Поэтическая концепция символизма

Основные литературные направления начала ХХ века

Для обозначения русской поэзии конца XIX и начала XX века применяют название   "Серебряный век русской поэзии", которое было дано по аналогии с "Золотым веком" – так называли поэзию пушкинского времени.    

Конец XIX – начало XX веков в России – это время перемен, ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Русская поэзия Серебряного века создавалась в атмосфере общего культурного подъема, недаром начало ХХ в. считается "русским Ренессансом" во всех сферах культуры.

Поэзия в Рос­сии на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий не была однородной. Наиболее крупными течениями модернистской поэзии были символизм, акмеизм и футуризм. [Приложение 1]

Символизм – литературное направление, возникшее во Франции как протест против буржуазной жизни, философии и культуры, против натурализма и реализма. В России символизм возник в начале 1890-х гг. "Старшие символисты" (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов) резко отрицали окружающую действительность, говорили миру "нет". Они особое внимание проявляли к художественному новаторству – преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы. "Младшие символисты" – А.А. Блок, А. Белый, К.Д. Бальмонт представляли, что старый мир зла и обмана на грани полной гибели, что в мир входит божественная Красота, Вечная Женственность, Душа мира, которая должна "спасти мир".

Поэтов-акмеистов – Н.С. Гумилева, А.А. Ахматову, С.М. Городецкого, М.А. Зенкевича, – прошедших ранее выучку у мастеров символизма, объединяло принятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира.

История футуризма в России начинается с 1910 г., когда из печати вышли два сборника: "Студия импрессионистов" и "Садок судей". В них московские поэты-кубофутуристы (братья Д. и Н. Бурлюки, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, Е. Гуро) во главу своего поэтического творчества ставили эстетические проблемы: склонность к прямой линии, отвращение к медленности, к мелочам, к многословным анализам и объяснениям. Отсюда – разрушение общепринятого синтаксиса: уничтожение качественных прилагательных, употребление глаголов в неопределенной форме, опущение союзов и т.д. В Петербурге возникло течение эгофутуристов, возглавленное Игорем Северяниным. Это течение было синтезом "песенности стиха", салонно-парфюмерного эротизма, крайнего эгоцентризма, словотворчества и прославления современного города.

Стихотворения Серебряного века – это музыка слов. Сам эпитет "серебряный" звучит как колокольчик. Серебряный век – это целое созвездие поэтов-музыкантов: это А.Блок и А. Ахматова, В.Маяковский и Н. Гумилев, А.Белый и В.Ходасевич. Все они творили в разных литературных направлениях, имели разные идеалы, преследовали разные цели. Но они сходились в одном: необходимо работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

Сегодня, в начале ХХI века, мы также переживаем время великих перемен. Поэтому поэзия Серебряного века так актуальна и востребована. Искренность чувств и музыкальность этой поэзии до сих пор вдохновляет наших современников. Например, на стихи А. Ахматовой "Двадцать первое. Ночь. Понедельник…", написанные ещё в январе 1917 г., молодой российский композитор Л. Величковский создал песню "Ты ко мне никогда не вернешься" (её исполняет популярная группа "Стрелки"). [Приложение 2]

Целью данного реферата является исследование различий поэтических концепций символизма и акмеизма на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой, а также выяснение, в чем сходство и взаимное влияние творчества этих великих поэтов России. Для этого необходимо изучить теоретические основы данных литературных направлений, познакомиться с произведениями А. Блока и А. Ахматовой, проанализировать их и дать сравнительную характеристику.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Эпоха символизма

В 1886 г. французский поэт Жан Мореас опубликовал "Манифест символизма", с которого началась эпоха символизма во Франции. При этом символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намёкам на неясный им самим смысл, и направлявшие мысль читателя по пути прихотливых ассоциаций, и претендовавшие на то, чтобы определить словами ещё никем не познанную сущность Вселенной.

В России первым обратил внимание на французских символистов восемнадцатилетний московский гимназист Валерий Брюсов, прочитавший в 1892 г. статью о них. Переводя произведения французских авторов и слагая собственные стихи, он начал создавать новое для России литературное направление.

В своей книге "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", написанной в 1892 году, поэт и литературовед Дмитрий Сергеевич Мережковский дал характеристику XIX веку: "Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Умственная борьба, наполняющая XIX век, не могла не отразиться на современной литературе". [7, стр. 333]

Он поддерживал идеи символизма и утверждал: "В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры [1], в которой зажжено пламя". [7, стр. 336]

Для Брюсова и его единомышленников символизм – это новые темы, новый язык, "поэзия намеков". Все они стремились продемонстрировать обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные видения. Д.С. Мережковский выделил "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". [7, стр. 337]

С началом нового революционного подъема в России (1901-1904) совпал новый период в истории русского символизма. На литературную арену выходят "младшие символисты" – А.А. Блок, А. Белый, К.Д. Бальмонт. Они были последователями философа-идеалиста Владимира Сергеевича Соловьева, чьё творчество было созвучно их собственным впечатлениям и мучительным переживаниям.

В поэме "Три свидания", написанной в 1898 г., В. Соловьев описывает видение, посетившее его в египетской пустыне [9, стр. 529]:

И в пурпуре небесного блистанья

Очами, полными лазурного огня,

Глядела ты, как первое сиянье

Всемирного и творческого дня.

..............................

Все видел я, и все одно лишь было –

Один лишь образ женской красоты…

Безмерное в его размер входило, –

Передо мной, во мне – одна лишь ты.

"Подруга Вечная", "София Премудрость Божия", "Вечная Женственность", "Жена, Облеченная в Солнце" и другие соловьевские образы стали для А. Блока и его товарищей родной речью.

Революция 1905 г. повлияла на художественное миропонимание символистов. Если раньше Красота понималась как гармония, то теперь она связывалась с хаосом борьбы, с народными стихиями. Индивидуализм сменяется поисками новой личности, символы вместо мистического имеют социальное и политическое значение.

К концу первого десятилетия ХХ века символизм как школа приходит в упадок. Символизм сам себя изжил: требование обязательной мистики, бесконечного постижения привело к утрате подлинности поэзии, к появлению мистических трафаретов, шаблонов. Увлечение музыкальностью стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла. Символизм не дает новых имен, так как всё молодое и жизнеспособное уже вне его.

 

Поэтическая концепция символизма

"Паганини русского стиха" Константин Дмитриевич Бальмонт в 1900 г. в статье "Элементарные слова о символической поэзии" так определял символическую поэзию: "Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота, - сливаются так же легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом". [7, стр. 338]

"… вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, - более чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая своё символическое произведение, от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу, - тот, кто знакомится с его произведениями, восходит от картины к душе её, от непосредственных образов, прекрасных в своём самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу." [7, стр. 339]

Символизм связан с идеалистическим миропониманием, с оправданием индивидуализма и полной свободы личности, с представлением, что искусство выше "пошлой" реальности.

К.Д. Бальмонт писал о различии между реалистами и символистами: "…Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители.

Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь – из окна. Это потому, что каждый символист, хотя бы самый маленький, старше каждого реалиста, хотя бы самого большого. Один ещё в рабстве у матери, другой ушёл в сферу идеальности". [7, стр. 337]

"…поэты-реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии. Сознание поэтов-реалистов не идет дальше рамок земной жизни, определенных с точностью и с томящей скукой верстовых столбов. Поэты-символисты никогда не теряют таинственной нити Ариадны [2], связывающей их с мировым лабиринтом Хаоса, они всегда овеяны дуновениями, идущими из области запредельного, и потому, как бы против их воли, за словами, которые они произносят, чудится гул ещё других, не их голосов, ощущается говор стихий, отрывки из хоров, звучащих в святая святых мыслимой нами Вселенной." [7, стр. 338]

Символ – это слово-знак, который всегда шире обозначаемого. Это знак предметный или условный, через который поэт хочет выразить сущность явления. Символ помогает поэту перекинуть мостик в иную реальность – его субъективный мир, заменяя развернутый художественный образ реалистического метода. Например, голубь – образ кротости, крест – символ страдания, хлеб – символ духовного насыщения, солнце – символ верховного божества, огонь – главная стихия жизни, противостоящая мертвой цивилизации.

Именно символы помогают поэту познать вечное, выразить глубину душевных переживаний. Поэт в манифестах символистов – это пророк и прорицатель, который в качестве философской основы творчества выбирал идеи Священного писания, как старшие символисты, или как младшие – культ сверхчеловека.

Ярким представителем символистов является выдающийся русский поэт Александр Блок. Его образы-символы многозначны и глубоки, они не поддаются прямой расшифровке. Их постижение требует определенной читательской культуры, и тогда перед восхищенным читателем откроется богатый мир души поэта, трагически переживающей несовершенство окружающей жизни, отрицающей все низкое, пошлое и стремящейся к утверждению прекрасных, высоких идеалов. Молодой А. Блок очень близко воспринял учение философа Вл. Соловьева о существовании Души Мира, о Вечной Женственности, которая может примирить "землю" и "небо" и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. В поэтическом цикле "Стихи о Прекрасной Даме" он воплотил идеи "двоемирия" через сложную систему символов. Например, героиня – это вполне реальная, "земная" женщина:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова. [3, стр. 128]

Герой видит её "каждый день издалека", на ней "сребристо-черный мех". С другой стороны, перед нами – мистический образ "Зари", "Святой", "Величавой Вечной Жены", "Непостижимой", "Девы". Для усиления мистического впечатления Блок использует эпитеты с семантикой неопределенности: "призрачные", "неведомые тени", "красота неизреченная", "непостижимая тайна", "грусть несказанных намеков" и т.п. Реальная история перерастает в романтико-символический мистико-философский миф.

Другой блоковский символ – Христос из поэмы "Двенадцать" – также имеет разные трактовки исследователей: это и символ революционера, и символ будущего, и языческий Христос, и сверхчеловек, и даже Христос-анихрист. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в "белом венчике из роз", но "с кровавым флагом". Поэтому и расходятся мнения блоковедов о том, что образ Христа помогает поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.

Общим для поэтов-символистов явилось стремление к новаторству от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: