Точка зрения Г. Лебона

«Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов. Одна из таких идей - идея всеобщего равенства.» [8]

Лебон в своей работе пытается опровергнуть такую популярную среди людей идею равенства. Я с автором полностью соглашусь, ибо идея равенства людей и человечества чистой воды политический ход со стороны заявляющего, на котором можно поднять свой политический авторитет и добиться выгодных себе установок.

По примерам всех революционных явлений, которые проходили под флагами свободы и равенства в новое и новейшее время, можно сделать вывод, что вскоре после революции в обществе возникает прослойка «более равных» граждан, которые охраняют своё положение и давят своих противников в разы кровавее и жестче, чем свергнутый ими режим.

Лебон в разделение и неравенстве рас основывается на физических и моральных качествах представителей рас. Опираясь на чисто анатомические признаки, такие, как цвет кожи, форма и емкость черепа, Лебон считает, что человеческий род состоит из многих совершенно отличных видов и вероятно очень различного происхождения.

По его мнению, эти анатомические особенности, по крайней мере, те из них, которые имеют отношение к его анализу, допускают только общие, очень грубые, подразделения. Их различия появляются только у человеческих видов, совершенно отличных друг от друга, например, у белых, негров и желтых. Но народы, считает французский учёный, очень похожие по своему внешнему виду, могут сильно отличаться своими способами чувствовать и действовать, и, следовательно, своими цивилизациями, своими верованиями и своими искусствами.

Автор в доказание своей правоты приводит пример того, что за недостатком анатомических особенностей его предшественники и научные оппоненты хотели опереться для классификации известных народов на различные элементы, такие, как языки, верования и политические учреждения; но подобные классификации не выдерживают серьезной критики. Лебон доказывает, что многие народы сумели ассимилироваться, преобразовав чужие языки, верования и учреждения настолько, чтобы они могли согласоваться с их душевным складом. Основания для классификации, которых не могут дать анатомия, языки, среда, политические группировки, считает автор, даются нам психологией. Последняя показывает, что позади учреждений, искусств, верований, политических переворотов каждого народа находятся известные моральные и интеллектуальные особенности, из которых вытекает его эволюция. Данные особенности в своей совокупности и образуют то, что можно назвать душой расы.

По мнению Лебона моральные и интеллектуальные особенности, совокупность которых выражает душу народа, представляют собой синтез всего его прошлого, наследство всех его предков и побудительные причины его поведения. У отдельных индивидуумов той же расы они кажутся столь же изменчивыми, как черты лица; но наблюдение показывает, что большинство индивидуумов этой расы всегда обладает известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки, по которым классифицируются виды.

Лебон выводит новый термин (точнее оформляет научно) в процессе изучения национализма – «национальный характер» и определяет его как агрегат общих психологических особенностей.

Исходя из вышеназванного факта, совокупность характеров представителей одной национальности образует средний тип, дающий возможность определить народ. Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно, должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца, аналогичный идеальному типу, какой представляет себе натуралист, когда он в общих чертах описывает собаку или лошадь. 

Французский учёный доказывает так же существование «души» расы. Он считает, что невидимая в своей сущности, эта душа очень видима в своих проявлениях, так как в действительности она управляет всей эволюцией народа. «Можно сравнивать расу с соединением клеточек, образующим живое существо. Эти миллиарды клеточек имеют очень непродолжительное существование, между тем как продолжительность существования образованного их соединением существа относительно очень долгая; клеточки, следовательно, одновременно имеют жизнь личную и жизнь коллективную, жизнь существа, для которого они служат веществом. Точно так же каждый индивидуум какой-нибудь расы имеет очень короткую индивидуальную жизнь и очень долгую коллективную. Последняя есть жизнь расы, в которой он родился, продолжению которой он способствует и от которой он всегда зависит.»[9]

Когда какая-нибудь нация достигла этого объединения, то устанавливается инстинктивное согласие всех ее членов по всем крупным вопросам и серьезные разногласия не могут возникать более в ее недрах. Данная общность чувств, идей, верований и интересов, созданная медленными наследственными накоплениями, придает психическому складу народа большое сходство и большую прочность, обеспечивая ему в то же время громадную силу.

Самым однородным и сплоченным народом Лебон считает англичан, ибо у этих последних англосакс, нормандец, древний бретонец, в конце концов слившись, образовали очень однородный тип, поэтому и образ действия их одинаков. Благодаря этому слиянию, они в конце концов прочно приобрели себе следующие три главных основы народной души: общие чувства, общие интересы, общие верования.

Лебон посвящает целую главу в своей книге изменению психического склада рас. Лебон предполагает, для того чтобы разъяснить причины этих изменений, мы должны прежде всего вспомнить, что психологический вид, подобно анатомическому, состоит из очень небольшого числа основных неизменных особенностей, вокруг которых группируются изменяемые и непостоянные второстепенные признаки. И самыми изменяемыми являются побочные признаки, которые легко может изменить среда, обстоятельства, воспитание и другие различные факторы. Но не смотря на все, основные особенности всегда стремятся выйти наружу во всяком новом поколении.

Лебон объясняет нам мгновенные изменения национального характера и идеи в ходе революций и критических войн, как изменения всей психической организации общества, где каждый человек имеет личные всевозможные задатки характера, которым обстоятельства не всегда доставляют случай обнаруживаться. Поскольку они случайно получили применение, - тотчас же образуется более или менее эфемерная, новая личность. Этим именно объясняется то, что в эпохи больших религиозных и политических кризисов наблюдают такие мгновенные пертурбации в характере, что кажется, будто все изменилось.

Но в тоже время Лебон просматривает основное направление души расы на примере Франции, где даже коммунистическая революция, нёсшая в своих идеалах свободу, равенство и братство принесла в этот мир «монархическую», тоталитарную диктатуру, а после падения Бастилии и провозглашения республики через несколько лет пришёл монарх. «Не через один только ореол своих побед Бонапарт сделался властелином. Когда он преобразовал республику в диктатуру, наследственные инстинкты расы обнаруживались с каждым днем все с большей и большей интенсивностью, и за отсутствием артиллерийского офицера был ы достаточен какой-нибудь авантюрист. Пятьдесят лет спустя достаточно было появиться наследнику его имени, чтобы собрать голоса целого народа, измученного свободой и жаждавшего рабства. Не брюмер сделал Наполеона, но душа народа, который почти добровольно шел под его железную пяту.»[10]

Всегда будут в мире происходить революции и перевороты по самым различным причинам, но в этих переворотах всегда будут проявляться основные черты расы.

Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие. Ими одними заложено основание расы. «Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения.»[11] Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели.

Лебон составляет психологическую классификацию рас и делит расы на четыре ступени развития-

1) Первобытные расы -- те, у которых не находят ни малейшего следа культуры, и которые становились на той эпохе первобытной животности, какую переживали наши предки в каменном веке: таковы нынешние фиджийцы и австралийцы.

2) Низшие расы, главными представителями которых являются негры. Они способны к зачаткам цивилизации, но только к зачаткам. Никогда им не удавалось подняться выше совершенно варварских форм цивилизации.

3) Средним расы- китайцы, японцы, монголы и семитические народы. Ассирийцы, монголы, китайцы, арабы- они создали высокие типы цивилизаций, которые могли быть превзойдены одними только европейскими народами.

4) Высшие расы- индоевропейские народы. Как в древности, в эпоху греков и римлян, так и в настоящее время, одни только они оказались способными к великим открытиям в сфере искусства, науки и промышленности. Только им мы обязаны тем высоким уровнем, какого достигла ныне цивилизация. Пар и электричество вышли из их рук. Наименее развитые из этих высших рас, например, индусы, возвысились в области искусства, литературы и философии до такого уровня, какого никогда не могли достигнуть монголы, китайцы и семиты.

Кто-то может сказать что этот подход очевидно расистский и прямо пропагандирует превосходство белой, европейской расы над остальными, но я могу опровергнуть эту точку зрения, так как по словам Лебона низшие слои европейских обществ подобны первобытным существам, а например негры из Сан-Доминго сделались наследниками высших цивилизаций, что доказывает непричастность трудов Лебона к ксенофобии и расизму.

У первобытных и низших рас Лебон констатирует большую или меньшую неспособность рассуждать, т.е. ассоциировать в мозгу идеи, чтобы их сравнивать и замечать их сходства и различия, Из этой неспособности рассуждать проистекает большое легковерие и полное отсутствие критической мысли. У них можно еще констатировать очень слабую степень внимания и соображения, очень большой подражательный ум, привычку делать из частных случаев общие неточные выводы, слабую способность наблюдать и выводить из своих наблюдений полезные результаты, чрезвычайную изменчивость характера и очень большую непредусмотрительность. «Инстинкт момента- единственный их путеводитель. Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и склонность не иметь иного путеводителя, кроме моментальных побуждений, осуждают индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постоянно оставаться в очень низком состоянии.»[12] Только по мере того, как народы приучаются владеть своими инстинктами, т.е. по мере того, как они приобретают волю и, следовательно, власть над собой, они начинают понимать важность порядка, необходимость жертвовать собой для идеала и возвыситься до цивилизации.   

По мнению французского ученого в жизни каждой расы так же важны характер расы и её чувства, которые играют важную роль, в чувствах следует главным образом отметить: настойчивость, энергию, способность владеть собой, - способности, проистекающие из воли. Открытия ума передаются легко от одного народа к другому. Качества характера не могут передаваться. Это те неизменные основные элементы, которые позволяют различать психический склад высших народов. Открытия, обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества или недостатки характера составляют исключительное достояние каждого народа. Именно из-за характера великих народов эти народы стали великими. Только благодаря характеру 60 тысяч англичан держат под своей властью 250 миллионов индусов, из которых многие по крайней мере равны им по уму, а некоторые неизмеримо превосходят их эстетическим вкусом и глубиной философских воззрений. На характере, но не на уме основываются общества, религии и империи. Характер даст народам возможность чувствовать и действовать. Они никогда не выигрывали много от того, что желали слишком много рассуждать и слишком много мыслить.

Помимо чувств и характера французский учёный разделяет расы по анатомическим принципам, и отдает этим принципам значительную долю в изучении психологии раю. Сравнивая черепа различных человеческих рас за настоящее и прошедшее время, Лебон увидел, что расы, объем черепов у которых представляет большие индивидуальные различия, стоят на высшей ступени цивилизации, что по мере того, как какая-нибудь раса цивилизуется, черепа составляющих ее индивидов все более и более разнятся между собой. Результатом его исследования является то, что цивилизация ведет нас не к умственному равенству, но к все более и более глубокому неравенству. Он заметил, что анатомическое и физиологическое равенство встречается только среди представителей рас, стоящих на самой низкой ступени развития. Между членами какого-нибудь дикого племени, из которых все посвящают себя одним и тем же занятиям, различие существует самое ничтожное. Напротив, между каким-нибудь крестьянином, имеющим в своем лексиконе не более трехсот слов, и ученым, у которого их сотня тысяч с соответствующими понятиями, различие существует громадное. Дифференциация между индивидами, произведенная развитием цивилизации, проявляется также и между полами. У низших народов или у низших слоев высших народов мужчина и женщина в умственном отношении весьма близки друг к другу. Но по мере того, как народы цивилизуются, полы стремятся к тому, чтобы все больше и больше различаться между собой.

Характер человека и его расы складывает бытие. После промышленной революции середины XIX века процесс изменения человеческого европейского бытия стал изменяться в геометрической прогрессии благодаря техническому развитию и пропорционально ему стал расти уровень жизни. По моему мнению именно из-за высокого уровня жизни (относительно другого мира) и полного достатка в первичных потребностях возникло современное понятие европейских либерально-демократических ценностей (провозглашающих свободу равенство и братство даже для людей с моральными и психическими отклонениями) на которых зиждется весь «цивилизованный» мир. Исчезнут блага цивилизации- исчезнет и ныне существующая европейская «мысль».   

Условия современного промышленного развития осуждают в действительности низшие слои цивилизованных народов на очень специализированный труд, который, будучи очень далек от того, чтобы расширять их умственные способности, скорее стремится их сузить. Сто лет тому назад работник был настоящим художником, способным выполнить все мелочи какого-нибудь механизма, например, часов. Ныне же простая манипуляция, которая никогда не производит более той или другой отдельной части, заставляет его всю жизнь сверлить одни и те же дыры или полировать одно и то же орудие, вследствие чего его ум должен в скором времени дойти до совершенной атрофии. Теснимый открытиями и конкуренцией, промышленник или руководящий им инженер, напротив, вынужден накапливать неизмеримо больше знаний, духа. инициативы и изобретательности, чем тот же промышленник, тот же инженер сто лет тому назад. То есть, исходя из вышеперечисленных фактов психологический склад ума человеческих рас изменяется благодаря их жизнедеятельности.

 Так же, по мнению Лебона, склад ума меняется и при взаимодействии одних рас с другими. Но далеко не всегда. Немцы, венгры, славяне, жившие под австрийским владычеством, образовывали совершенно различные расы и никогда не обнаруживали склонности к слиянию. «Ирландец, живший под владычеством англичан, не в большей степени смешался с ними. Что же касается народов, стоящих на самой низкой ступени развития, например, краснокожих, австралийцев, тасманийцев и т.д., то они не только не сливаются с высшими народами, но быстро исчезают от соприкосновения с ними.»[13] Много условий необходимо для того, чтобы расы могли слиться и образовать новую, более или менее однородную:

1) Первое- заключается в том, чтобы скрещивающиеся расы небыли слишком неравны численно;

2) Второе- чтобы они не слишком отличались своими признаками;

3) Третье - чтобы в течение долгого времени они подвергались одинаковым влияниям среды.

Первое из перечисленных мною условий по Лебону имеет главное значение. Небольшое число белых, поселившихся среди многочисленного негритянского племени, обыкновенно исчезает через несколько поколений, не оставив следа своей крови в потомстве. Так исчезли все победители, которые покоряли себе слишком многочисленные народности. Они умели оставить себе свою цивилизацию, свое искусство и свой язык; но никогда не оставляли там своей крови.

Как пример можно использовать древнюю Индию, где без удивительного кастового строя ничтожная горсть арийцев вскоре потонула бы в бесчисленной массе черных племен, окружавших ее со всех сторон, и никакая цивилизация не возникла бы на почве большого полуострова. Если бы в наши дни англичане не сохранили на практике той же системы и согласились бы скрещиваться с туземцами, то громадная империя Индии давно бы от них избавилась.

Второе условие опирается на нравственность рас и тоже очень важно. Влияние противоположных наследственностей разлагает их нравственность и характер. Когда метисы случайно наследуют (как в Сан-Доминго) высшую цивилизацию, эта цивилизация быстро приходит в состояние плачевного упадка. Скрещивания могут быть элементом прогресса только среди высших рас, достаточно близких друг к другу, таковы англичане и немцы Америки. Но они составляют всегда элемент вырождения, когда эти расы, будучи даже высшими, слишком различаются между собой. Примером этому может послужить Бразилия, где лучшие расовые качества родичей, будут ли это негры, индейцы или европейцы, и производят неописуемый тип, в котором физическая и душевная энергия ослабли.

В целом работа Лебона основывается на устаревших научных материалах, которые делят расы и нации на отдельные объекты путём плохо проверяемых характеристик, таких как «душа расы», «характер расы». Все его научные изыскания плохо доказуемы, особо можно выделить те разделы в которых он опирается на биологию и антропологию, но если посмотреть на окружающий нас мир по этим понятиям в целом то становится всё относительно понятно, так как его законы и выведенные им закономерности вполне действуют в современном мире, а его примеры выглядят вполне убедительно для выводов сделанных им.

 

Раздел 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: