III. Духовно – нравственное воспитание в системе дошкольного образования

 

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

 пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

 в которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский

 

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения.

В этой связи, значительная часть нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими, и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи, специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего направленность образовательного процесса детского сада.

  Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века.
Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру - зафиксированного в эмоционально-визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

§ Общая историческая судьба народов России;

§ Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
 Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
 Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.

В программе по духовно – нравственному воспитанию должно прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:

§ чтения педагогом рассказов;

§ наблюдений;

§ показа сказок (педагогом, детьми);

§ рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

§ проведения дидактических игр;

§ экскурсий по городу, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

§ чтения литературных произведений воспитателем;

§ бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

§ ответов на вопросы педагога, детей;

§ проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

§ сообщения дополнительного материала воспитателем;

§ загадывания загадок;

§ рассматривания наглядного материала;

§ рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

§ разбора житейских ситуаций;

§ проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

§ чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

§ организовывать продуктивную деятельность;

§ провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

§ оформить коллекцию семян для занятия;

§ сшить кукол к сказкам;

§ организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

§ провести экскурсии различной направленности;

§ организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

§ изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Принцип духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Важной цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Предполагаемая программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

§ Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

§ Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

§ Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

§ Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

§ Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

§ Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

§ Деятельное отношение к труду.

§ Ответственность за свои дела и поступки.

 

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: