Глава 2. Опыт работы начальной школы ГОУ СОШ № 1221

Введение

В 2010 году Президент Медведев утвердил н ациональную образовательную инициативу "Наша новая школа", в которой г лавными задачами современной школы является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

В соответствии со стандартами второго поколения ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

· Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

· Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, уважения к окружающим;

· Развитие ценностно-силовой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.

· Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

· Развитие самостоятельной, инициативной и ответственной личности. Формирование самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

· Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализацией ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 

В стандартах второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. 

Глава 1.   Цель и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в духе культуры мира в учебно-воспитательном процессе.

Ведущей целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка в духе миротворчества через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяем задачи:

1. Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.

2. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

5. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Глава 2. Опыт работы начальной школы ГОУ СОШ № 1221

     В 2005 году наша школа вступила в междисциплинарную программу

МОДЕЛЬ МИРОТВОРЧЕСТВА ООН - "СЕТЬ ШКОЛ МИРА" и при школьном музее боевой славы был создан отряд юных миротворцев.

В 2006 году средняя школа № 1221 Центрального округа Москвы получила свой первый сертификат, дающий право называться "Школой Мира" в рамках Междисциплинарной программы "Сеть школ мира", разработанной в МИОО. С тех пор она с гордостью несет и поддерживает это высокое звание, прививая ученикам любовь и уважение к традициям мира и толерантности. Девиз воспитательной системы Школы Мира – «Через добрые дела к культуре мира!».      

В основу воспитательной системы школы положено ученическое соуправление, в рамках которого становление и развитие ребенка проходит в коллективе под руководством педагога, выступающего в роли координатора. Поэтому ядром воспитательной системы нашей средней общеобразовательной школы № 1221 с углубленным изучением немецкого языка служит именно модель ученического соуправления «Школа Мира».

  Гражданско–патриотическая работа ведется в неразрывной связи со школьным военным спортивным центром, Волонтерским центром «Добрые сердца» и центром «Малышок». Все это звенья школьного соуправления.     

    Гражданско-патриотическое воспитание всегда направлено на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; использование важнейшей социальной функции общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре.

     Мы считаем, что начинать это делать нужно в младшем школьном возрасте.

В этих целях проводятся традиционные классные и внеклассные мероприятия. Начинается эта работа ежегодно, уже с 1 сентября.
Первый праздник – День Знаний. Тожественная линейка начинается с прослушивания Гимна России, с него начинаются все школьные мероприятия. На первом уроке традиционно проходят классные часы. В 2010-2011 учебном году  тема классного часа была посвящена великим победам российского народа. Классные руководители начальных классов совместно с миротворцами школы разрабатывают и проводят классные часы, беседы:                                                                                

· «Моя страна»

· «Символика нашей Родины», «Символика Москвы»

· «Международный день мира»

· «Битва под Москвой»

· «Блокада Ленинграда»

· «Мои права и обязанности»

· «Что такое Конституция РФ»

Также проводятся беседы к знаменательным датам.

 В 2010-2011 учебном году были проведены беседы, классные часы и викторины к 140-летию со дня рождения А. И.Куприна, 115-летию со дня рождения С.А. Есенина, 105-летию А.Л.Барто. Также не обходятся без должного внимания и книги – юбиляры:

Чуковский К.И. «Доктор Айболит», «Бармалей»(85 лет), «Лимпопо» (75 лет), «Путаница», «Телефон» (85 лет);

 стихи С.Я.Маршака (80 лет);

 Н.Н.Носов «Незнайка на Луне» (45 лет);

 Л.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (75 лет)

и многие другие.

Октябрь знаменателен Днем пожилого человека и Днем Учителя, в ноябре - День матери, в феврале - День защитников Отечества, в марте – Международный женский день, в мае отмечается День Победы.  К этим праздникам ребята тщательно готовятся. В школе проходят праздничные  концерты, изготавливаются поздравительные открытки.                              

Традиционно на 23 февраля у нас проходят спортивные соревнования между мальчиками.                                                                                                         Активно участвуют дети в декаде Добрых дел в рамках миротворческого движения. Миротворцы школы совместно с Волонтерским центром «Добрые сердца» установили сотрудничество с детскими домами в городе Воскресенске и поселке Малаховка  Московской области. Ученики начальной школы активно принимают участие в традиционных акциях школы:  

· «Помоги другу!»  (сбор канцелярских принадлежностей). Акция проходит в начале учебного года.

· «Поздравь друга с Новым годом!» Акция проходит в декабре. Ребята приносят игрушки, брелки, календари.

· Акция «Сухая попа» (сбор памперсов для дома малютки).

· Сбор вещей в детские дома.

· Акция «Чистый школьный двор» (субботники).

· Акция «Подари цветок миру» (дети высаживают цветы на школьном дворе, у каждого класса своя клумба).

· Акция «Мойдодыр» (сбор средств личной гигиены для детей в детские дома).   

· Акция «Подари гвоздику ветерану…..» (Ребята приносят по гвоздике и вместе с миротворцами, волонтерами и педагогами-миротворцами поздравляют ветеранов на улицах нашего района).

Систематически  организуются встречи с интересными людьми. Это встречи с детскими писателями, ветеранами Великой Отечественной войны.

Мы приглашаем лекторов из музеев, которые проводят совместно с классными руководителями нетрадиционные уроки. 2011 год посвящен 50 –летию полета в космос Ю.А.Гагарина. Наша школа заключила договор с ООО «Мобильный планетарий». Планетарий пришел к нам! В 2010-2011 учебном году в рамках проекта «Звезды детям» в школе проводятся лекции:

18.11.10- «Солнце и его семья».

23.12.10 – «Новогоднее космическое путешествие».

10.02.11 – «Мифы звездного неба».

17.03.11 – «Легенды о зодиаке»

07.04.11 – «к 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина»

Туризм и экскурсионная работа являются наиболее комплексными видами воспитания и располагают огромными воспитательными возможностями, позволяют учащимся расширить и углубить знания не только о родном крае, но и России в целом.      

В начальной школе, мы считаем,  уместно проводить                                           историко–краеведческие экскурсии.  

Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Уже в конце 1 класса ребята отправляются на  автобусную экскурсию «Знакомство со Столицей», где ребятам рассказывают  о достопримечательностях родного города и его историю. Это и  Красная площадь, и Александровский сад, и Храм Христа Спасителя, Воробьевы горы, Поклонная гора, пешеходный мост «Москва-Сити». А в конце экскурсии ребятам вручают грамоты Москвича.

        Наша школа построена  в центральном административном округе города Москвы, где рядом с нами  находится  Спасо-Андроников монастырь. На территории монастыря расположен храм Михаила Архангела, в настоящий момент, функционирующий как Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, и действующий храм Спаса Нерукотворного образа. Для ребят в доступной форме рассказывают  об истории монастыря, о Жизни Сергия Радонежского, об Андрее Рублеве и его произведениях. Эту экскурсию мы проводим в 4 классе. На протяжении 4 лет обучения мы посещаем разные музеи нашего города связанные и с историей нашего города и нашей страны, с ее культурным наследием.

     В школьном Музее Боевой славы экскурсоводами музея проводятся экскурсии для учащихся, родителей и гостей школы, посвященные боевому пути 42 Смоленской Стрелковой дивизии. Лекторской группой организован и проводится цикл лекций для учащихся 1-4 классов, посвященный памятным датам истории Великой Отечественной войны. К 65-летию Великой Победы в начальной школе проходила работа над проектом книги «История семьи в истории войны». В книгу вошли индивидуальные проекты ребят о своих бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках, которые участвовали в ВОВ или в эти тяжёлые годы были детьми. По окончании этого проекта книга в торжественной обстановке была передана в школьный музей.

Уже с начальной школы мы начинаем говорить об экологических проблемах города, страны и всего мира. Беседы проходят не только в рамках программы. Мы активно участвуем в различных акциях: окружная акция «Берегоша» по энергосбережению, акция «Сбережем Байкал вместе!»

Мы считаем, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно- образованной личности. На близком и понятном материале дети  должны усваивать музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты экскурсии связанные с декоративно-прикладным и народным искусством. Мы посещаем разнообразные экскурсии на  производства:

· Экскурсия в Жостово - это экскурсия, посвящённая техники изготовления и росписи подносов. Ребята знакомятся с  культурой и историей, прошлым и современностью Жостова. В музее подробно не только рассказали об этапах производства жостовских подносов, но и показали процесс производства. В мастер-классе мы сами расписали свой поднос.

· На производстве Федоскинской фабрики миниатюрной лаковой живописи нам рассказали историю возникновения народного промысла Федоскино. Под руководством для нас проводился мастер-класс, во время которого мы почувствовали себя художниками-миниатюристами.

· Во время экскурсии на фабрику Гжель мы знакомимся с процессом создания традиционной керамики, как расписываются глиняные чашки. Мы посетили производственные цехи литейный, формовочный, живописный, цех обжига. На мастер-классе мы создавали эскизы голубого чуда.

· Мы посещаем фабрику деревянной игрушки «Богородский резчик». Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей Подмосковного села Богородское.   Мы совершили э кскурсию по производству и узнали, что перед тем, как попасть на прилавок игрушка проходит долгий путь.

· Во время экскурсии в Павловский Посад мы посетили единственный в мире музей платка и шали, узнали историю создания и методы производства.  

· В поселке Шишкин лес находится один из старейших токарных промыслов - Бабенская игрушка. Во время этой экскурсии ребятам рассказывают о токарном производстве, наглядно показывают, как появляется игрушка. Каждый ребенку пробует  помочь мастеру вырезать игрушку на ручном токарном станке. Нам рассказывают о музее Бабенской игрушки, показывают их разнообразие. В завершении каждый ученик расписывает свою маленькую деревянную игрушку.

             В каникулы мы организуем длительные экскурсии:

· Великий Устюг. «В гостях у Дедушки Мороза».

· Карелия. «В гостях у карельского Деда Мороза».

· Ярославль. «Экскурсия, посвященная 1000-летию города с заездом в село Кукобой, где живет Баба-Яга».

· Кострома. «В гости к Снегурочке».

· Углич, Мышкин.

         В нашей школе с 2007 года существует летний выездной оздоровительный лагерь на Азовском море в городе Щелкино. Планируя мероприятия лагеря, мы (руководители лагеря - Малявина Е.О., Погорелова Н.Ю., Рассказова Л.М.) заранее продумываем тематику экскурсий.  Например, 2009 год был посвящен 65-летию Великой Победы над Германией. Нами была организованна экскурсия в Аджимушкай (каменоломни, в которых прятались и жили партизаны), в город – герой Керчь.

    Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий,  который стал «визитной карточкой» школы:  «День Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварём»,  «День здоровья», «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы»,  «Масленица».  А также встречи с писателями и ветеранами ВОВ.  И завершают учебный год торжественная линейка «Последний звонок» и «Выпускной вечер».

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе, сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимно переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, вовлекая детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.


Заключение.

В данной работе сделана попытка описать педагогический опыт работы по формированию гражданско-патриотической позиции личности учащихся в начальной школе. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его обычаях, лучших его людях и их ремесле, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Чтобы проводить гражданско-патриотическую работу с детьми 7-11 летнего возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 

Библиография:

1. Антонян  Ю.М. Социальная среда и формирование личности. 1985г.

2. Афанасова И.М.,  Певчева Т.В. Исследование проявлений патриотизма как духовной ценности у учащихся современной школы // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования. 2004г.

3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006г. № 2

4. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики./ Педагогика, 1988г.

5. Голованова, Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема./ СПб, 1997г.

6. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. 2007г. № 7.

7. Князева, О. Л., Маханева М. Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт-Петербург,  1999г.

8. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. / Внешкольник. 2002г. №5

9. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие.  М.: Высш. шк., 1999г.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

12. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, 2010г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: