(Количественный анализ)
№ п/п | Имя ребенка | Возраст | % тревожности |
1. | Мария А. | 8 лет | 42 |
2. | Анжелика Б. | 9лет | 64 |
3. | Вера Г. | 8 лет | 72 |
4. | Маргарита Г | 9 лет | 42 |
5. | Анастасия З. | 9лет | 50 |
6. | Ярослав К. | 8 лет | 50 |
7. | Александра К. | 8 лет | 50 |
8. | Анастасия Л. | 8 лет | 64 |
9. | Александр М. | 8лет | 64 |
10. | Ольга О. | 8лет | 92 |
11. | Борис П. | 8 лет | 72 |
12. | Даниил Р. | 9лет | 64 |
13. | Евгений С. | 9 лет | 72 |
Описание к таблицам 2,3.
Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.
К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).
Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).
Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве).
|
|
Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности.
Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.
Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис. 1,3,5,10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис. 2, 6, 8, 9, 11 и 13 – взаимоотношения между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис. 4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает один; ситуация на рис. 6 с одинаковым основанием может быть отнесена как к ситуациям типа “ребенок-взрослый”, так и к ситуациям “ребенок-ребенок”.
При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.
Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в школе.
|
|
Модификация методики. При предъявлении рисунков все время дают одну и ту же инструкцию: “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка?” После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос “Почему?” Данные изменения в процедуру обследования были внесены с целью расширения проективных возможностей методики.
При использовании авторского варианта дети в большинстве случаев повторяли раскрываемое экспериментатором содержание картинки.
В модифицированном варианте возрастает степень свободы для ответов детей, а, следовательно, расширяется перечень источников переживаемой тревоги.
1. Качественный анализ показывает, что большее число страхов у учащихся выявлено по рис. 3,8,9,10,12 и 14.
2. Количественный анализ.
При интерпретации результатов теста тревожности для детей младшего школьного возраста стало видно, что в классе высокий уровень тревожности у большинства детей (11 человек) и всего лишь 2 человека со средним уровнем тревожности.
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.
Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.
Таблица 4.
Сводная таблица результатов по тесту тревожности Филлипса у учащихся 2 «Г» класса
Таблица 4.
№ п/п | Имя ребенка | Возраст | % тревожности |
1. | Мария А. | 8 лет | 39 |
2. | Анжелика Б. | 9лет | 62 |
3. | Вера Г. | 8 лет | 41 |
4. | Маргарита Г | 9 лет | 62 |
5. | Анастасия З. | 9лет | 41 |
6. | Ярослав К. | 8 лет | 32 |
7. | Александра К. | 8 лет | 39 |
8. | Анастасия Л. | 8 лет | 68 |
9. | Александр М. | 8лет | 59 |
10. | Ольга О. | 8лет | 55 |
11. | Борис П. | 8 лет | 32 |
12. | Даниил Р. | 9лет | 43 |
13. | Евгений С. | 9 лет | 50 |
Результаты исследования по тесту Филлипса учеников 2 г класса
Среди учащихся 2 класса была выявлена тенденция к высокому уровню тревожности и выявлена группа риска к которой относятся Анжелика Б., Вера Г., Анастасия Л., Александр М., Оля О
Часть 2.
Коррекционно-развивающий блок