Глава 2. Стиль модерн в произведениях мастерской Фаберже

Мастерская Фаберже

 

Фаберже, семейство предпринимателей и художников, руководивших одноименной ювелирной фирмой, чьи изделия завоевали мировую славу, став драгоценными сувенирами русского «серебряного века».

Основателем фирмы явился Густав Фаберже (1814–1872). Уроженец Эстонии, выходец из рода французских гугенотов, мастер-ювелир, он в 1842 открыл свой магазин в Петербурге. В 1870 управление делами принял его сын Петер Карл (1846–1920), позднее к нему присоединился младший брат Агатон (1852–1895). У Петера Карла Фаберже было четыре сына: Евгений (1874–1960), Агатон (1876–1951), Александр (1877–1952) и Николай (1884–1939) – каждый из них внес в семейное предприятие свой художественный и деловой вклад. Со временем филиалы фирмы открылись в Москве (1887), Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905). Среди ведущих мастеров следует также упомянуть Михаила Перхина (1860–1903) и Генриха Вигстрема (1862–1928), последовательно руководивших петербургской мастерской. [10, с. 45]

Изделия с маркой Фаберже – украшения, часы, сервизы, шкатулки, портсигары, декоративные фигурки, подарки-сюрпризы и т.д. – выделялись тончайшей изысканностью отделки и яркой полихромией. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические «секреты». Варьируя и комбинируя различные стили – барокко, рококо, классицизм, отдельные древнерусские мотивы – в духе романтического историзма, мастера Фаберже вводили в свои образы и черты модерна (в особенности в натуралистичных растительных и цветочных орнаментах). Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. В 1885 Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.

В 1917–1918 фирма перешла в ведение рабочего комитета и вскоре была закрыта (некоторые из филиалов закрылись еще раньше). Петр Карл Фаберже покинул Россию под видом иностранного дипкурьера. За границей оказались и все его сыновья. Александр и Евгений основали в Париже фирму «Фаберже и К°» (1923), деятельность которой, однако, с годами свелась к антикварной торговле. Впрочем, и сами классические изделия Фаберже, в особенности императорские пасхальные яйца, стали после октябрьского переворота 1917 предметом страстного коллекционирования. [10, с. 81]

Швейцарский ювелир Франц Петрович Бирбаум поступил к Фаберже в 1893 году, и после смерти Агафона Фаберже в 1895 г. он становится главным дизайнером фирмы. Он был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике и замечательно чертил. Его приход совпал с переориентацией Фаберже на стиль Art Nouveau, или модерн, и постепенное вытеснение из работ фирмы стиля Людовика XV, или, как его еще называли, “петушиного стиля,” который должен был уступить место стилям более классическим - стилю Людовика XVI и ампиру. Роль Ф. Бирбаума должна была быть весьма велика: по его утверждению, он создавал дизайны большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора после 1900 г: “ Таких яиц было исполнено 50-60 штук, из которых мне пришлось компоновать не менее доброй половины. Работа эта была не из легких, если принять во внимание, что сюжеты не должны были повторяться, а яйцеобразная форма обязательна. ” [10, с. 97]

К началу века дело Фаберже стало самым значительным в своей отрасли в России. Приходилось открывать новые автономные мастерские, которые работали по рисункам и моделям фирмы. После успеха на Парижской выставке 1900 г. Фаберже приобрел широкую международную известность, для него были открыты все двери. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII. Его магазины и выставочные залы привлекали десятки и сотни российских аристократов.

В 1900 годы Фаберже уже просто завален заказами. За десять лет между 1907 и 1917 гг. у него лишь в Лондоне было продано свыше 10 тыс. вещей. Клиенты из Америки пришвартовывают свои яхты у берегов Невы. Трое сыновей Фаберже - Евгений, Агафон и Александр - работают в качестве художников бок о бок с Бирбаумом. Триста мастеров работают в Санкт-Петербурге и двести - в Москве. Заказов так много, что некоторые из них даже передаются мастерам, не-посредственно не работающим в фирме. По всему миру фирмой продано более двухсот тысяч изделий.

Периоду Генрика Вигстрема, последнего старшего мастера Фаберже (1903-1917 гг.), недостает яркости и изобретательности его предшественника. Исчезает буйство линий и красок стиля модерн, дизайн Фаберже становятся суше и классичнее. И, хотя качество остается великолепным, уже само использование в нынешних работах Фаберже заранее заготовленных деталей накладывает на них отпечаток промышленной эры. Новинки - это характерно для фирмы - регулярно появляются каждый год. Некоторые изделия Фаберже получают ярко выраженный геометрический дизайн и как бы возвещают приближение нового нарождающегося стиля Art Deco.

Изготовление искусственных пасхальных яиц составило к началу XX века целую отрасль декоративно-прикладного искусства. К этому времени подарочное пасхальное яйцо, все более приобретая черты светского "сувенира Пасхи", становится отнюдь не "простосердечным приношением", а дорогим, изысканным подарком.

Современную славу этого рода памятникам создали несколько десятков экземпляров пасхальных яиц из драгоценных металлов ювелирной фирмы Карла Фаберже. Они занимают высшую ступень антикварной иерархии.

Глава фирмы Карл Фаберже, получивший широкое и фундаментальное образование в Европе, имел редкий дар организатора, был главным источником идей и окончательным судьей воплощенных замыслов. Блестящая плеяда мастеров фирмы - Михаил Перхин, Эрик Колин, Генрих Вигстрем, Виктор Аарне, Василий Зуев, Август Холмстрем получила всемирное признание, изготовляя различные изделия, часы, табакерки, портсигары, ювелирные украшения, подарки-сувениры, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы для хрустальных ваз, рамки для фотографий, миниатюрные скульптурные фигурки людей, животных, цветы из различных поделочных камней в прозрачных вазочках из горного хрусталя, подсвечники, бинокли, миниатюрные игрушки и многое другое в таком же роде.

Мастера-эмальеры фирмы Фаберже достигли недосягаемого совершенства в применении широкого диапазона различных цветов и оттенков эмали. Многообразие узоров резного гильошированного фона, выписанного то в виде муаровых текучих линий, то в виде вертикальных или горизонтальных полос, мелких снежинок или чешуек, создавало особую игру света и совершенно новый декоративный эффект, прославивший фирму.

Насколько мы знаем, фирмой было изготовлено более 50 пасхальных яиц для императорской фамилии. Большинство специалистов сходятся на цифре 54, но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них. К сожалению, только 10 хранятся в России. Все они включены в постоянную экспозицию коллекции Государственной Оружейной палаты Музеев Кремля.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: