава Великая Моравия на Балканах и часть православных христиан эмигрировала, в том числе и в русские земли. Около Киева археологи обнаружили христианские захоронения, аналоги которым прослеживаются на Балканах.2.АрианствоИрландская церковь, долгое время существовавшая обособленно от Рима, выплеснулась в VI - VIII вв. миссионерством по всей Европе. Аналоги новгородских православных крестов особой формы ученые находят по южному берегу Балтики задолго до 988 года. Возможно, оттуда же на Руси в церквах появились колокола.На мой взгляд, основное значение принятия христианства заключается в следующем:1. Укрепление власти князя

· Внутри страны возникают новые политические отношения. "На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только для защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка" (В. О. Ключевский).

2. Создание церковной организации

· Русская митрополия состояла из 9 епархий (15 к XIII веку). Появилось белое (с семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри.

· Церковная юрисдикция распространилась не только на священников, но и на все население по церковным (преступления против церкви) и семейным делам.

· Возникает церковная десятина как налог в пользу церкви со всего населения.

3. Церковное просвещение и культура

· Православие в отличие от католицизма внимательно относилось к местным языкам. Создание русской азбуки принадлежит болгарским проповедникам Кириллу и Мефодию, хотя славянская письменность существовала и до них.

· Монастыри (Киево-Печерский) становятся очагами культуры и образования. Переводятся с греческого канонические книги. Появляются русские писатели - митрополит Илларион и Кирилл Туровский

· Церковное строительство положило начало искусству храмовой архитектуры и храмовой живописи.



ИСТОЧНИКИ

 

1. Хрестоматия по истории России: В 4-х т.т. – Т.1. С древнейших времен до VII века/ Сост.:  И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Междунар. Отношения, 1994


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: