Необходимость реформирования экономики осознавалась высшим руководством СССР. На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС с докладом выступил А.Н.Косыгин. В докладе содержались призывы к пересмотру системы управления, отказу от совнархозов и восстановлению отраслевого принципа управлению. Главным показателем для промышленных предприятий должен был стать объем выпускаемой продукции. Советская экономическая реформа хотя и предусматривала значительное расширение сферы «низового» планирования (на уровне предприятий и хозяйственных объединений), но ни в коей мере не означала отказа от централизованного планирования, задачей которого оставалось установление основных направлений, пропорций и темпов экономического развития.[7]
2-3 октября 1965 г. приняты законы об изменении органов управления и созданы 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. В 1965 г. был осуществлен переход от территориального к отраслевому принципу управления. Было создано 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских министерств.[8]
|
|
Сентябрьский пленум стал началом экономической реформы. Переводили прежде всего те предприятия, где был более высок уровень рентабельности, поэтому реформа начиналась в легкой и пищевой промышленности.[9]
Однако проведение реформы вскоре столкнулось с противоречиями между экономическими закономерностями и политическими установками. Уже с первых ее шагов стали очевидны несообразности с ценообразованием.
Вместе с тем представляется вполне обоснованной оценка реформ бывшим Председателем совета Министров СССР Н.И.Рыжковым:
«Косыгинская» экономическая реформа 1965г. дала заметный толчок народному хозяйству. Только за восьмое пятилетие объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда – на одну треть. Темпы роста средств производства, которым всегда отдавалось предпочтение»[10]
Отказ от проведения экономических реформ был зафиксирован в решениях декабрьского (1969 г.) Пленума ЦК КПСС. Там содержались привычные требования – об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве. На место экономических рычагов управления вновь выходят командные методы, призывы к борьбе с нарушителями государственной и трудовой дисциплины, против бесхозяйственности, к усилению контроля за соблюдением дисциплины.
Страна получила мощный и, по сути, неожиданный источник валютных поступлений. Страна все более оказывалась в зависимости от экспорта нефти и газа. В период с 1970 по 1980 гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла с 31 млн. до 312 млн.т; добыча газа за этот период – с9,5 млрд. до 156 млрд.куб.м.[11]
|
|
Кризисные явления в сельском хозяйстве СССР, определившие общий экономический кризис в стране, вынудили политическое руководство закупать продовольствие за рубежом. Для этой цели расходовались запасы золота и валютные ресурсы страны. (См. табл.1)
Таблица 1
Сведения об использовании золотого запаса
страны на закупку продовольствия (в т)*
Год | Общее количество | Экспорт | В том числе за закупку продовольствия |
1965 | 577,1 | 335,6 | 335,3 |
1966 | 739,2 | 5,2 | |
1967 | 864,4 | 50,2 | 50,2 |
1972 | 1243,7 | 458,6 | 458,2 |
1973 | 1032,0 | 382,5 | 382,5 |
1975 | 1221,0 | 141,0 | |
1976 | 1001,4 | 362,8 | 362,8 |
1977 | 774,4 | 390,0 | 390,0 |
1979 | 510,0 | 168,0 | 158,0 |
1980 | 502,0 | 156,0 | 156,0 |
1982 | 576,0 | 30,0 | 30,0 |
* Подсчеты подведены по данным Архива Политбюро ЦК КПСС А.В.Коротковым и А.С.Степановым
Зависимость страны от закупок продовольствия за рубежом становилась все более очевидной и опасной. Наблюдается практически постоянный рост экспорта хлебофуражных продуктов: в 1973 г. было закуплено 13, 2% зерна от его производства СССР, в 1975 г. – 23,9%, 1981 г. – 41,4%[12]
К концу 70-х гг. многочисленные проблемы в экономике становились очевидными. Громадные инвестиции в строительство промышленных предприятий не отдавали отдачи, нарастал «долгострой», в промышленности широко использовался ручной и неквалифицированный труд, что приводило к нехватке трудовых ресурсов.
Кроме так называемых макроэкономических характеристик в экономике есть простые и понятные каждому человеку критерии, эквивалентные содержанию его кошелька и его холодильника. Со второй половины 70-х гг. ухудшилось продовольственное снабжение населения. Росло недовольство промышленных рабочих размерами оплаты труда. Следствием этого недовольства стали поистине чрезвычайные для тогдашнего СССР события – забастовки. Это вынудило Секретариат ЦК КПСС принять в октябре 1980 г. специальное постановление, в котором сообщалось, что прошли забастовки рабочих в Свердловске, Литве, Челябинской области, на Украине, в Севастополе, Краснодарском крае.[13]
Политические реформы
Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия новой Конституции СССР.
Еще на XXII съезде партии Н.С. Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, отражающую переход СССР к коммунизму и создание в СССР “общенародного государства”. В 1962 году была создана Конституционная комиссия. Но только через 15 лет появился готовый текст новой Конституции. Ее основное содержание взяли из Конституции 1936 года. К этому времени советские руководители успели отказаться от мифа о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, введя понятие “развитого социализма”.
Конституция 1977 года (брежневская) более решительно утверждала ведущую роль коммунистической партии. Она и узаконила формально КПСС как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.
Подчеркивая важность участия общества в управлении страной и утверждая принцип коммунистического самоуправления посредством развития подлинной демократии (участие трудовых коллективов в обсуждении и решении государственных и общественных дел), Конституция признавала возрастание роли общественных организаций.
Проект конституции дважды обсуждался на Пленуме ЦК партии (майском 1977 года и октябрьском 1977 года) и 7 октября 1977 года был утвержден внеочередной сессией Верховного Совета СССР.
Исходные позиции новой Конституции в самом начале не учитывали в полной мере реальности общественного развития и не соответствовали им.
В Конституции 1977 года было записано, что “все партийные организации действуют в рамках конституции СССР”. Это ставило партию в юридическом плане в положение подзаконной общественно-политической организации. Это еще больше способствовало распространению в обществе командно-приказных методов партийного руководства, деятельностью Советов, органов государственного и хозяйственного управления.
|
|
В тексте Конституции СССР 1977 года, в соответствии с концепцией общенародного государства, говорилось, что “вся власть принадлежит народу”.
Нужно отметить, что в новой Конституции проблему прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности выделили в особую главу. Это был шаг вперед на пути признания прав человека. Но эффективный механизм реализации этих прав так и не появился.
Конституция закрепляла право каждой союзной республики на выход из состава Союза, но порядок реализации права так и не был разработан. Более того, она предусматривала бюрократическую сверхцентрализацию, что существенно ущемляло интересы республик.
Республики еще больше стали зависеть от центра. Общесоюзные ведомства хозяйничали на их территориях, не считаясь с мнением местных правительств.
Воздействовать на “центр” через своих представителей республики не могли и в Верховном Совете, ставшем больше декоративным органом, чем системой самоуправления страной.
Сама практика формирования Советов была направлена на то, чтобы подобрать достаточно “послушный” состав депутатов, способный обеспечить “единогласие”.
И это неудивительно. В 1970-е гг. все реальные рычаги власти уже сосредоточились у партии.
В руках партийного аппарата сосредоточилось фактическое распоряжение огромной государственной собственностью, хотя юридически она считалась общенародной.
Утвердив “демократические принципы управления страной, заботу о защите прав человека”, она так и осталась просто документом. Реально партийный аппарат не мог допустить в стране демократических преобразований в тех условиях.
В целом нужно отметить, что конституция СССР 1977 года не изменила жизнь советского народа ни к худшему, ни к лучшему.
В это время уже вовсю властвовал партийный диктат во всех сферах жизни страны.
|
|
ГЛАВА 2