Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресур­сов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулиру­ющее и экологическое.

Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязне­ние направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной сре­де, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юриди­ческой ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себесто­имости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимули­ровать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это глав­ный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь кото­рым можно сделать охрану окружающей природной среды экономи­чески выгодным делом.

Экологическое значение основано на том, что платежи за загряз­нения служат главным источником образования и пополнения внебюд­жетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды.

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивает­ся Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20), в котором утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базо­вые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение.

- выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных ли­митов;

- выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;

- плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определе­ние базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конк­ретных размеров платы за загрязнители.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязните­ля или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излуче­ние) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоро­вья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министер­ства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации.

Базовые нормативы представлены в двух видах — за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лими­тов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и эколо­гические факторы соответствующих регионов. К последним относят­ся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологичес­кие особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприя­тий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверх­лимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологи­ческой ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на терри­тории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповед­ных территориях, эколого-курортных регионах - в два раза.

Кадастры

«Кадастры природных ресурсов – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, который характеризует количество и качество природного ресурса, а также категории и состав природопользователей»[5].

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов и охраны природной среды. На их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды. Наряду с ведением кадастров, представленных по отдельным видам природных ресурсов (земельный, водный, особо охраняемых территорий и др.), образующих определенную экономико-правовую структуру федеральных и региональных кадастров, организована система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (КТКПР) является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Комплексность информации в КТКПР достигается путем использования расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа кадастровых и других данных по учету отдельных природных ресурсов, а также данных экологического мониторинга и государственной статистики.

Информация КТКПР используется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями в целях:

· разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий и обеспечения экологических приоритетов этого развития;

· гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями;

· выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

· определения стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих неистощительное использование его природно-ресурсного потенциала;

· в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: