Оно предоставляет широкие возможности для развития самостоятельного мышления, творческого поиска учащихся. Мышление начинается с возникновения проблемы, вопроса, задачи, которые успешно решаются при использовании частично- поискового, или эвристического метода. Его сущность в том, что небольшой подсказкой учителя сокращается поле поиска, либо задача расчленяется на подзадачи и тем самым сохраняется проблемность, облегчается пошаговое движение ученика к конечному решению. Поисковый метод представляет собой высший уровень проблемного обучения. Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно, без существенной помощи учителя, открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку учебных проблем и их решение. Этот метод применяется в старших классах, когда ученики уже имеют достаточную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения. В старших классах поисковый метод можно включать в уроки, проводимые в форме семинара. Схема проблемного семинара:
|
|
SПостановка и осмысление проблемы
SГенерирование вариантов решения проблемы(1-10)
SОтбор наиболее аргументированных вариантов(1-5)
SОтбор вариантов, решений, наиболее устойчивых к критике(1-3)
SОбсуждение способов реализации для отобранных вариантов решения
SПодведение итогов
Виды деятельности на проблемных уроках биологии
Работа в группах
Весь класс может работать над выполнением общего задания, или у каждой группы оно может быть своим. Задача групп- обсудить и сформулировать свое решение вопроса или проблемы. Например, необходимо выяснить особенности строения Голосеменных растений (6 класс) в процессе самостоятельной работы с материалом учебника и изучения строения ветки сосны по раздаточному материалу. Для решения данного вопроса учащиеся вспоминают материал о внешнем строении побега, который изучался на примере ветки. Группа может сразу начать его обсуждение, давая по очереди высказаться каждому, или сначала вопрос решают в парах, а затем все решения обсуждаются группой. Возможна и такая форма работы, при которой каждый ученик в группе получает отдельное задание, становясь как бы экспертом по какому-либо аспекту изучаемой темы, а затем помогает своим товарищам по группе освоить этот материал. Такая форма возможна при изучении темы «Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды»(6 класс). На заключительном этапе с результатами знакомятся все учащиеся в классе. Результаты работы оцениваются индивидуально, можно оценивать работу всей группы и тогда все получают одинаковые оценки. Состав группы подбирается так, чтобы в ней были разные по уровню развития и по степени активности работы ученики.
|
|
Самостоятельная работа с учебником.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-продуктивный, сравнительно-аналитический, творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Поисково-репродуктивная работа.
Заполнение таблиц.
Эта форма работы развивает умение кратко излагать и отбирать информацию. Например:
Зоны корня | Какой тканью образована | Какую функцию выполняет |
Работа с терминами
От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Помимо устной работы возможна и письменная:
-записать терминологический текст, вставить пропущенный термин и подчеркнуть;
-заполнить таблицу
Термин | Определение | Использование в тексте |
Составление аналитических схем
Прием составления аналитических схем должен быть усвоен уже в 5-6 классах.
Составление аналитических схем желательно после каждого знакомства с новыми объектами. В прием входят следующие действия:
1) установление критерия мысленного разделения объекта (анализ);
2) деление на основные, различные по строению, составу или функции части;
3)условное обозначение этого деления;
4)дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.
Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию отношений между частями, уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей.
Сравнительно-аналитическая работа.
Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать. В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем.
Например::
Тема: «Дыхание и фотосинтез»
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
В каких клетках происходит? | ||
Какой газ поглощается? | ||
Какой газ выделяется? | ||
Что происходит с органическими веществами? |
Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их используют для выполнения задания по анализу и сравнению.
Творческая работа.
1.Составление вопросов требует от учащихсяопределенных усилий, тем более что составленные ими вопросы не должны дублировать вопросы параграфа. Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:
-выборочно или у всего класса в тетрадях;
-организуется работа в парах;
-организуется работа внутри группы;
-организуется работа между группами.
2.Составление рассказа с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли.
3. Составление текстов с пропущенными словами целесообразно давать на первом уроке при изучении нового материала, так как оно не представляет большого труда.
4. Составление рассказа по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: «слабым дается более простое задание, «сильным –сложное».