События второй половины октября 1956 г., последовавшие за окончанием работы Совета Безопасности по суэцкому вопросу, развивались с поразительной быстротой. 14 октября из Нью-Йорка начали разъезжаться министры иностранных дел, принимавшие участие в работе Совета, а на следующий день Лондон и Париж буквально лихорадило от кипучей деятельности представителен дипломатических и военных ведомств. И те и другие торопились.
В кабинете премьер-министра Англии генерал Шалль подошел к карте Среднего Востока и положил на нее обе руки; одну—на Синайский полуостров, где должны быть по плану позиции израильских войск, другую — на долину Нила, где расположены укрепления египетской армии. Английские же и французские войска, пояснял французский генерал, будут высажены в зоне канала.
— Хорошая идея,— сказал Иден.
С 22 по 26 октября французские военно-морские силы, предназначавшиеся для участия в агрессии, покинули базу в Тулоне.
В последних числах октября к берегам Израиля подошла французская эскадра в составе боевых кораблей «Кэрсан», «Сюркуф», «Бувэ». В ее задачу входило прикрывать с моря побережье Израиля во время нападения последнего на Египет.
|
|
Однако Соединенные Штаты Америки не спешили принимать меры, чтобы воспрепятствовать агрессии. Ничего не сделали США для пресечения агрессии и позже, когда находившееся в сговоре с англичанами и французами израильское правительство приступило к военным приготовлениям, объявив мобилизацию.
Что касается послания Эйзенхауэра премьер-министру Израиля Бен-Гуриону по поводу объявленной мобилизации, то Уотт пишет, что президент США «выражал серьезное беспокойство и предупреждал Израиль не начинать военных действий», а позднее потребовал немедленных... трехсторонних переговоров. Понятно, что такое заявление Эйзенхауэра не сыграло и не могло сыграть важной роли в отношении сохранения мира на Арабском Востоке: на это оно и было рассчитано. Призыв президента Эйзенхауэра к Бен-Гуриону «ничего не предпринимать, что могло бы нарушить мир», не был принят всерьез, что не без основания отмечал и западногерманский автор Бретхольц.
А США могли многое сделать и в этот критический момент. Известно, что и английское и французское правительства внимательно изучали позицию правительства этой страны. Более того, англичане и французы рассчитывали, что в решающий момент, если Советский Союз и другие социалистические страны выступят в защиту Египта, США поддержат своих союзников. Еще ранее Иден и Пино заявляли Даллесу, что если США не позволят Англии и Франции добиться своих целей, в том числе силой оружия, то судьба Атлантического союза будет поставлена на карту.
|
|
Первоначально предполагалось начать тройственную агрессию 6 ноября, в день выборов президента США. Затем было решено перенести начало выступления на более ранние сроки.
Безусловно, контрреволюционный мятеж в Венгрии, поднятый с помощью и при поддержке международных империалистических кругов, явился одной из главных причин изменения срока начала выступления против Египта.
Хотя некоторые руководители английской и французской дипломатии, как уже отмечалось, и недооценивали роли Советского Союза в международной жизни, все же и Лондону и Парижу было далеко не безразлично, какую помощь сумеет оказать Советский Союз египетскому народу в борьбе против вооруженной интервенции. Колониальным кругам Франции и Англии были хорошо известны планы международной реакции по подготовке мятежа, что имело огромное значение для выбора дня начала агрессии.
Помимо контрреволюционного мятежа в Венгрии были идругие причины, заставлявшие Англию и Францию торопиться. К ним следует отнести, прежде всего, рост сопротивления агрессорам на Арабском Востоке. Перед угрозой совместных действий двух колониальных держав арабские страны усилили борьбу за независимость. Выборы в Иордании 21 октября закончились победой патриотических, демократических сил. Проведенные в условиях подъема антиимпериалистического, антиколониального движения, выборы показали, что иорданский народ выступает за самостоятельную, независимую политику. Новое правительство Сулеймана Набулси выступило за союз с Египтом и Сирией.
На четвертый день после выборов Египет, Сирия и Иордания создали объединенное командование. Это заставило англо-французское командование торопиться: перспектива иметь противниками вооруженные силы трех арабских стран вместо одной явно не устраивала агрессоров.
Таким образом, многие факторы оказали влияние на решение английских и французских колонизаторов действовать быстрее. Это, во-первых, контрреволюционный мятеж в Венгрии; во-вторых, укрепление обороноспособности Египта и других арабских стран; в-третьих, международные противоречия, в данном случае между Англией и Францией, с одной стороны, и США — с другой; в-четвертых, выборы президента в США 6 ноября.
30 октября радио сообщило, что вечером 29 октября - Израиль совершил интервенцию против Египта. Нападение было хорошо подготовлено. Израильские войска в соответствии с разработанным Англией, Францией и Израилем планом начали наступление на Синайском полуострове. Один полковник египетской армии говорил о нападении Израиля на Египет: «Не думайте, что это были только израильские войска. Нас бомбили и израильская - авиация, и самолеты с опознавательными знаками НАТО, и самолеты, не имеющие опознавательных знаков».
В нападении на Египет на стороне израильской армии приняла участие французская авиация, прикрывавшая наземные войска и обстреливавшая с воздуха египетские части на Синайском полуострове.
События развивались по заранее намеченному Англией, Францией и Израилем плану; дипломатия же этих стран, прикрывая действия военных ведомств, делала вид, что ей ничего не известно. Образцом лицемерия могут служить действия английской дипломатии. Посол Англии вТель-Авиве сделал 27 октября представление израильскому правительству в связи с провокациями, чинимыми войсками Израиля на границах арабских стран. Посол заявил, что атака Израиля на Иорданию автоматически повлечет за собой выступление Англии на стороне Иордании. На самом же деле Англия, как мы знаем, действовала вместе с Израилем против арабских государств, в том числе и против Иордании.
|
|
Вечером 29 октября английский посол в Тель-Авиве по всем правилам дипломатической практики информировал свое правительство о том, что израильские войска перешли египетскую границу и продвигаются в глубь Синайского полуострова. В тот же день Даллес дважды встречался с поверенными в делах Англии и Франции в Вашингтоне.
Вывод из этого только один: США не хотели ни предотвратить агрессию, ни остановить своих союзников по НАТО.
В Вашингтоне прекрасно знали, что делали. Еще до нападения Израиля па Египет американское правительство дало указание немедленно эвакуировать из Египта граждан США. В срочном порядке были эвакуированы американские граждане из Сирии и Иордании. Покинули американцы и зону Суэцкого канала, в том числе 16 лоцманов, работавших на канале.
Заявляя на словах, что они против вооруженной интервенции, американские правящие круги ни разу в течение трех месяцев (август — сентябрь) не предупредили Лондон и Париж о том, что США не допустят разрешения суэцкого кризиса силой оружия. Как выше было показано, США фактически подталкивали Англию и Францию к агрессии против Египта.
США в ООН, хотя и с оговорками, очень осторожно выступили за прекращение англо-франко-израильской агрессии. Это послужило основанием для попыток представить США как борца за мир, как защитника интересов египетского народа.
Как об этом говорят факты, американская дипломатия и в момент самой агрессии продолжала вести сложную игру, защищая интересы монополистических кругов США, стремившиеся занять место Англии и Франции на Ближнем и Среднем Востоке. Политика США в этом районе, как и политика Англии и Франции, была империалистической. Различие в позиции объяснялось лишь тем, что в этом районе столкнулись интересы двух групп, каждая из которых стремилась обеспечить себе господствующее положение. Усилия американской дипломатии были направлены отнюдь не на защиту египетского народа и его интересов, а на ослабление позиций конкурентов в колониальной борьбе. Именно этим, помимо демагогии, объясняется выступление США в ООН за прекращение англо-франко-израильской интервенции в Египте.
|
|
Заявление вице-президента США Никсона о том, что Соединенные Штаты Америки якобы во время интервенции в Египте «впервые в истории показали, что их политика отличается от англо-французской политики в отношении Азии и Африки», вызвало удивление и раздражение в правящих кругах Англии. Не случайно Иден эти слова Никсона цитирует в мемуарах с нескрываемым осуждением. Да и кому, как не ему, активному участнику событий тех лет, была наилучшим образом известна истинная политика правящих кругов США.
Советский Союз с момента возникновения суэцкого кризиса и до ликвидации его последствий проводил твердую и последовательную политику, полностью отвечавшую национальным интересам египетского народа. В отличие от США Советский Союз не скрывал своих намерений и целей. Советское правительство неоднократно заявляло, что в случае развязывания агрессии Египет не останется одиноким. И не вина Советского Союза, что в Лондоне и Париже не прислушались к этим словам. СССР принял решительные меры к прекращению агрессии против Египта. Эти меры в конце концов оказали необходимое действие на агрессоров.
Стремясь выиграть время после нападения Израиля на Египет, Англия и Франция тормозили действия Совета Безопасности и не давали возможности принять меры к пресечению агрессии. Чтобы помешать поступлению в ООН сведений, израильские власти выслали из демилитаризованной зоны наблюдателей ООН и заминировали ее.
А в это время Лондон и Париж продолжали осуществлять план агрессии против Египта. В начале дневного заседания Совета Безопасности 30 октября выступил представитель Англии Диксон, который зачитал ультиматум 61, предъявленный Англией и Францией за несколько часов до этого Египту и Израилю.
Но в Париже и Лондоне добивались не просто оккупации Суэцкого канала. Там выискивался предлог для открытой войны против Египта. Именно поэтому англо-французский ультиматум был преднамеренно составлен так, чтобы исключить его принятие египетской стороной.
Ультиматум содержал следующие требования: прекращение военных действий на суше, море и в воздухе; отвод войск за десятимильную полосу от Суэцкого канала; согласие, на оккупацию англо-французскими войсками ключевых позиций в зоне канала — Порт-Саида, Исмаилии и Суэца. В случае отказа выполнить условия ультиматума Лондон и Париж угрожали вооруженным вмешательством под предлогом «разделения» воюющих сторон. По условиям ультиматума английские я французские вооруженные силы должны быть введены в зону Суэцкого канала в любом случае и независимо от того, будет ультиматум принят или отвергнут. Как писала французская газета «Комба», текст ультиматума был составлен так, что английские и французские войска «оккупируют стратегические позиции Суэцкого канала с разрешения или без разрешения Насера». Формально такие требования были предъявлены также Израилю, хотя совершенно очевидны иные цели такой меры.
Понятно, что ни одно правительство, ценящее суверенитет своей страны, не могло принять такой ультиматум. Естественно, что не приняло его и египетское правительство. «Египет отклонил ультиматум,— писал Габбей.— Он не был агрессором, и поэтому от него нельзя было требовать отвода войск или прекращения огня». С этими словами нельзя не согласиться.
Диксон, к которому присоединился и французский представитель, пытался доказать, что Совет Безопасности не может принять никаких практических мер ни для остановки военных действий, ни для обеспечения прохода судов через Суэцкий канал. Этим заявлением Англия и Франция как бы бросили вызов всему миру. В Лондоне и Париже пошли на это, надеясь быстро сломить сопротивление Египта и, прежде чем кто-либо придет на помощь египетскому народу, поставить ООН и весь мир перед свершившимся фактом.
Советский представитель в Совете Безопасности А. А. Соболев не стал вступать в дискуссию с английским представителем Диксоном. «Советская делегация могла бы многое сказать по поводу заявления г-на Диксона, которое мы только что заслушали, относительно ультиматума, предъявленного Египту правительствами Англии и Франции,— заявил А. А. Соболев.—...События в настоящее время развиваются так быстро, что не время говорить в Совете длинные речи. Совет должен действовать, и действовать быстро». И советская делегация показала пример оперативности, Когда делегации Англии и Франции отклонили проект резолюции США, советские представители внесли свой проект, сохранивший преамбулу и первый пункт американского проекта, предусматривавший немедленный отвод войск Израиля за линию, установленную перемирием.
Совет Безопасности возобновил заседание в 21 час по нью-йоркскому времени 30 октября. После выступления ряда делегатов советский проект был поставлен на голосование. За его принятие проголосовало семь делегаций, т. е. большинство Совета, против — только две делегации — Англии и Франции. Хотя в советский проект были включены предложения, взятые из американ ского, представители США, а за ними Бельгии от голосования воздержались. Таким образом, Англия и Франция вновь парализовали деятельность главного органа ООН по поддержанию мира и международной безопасности.
Взяв слово после голосования, А. А. Соболев осудил действия Англии и Франции, он подчеркнул серьезную ответственность, которую они берут на себя.
Ввиду того, что Совет Безопасности оказался парализован действиями Англии и Франции, назрела необходимость созыва Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Представитель Югославии внес 30 октября в Совет Безопасности официальное предложение о созыве Чрезвычайной сессии.
А 31 октября, начав бомбардировку с воздуха и обстрел с моря египетской территории, английские и французские вооруженные силы предприняли вслед за Израилем агрессию против Египта.
В тот же день Советское правительство сделало Заявление о вооруженной агрессии против Египта, осудило агрессоров, призвало Совет Безопасности ООН принять меры к прекращению агрессивных действий Англии, Франции и Израиля в отношении Египта и к немедленному выводу войск интервентов с египетской территории.
На этом заседании выступили и представители Англии и Франции, которые, вопреки здравому смыслу, пытались утверждать, что англо-французская агрессия против Египта предпринята якобы «в интересах мира и порядка».
1 ноября 1950 г. открылась Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи. Сессия начала работу в сложной обстановке. Англия и Франция продолжали агрессию против Египта. Англо-французская авиация беспрерывно бомбила мирные египетские города и населенные пункты. Израильские войска, получив поддержку со стороны Англии и Франции, усилили давление на Снайском полуострове.
На повестке дня Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН стоял один вопрос: о серьезном положении, сложившемся на Ближнем и Среднем Востоке в результате англо-франко-израильской агрессии против Египта.
Представитель Англии Диксон, как и в Совете Безопасности, всячески оправдывал агрессию против Египта, называя ее временной акцией. Он выразил надежду, что Генеральная Ассамблея сочтет акцию Англии, Франции и Израиля против Египта «обоснованной»,
Одновременно Диксон не удержался от выпадов против Советского Союза, обвинив его во вмешательстве в дела Среднего Востока.
От американской делегации на сессии выступил государственный секретарь США Даллес. Осудив действия Англии, Франции и Израиля против Египта, он, однако, ни разу не назвал их агрессией. По словам Даллеса, это лишь «серьезная ошибка», идущая вразрез с целями ООН. Государственный секретарь внес проект резолюции, который, хотя и не осуждал агрессоров, но все же призывал к немедленному прекращению военных действий против Египта.
В ночь на 2 ноября сессия приступила к поименному голосованию проекта резолюции, внесенного делегацией США. Американский проект имел ряд недостатков: в нем не осуждались агрессоры, не предусматривались конкретные меры по прекращению военных действии и др. Проектрезолюции был принят голосами 64 делегации. Против голосовали пять стран: Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Израиль.
Пока в Нью-Йорке действовали дипломаты, в районе Суэца развивали деятельность военные. Англо-французское командование, столкнувшись с сопротивлением египетского народа, вводило в бой новые силы, чтобы как можно скорее осуществить намеченные цели.
Англо-франко-израильская агрессия всколыхнула все страны Среднего и Ближнего Востока. В ноябре вспыхнули восстания в Иране, на Бахрейнских островах. В Ираке, несмотря на введение в стране чрезвычайного положения и принятие репрессивных мер, в ряде городов (Багдад, Мосул, Басра и др.) произошли мощные демонстрации.
Многие арабские страны заявили о поддержке Египту. Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Ирак и Сирия отозвали своих послов из Англии и Франции. В Сирии началось формирование народного ополчения. Правительства — члены Лиги арабских стран заявили, что придут па помощь египетскому народу.
В Египте с каждым днем все большее число граждан становилось на защиту родины. Египетский народ воодушевляло то, что он был не одинок, его поддерживали арабы других стран, честные люди во всем мире. Вместе с ним на активную борьбу в защиту независимости страны выступили Советской Союз и другие социалистические страны.
В такой обстановке командование французскими и английскими интервенционистскими войсками проявляло нервозность и торопливость, а в Нью-Йорке представители Англии и Франции стремились затянуть обсуждение. Французская делегация, например, получила инструкцию своего правительства выиграть несколько дней. По мнению французского правительства, каждый выигранный день равнозначен победе.
Первоначально предполагалось, что десант будет выброшен 6 ноября, но развитие событий заставляло торопиться. Из Нью-Йорка поступило сообщение, что представитель Израиля готов согласиться с предложением ООН о прекращении огня. Немедленно из Лондона в Никозию был передан приказ о перенесении начала десантных операций на сутки раньше. На военно-воздушных базах в районе Средиземного моря срочно готовились самолеты, которые утром 5 ноября доставили авиадесант в район Порт-Саида. Французскими десантниками командовал полковник Шато-Жобер.
Но десантные операции не могли принести успеха Англии и Франции. Если парашютистам сравнительно легко удалось запять Порт-Фуад, то в Порт-Саиде они встретили ожесточенное сопротивление. Город вместе с войсками защищало почти все население.
В этой обстановке накануне высадки десанта в Порт-Саиде по просьбе правительства Египта было вновь созвано заседание Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи. Внесенные на заседании два проекта резолюции США (о возобновлении судоходства по Суэцкому каналу и о решении палестинской проблемы) показали, что США стремятся выгородить Англию и Францию: в этих резолюциях отказ Англии, Франции и Израиля выполнить решение Генеральной Ассамблеи не осуждался. Вопрос об обеспечении свободы судоходства и палестинский вопрос по существу нельзя было ни обсуждать, ни решать до тех пор, пока войска агрессоров не покинут полностью территорию Египта. США опасались, как отмечал корреспондент «Нью-Йорк таймс» из Вашингтона, что «Ассамблея примет более решительную резолюцию, чем того хотели Соединенные Штаты».
Закономерен вопрос: почему же США, заявлявшие о желании поскорей прекратить агрессию, проявили мягкость в отношении Англии, Франции и Израиля и медлительность при обсуждении вопроса об агрессии в Совете Безопасности и на Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи?
Делали это США по многим причинам: и потому, что боялись разрушить НАТО; и потому, что стремились ослабить своих союзников в затяжной войне; и потому, наконец, что хотели, чтобы интервенционистские войска Англии, Франции и Израиля подготовили почву для усиления влияния в этом районе американского монополистического капитала. Иначе говоря, США рассчитывали руками своих союзников загребать жар на Ближнем и Среднем Востоке.
Огромное значение в борьбе миролюбивых сил против англо-франко-израильской агрессии имели Заявление Советского правительства о вооруженной агрессии против Египта (31 октября) и послания Председателя Совета Министров СССР Д. Эйзенхауэру, А. Идену, Ги Молле и Бен-Туриону (5 ноября). В этих исторической важности документах Советский Союз, призвав Англию, Францию и Израиль к немедленному прекращению кровопролития в Египте, предупредил их о той опасности, которой может привести продолжение агрессии. Советское правительство обратилось к Соединенным Штатам Америки с призывом объединить свои усилия в ООН для принятия решительных мер против агрессоров. Оно предложило, чтобы США и СССР по решению ООН использовали свои силы для пресечения агрессии против египетского народа, против стран Арабского Востока.
5 ноября Советский Союз призвал Совет Безопасности предложить правительствам Англии, Франции и Израиля немедленно прекратить военные действия против Египта и в трехдневный срок вывести с египетской территории войска. СССР рекомендовал также Совету Безопасности признать необходимым, чтобы все члены ООН, в первую очередь СССР и США, как постоянные члены Совета безопасности, располагающие крупными вооруженными силами, оказали Египту помощь путем посылки вооруженных сил, если Англия, Франция и Израиль не прекратят военных действий и не подчинятся решениям ООН.
Известие о том, что СССР предложил США использовать вооруженные силы для совместного отражения агрессии в Египте, произвело среди правящих кругов Англии и Франции впечатление разорвавшейся бомбы. Не случайно, некоторые исследователи и публицисты называют Заявление Советского Союза от 5 ноября «советской бомбой».
Получив ноту СССР, в Лондоне и Париже забеспокоились. Как пишет Бенуа-Мешэн, Иден был склонен думать, что это «блеф». Ги-Молле полагал, что русские слишком заняты событиями в Венгрии, чтобы предпринять эффективные меры на Ближнем Востоке. Тем не менее, всю ночь на 6 и утро 6 ноября французская и английская дипломатия посвятила выяснению проводимых СССР мероприятий, а также позиции Соединенных Штатов Америки в Случае одностороннего вмешательства Советского Союза в конфликт в Египте.
А позиция США была такова: на советское предложение о совместном применении вооруженных сил для того, чтобы положить конец агрессии, Белый дом ответил отказом. Официальным мотивом отказа была ссылка на то, что введение войск явится нарушением Устава ООН и обострит обстановку в регионе. В этом вновь проявилась двойственная позиция, которой США придерживались в течение всего кризиса. Желая поражения Англии и Франции, а следовательно, ослабления их позиций как конкурентов на Арабском Востоке, США вместе с тем не хотели разрыва отношений с этими странами – основными партнерами по НАТО.
Правящие круги Англии и Франции рассчитывали, что если Советский Союз выступит на стороне Египта, то США окажут им помощь. Но европейские союзники США по НАТО не дождались от Вашингтона того ответа, которого они так хотели. Предупреждение от 5 ноября сыграло свою роль. В ночь на 7 ноября 1956 г. военные действия в Египте были прекращены. Агрессия провалилась.
Согласие Англии, Франции и Израиля на прекращение огня не означало, однако, окончания тройственной интервенции против Египта. На египетской территории находились английские, французские и израильские войска. Не собирались отказываться от экспансионистских планов и правящие круги этих стран.
С прекращением огня на очередь встал вопрос о выводе иностранных войск с египетской территории. Это была не менее сложная и не менее трудная задача, чем прекращение военных действий, ибо колониальные круги Англии и Франции рассчитывали с помощью оккупационных войск добиться уступок со стороны Египта.
Не отставал от своих партнеров и Израиль, правящие круги которого добивались отторжения от египетской территории ряда районов (г. Газы и побережья Акабского залива). В ООН представители трех стран заявили, что они отказываются вывести войска из Египта до тех пор, пока правительство этой страны не примет обязательств, на которых они настаивали.
Вопрос о выводе войск приобретал особую остроту и в связи с тем, что Англия, Франция и Израиль стремились использовать свои войска для того, чтобы оказать новое давление на Египет. Английские, французские и израильские представители в ООН выдвигали различные предлоги в обоснование задержки с выводом войск, а согласие на вывод оговаривали различными условиями. Такая позиция стран-агрессоров вызвала законное осуждение представителей многих стран.
Выступивший 7 ноября на заседании Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи советский представитель В. Б. Кузнецов заявил, что СССР, настаивая на немедленном выводе иностранных войск, которые вторглись в Египет, считает, что только это создаст условия для восстановления спокойствия в районе Среднего Востока.
10 ноября было опубликовано заявление ТАСС. В нем прекращение военных действии против Египта отмечалось как положительный факт. Вместе с тем высказывалось опасение, не явится ли заявление Англии и Франции о прекращении военных действий «лишь маневром, рассчитанным на выигрыш времени, на получение передышки для еще большего накопления сил в расчете
возобновить агрессивную войну против Египта идругих стран Ближнего Востока в еще больших масштабах».
«В руководящих кругах СССР заявили, что если Англия, Франция и Израиль, вопреки решениям ООН, не выведут всех своих войск с территории Египта, и под различными предлогами будут затягивать осуществление этих решении и накапливать силы, создавая угрозу возобновления военных действий против Египта, то соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость».
Если предупреждение Советского Союза от 5 ноября оказало решающее влияние на прекращение англо-франко-израильской агрессии, то заявление, ТАСС от 10 ноября 1956 г, сыграло решающую роль в выводе английских и французских войск из Египта.
После этого заявления в Лондоне и Париже проявили сговорчивость и, в конце концов, согласились с решением ООН.
22 декабря английские и французские войска покинули Порт-Саид и другие захваченные ими территории Египта. Но Израиль задерживал выполнение решения Генеральной Ассамблеи о выводе своих войск с египетской территории. Поэтому советская делегация на XI сессии Генеральной Ассамблеи продолжала борьбу за вывод из Египта израильских войск. Пока войска Израиля оставались па египетской земле, над Египтом висела угроза агрессии, ибо за спиной Израиля стояли западные державы.
28 марта было опубликовано заявление ТАСС, в котором обращалось внимание на серьезность обстановки на Ближнем иСреднем Востоке, созданной западными державами, прежде всего США. Советское правительство предупредило Израиль и стоящие за его спиной державы об опасных последствиях проводимой ими политики.
В конце концов, удалось сломить последнее сопротивление агрессоров - в марте 1957 г. с египетской территории были выведены также израильские войска.
Выводы
1. После прекращения огня в Египте Советский Союз значительно укрепил свои позиции в арабском мире. Политика Советского Союза нашла отклик и понимание в арабских странах. В результате отношения между СССР иарабскими странами заметно улучшились.
2. Успехи Израиля заключались в изгнании федаинов из районов, расположенных на границе с Египтом, и освобождение порта Эйлат, который превратился из небольшого поселка, насчитывавшего менее 1 тыс. жителей, в процветающий порт с населением свыше 15 тыс. человек. В следующем десятилетии Израиль стал ядерной державой, продолжил сотрудничество с Францией и заключил новые соглашения с Соединенными Штатами и Великобританией. В 1957 году эти государства объявили Тиранский пролив открытым для международного судоходства и заявили, что примут меры для обеспечения свободного прохода через него в залив Акаба. (Тиранский пролив несомненно представлял собой территориальные воды, но международное право требовало, чтобы прибрежные государства предоставляли всем судам право мирного прохода через такие проливы, если они ведут в международные воды или к территории другого государства.) Арабы продолжали говорить об уничтожении Израиля, но эти заявления стали казаться ширмой, за которой скрывалась тайная уверенность в том, что Израиль пришел, чтобы остаться. Тем не менее последовало не установление мира, а лишь приостановление боевых действий, сопровождавшееся все более частыми заявлениями с обеих сторон о необходимости нового раунда.
3. Поражение во время Суэцкого кризиса свидетельствовало о явной утрате Великобританией своих позиций на Ближнем Востоке. Послевоенные планы формирования новых отношений с Египтом и другими странами региона, как правило, не соответствовали возможностям и настрою англичан. Причины были главным образом финансовыми, но к ним добавились также крушение империи в Азии и изменение положения в мире нефти, где Великобритания и Соединенные Штаты поменялись ролями. Отступление Англии началось, хотя и незаметно, в 40-х годах с отказа от мандата на Палестину и передачи Соединенным Штатам британских позиций в Турции в связи с доктриной Трумэна. К 1956 году на Ближнем Востоке господствовала не британская или какая-либо другая империя, а американская стратегия холодной войны и поддержки Израиля.
4. Локальный вопрос о национализации Суэцкого канала перерос в более широкий вопрос о праве угнетенных народов защищать свои национальные интересы. Суэцкая проблема превратилась в международную проблему. Особенно внимательно следили за развитием суэцкого кризиса народы, боровшиеся за свою независимость. Когда в октябре 1956 г. представители 18 государств — сторонников плана «интернационализации» канала собрались на новую конференцию в Лондоне и приняли решение об образовании Ассоциации пользователей Суэцким каналом, Советский Союз, Индия, Сирия и ряд других государств выступили с заявлениями, что этот план также имеет целью лишить Египет его законных прав на канал. Многие из числа 18 государств отказались участвовать в ассоциации.
5. После провала Суэцкой авантюры Соединенные Штаты Америки решили занять утраченные ими позиции на Ближнем Востоке. Это решение было открыто провозглашено в послании президента Эйзенхауэра конгрессу США от 5 января 1957 г. и в совместной резолюции обеих палат конгресса, принятой в ответ на это послание. В резолюции предусматривалось предоставление американской «помощи» для борьбы против «агрессии со стороны любой страны, контролируемой международным коммунизмом». Президенту США были предоставлены полномочия использовать для этой цели по своему усмотрению вооруженные силы США.
Принятая конгрессом резолюция была подписана президентом США и превратилась в официальную директиву, получившую название «доктрины Эйзенхауэра» (или «доктрины Эйзенхауэра — Даллеса»).
Литература
1. А. С. Протопопов «Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 г.»
//г. Москва, изд. «Наука», 1969 г.
2. «Большая Советская Энциклопедия //г. Москва, том 23, 1985 г., стр.112-113.
3. Военный энциклопедический словарь. М., 1983 г., с.35.
4. Дипломатический словарь. Т.1, М., 1984 г., с.73-74.
5. История дипломатии. Т.V.М., 1974 г., с.533-562.
6. П.Кальвокоресси. Мировая политика 1945-2000. В 2-х кн. Кн.1. М., 2003 г., с.467-476.
7. Всемирная история. М., 1979 г., т.ХП, с.506-511.