Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

    Одним из обязательных элементов организационной части учетной политике, утвержденных п.4 ПБУ 1/2008, являются утверждение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

В ходе инвентаризации проверяются и документально подтвержда­ются наличие, состояние и оценка имеющихся у организации имущества и обяза­тельств. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризации подлежит все имущество организации незави­симо от его местонахождения, в том числе и числящееся на забалансовых счетах, и все виды финансовых обязательств.

Проведение инвентаризации определяется руководителем организации, как элемент учетной политики.

Элементами учетной политики организации являются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

В ЗАО «ДельтаЛизинг» инвентаризации подлежат:

• основные средства и прочие материалы (Инвентаризация основных средств проводится ежегодно по состоянию на 1 октября);

• здания и сооружения (Инвентаризация зданий и сооружений проводится раз в три года);

• иное имущество, расчеты (кроме дебиторской задолженности по договорам лизинга) и обязательства (Инвентаризация иного имущества, расчетов и обязательств проводится ежегодно по состоянию на 31 декабря);

• дебиторская задолженность по договорам лизинга (Инвентаризация дебиторской задолженности по договорам лизинга производится раз в пол года);

По расчетам с налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими органами по налогам и обязательным платежам также целесообразно проводить инвентаризацию поквартально.

    Инвентаризацию кассы необходимо проводить ежемесячно перед составление внутренней бухгалтерской отчетности.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). Кроме того, в состав этих комиссий могут входить представители службы внутреннего аудита и независимых аудиторских организаций. Персональный состав постоянно действующих и работающих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В ЗАО «ДельтаЛизинг» в состав инвентаризационной комиссии входят главный бухгалтер Васильковская О.В., бухгалтер-кассир Жученко Н.А.

Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) составляется по форме № ИНВ-22 и регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).

В проверке фактического наличия имущества обязательно должны участвовать материально-ответственные за это имущество лица. В начале каждой инвентаризационной ведомости содержится расписка. В ней материально-ответственные лица подтверждают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные средства на приобретение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. В описях не допускается оставлять не заполненные строки. На последней страницы описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и в подсчете итогов за подписями лиц, проводящих проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат организации;

б) недостача имущества его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства и обращения, сверх норм - на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них. То убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовый результат организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: