Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Различают три основных группы технологий – объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения.
Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель особое внимание в своей работе отводит трансляции учебного содержания.
Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьника в общее обсуждение.
|
|
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая в массовой школе технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, позволяющих заинтересовать учеников, стимулирует послушание и исполнительность.
В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированы на безусловное прохождение программ. Желания ученика связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, с развитием способностей, утверждением себя в среде сверстников как яркой индивидуальности.
Рассогласованность позиций обучающих и обучающихся преодолевается в основном с помощью дисциплинарных мер.
Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками. 73% учителей отметили наличие необходимого контакта в работе со школьниками, в то время как положительно ответили на этот вопрос только 18% учеников. Полное отсутствие контакта отметили 28% школьников и только 3% учителей.
|
|
Откуда такой разрыв в оценках отношений с учителями? Учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях. Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особые роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.
Самым сильным негативным фактором, заложенным в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения, является выполнение обучающимися учебных действий и операций в принудительном режиме, что не может не иметь серьезных психологических последствий для всех участников образовательного процесса.
Объяснительно-иллюстративный способ обучения не может эффективно использоваться без принуждения. Принуждение заложено в самом механизме обучения по данной технологии.
Принуждение – один из самых молоэффективных способов организации действий.
У школьников ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к следующим последствиям: блокируется активность и самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей школьников; возникает неверие в собственные силы; возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью.
Следовательно, развитие интеллекта, творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основаниях.
Механизмы организации учебного процесса
в традиционном и развивающем способах обучения
Объяснительный способ обучения | Компоненты деятельности | Деятельностный способ обучения |
Задается педагогом | 1. Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности |
Используются внешние мотивы деятельности | 2. Мотивы – побудители к деятельности | Опора на внутренние мотивы деятельности |
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели | 3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность | Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели |
Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем | 4. Действия – основной элемент деятельности | Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика |
Прослеживается внешний результат, главным образом уровень освоения | 5. Результат – материальный или духовный продукт | Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе |
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами | 6.Оценка – критерий достижения целей | Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов |
В основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
|
|
На практике решение этих задач связано с существенной реорганизацией устоявшейся педагогической системы, с изменением отлаженной деятельности педагога, что не может происходить быстро и безболезненно. Все эти преобразования заложены в технологиях развивающего обучения. При условии соответствующей подготовки учителя скорый переход в этот режим работы возможен только с детьми первых классов, у которых нет никакого опыта взаимодействия в учебном процессе. Учителям, работающим со всеми остальными возрастными группами школьников, потребуется определенный период для адаптации детей. Широкая разъяснительная работа с родителями.
К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие как, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «модульного обучения», которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Технология полного усвоения знаний.
Теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В.Кларина. Авторы изучали способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Были выделены следующие категории обучаемых:
- малоспособные (5%), которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
- талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
- учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.
|
|
Исходным моментом методики является общая установка, которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Далее педагогу предстоит определить. В чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Точное определение критерия полного усвоения для всего круга является важнейшим моментом в работе по данной системе.
Этот эталон задается с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.
Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.
Категории целей познавательной деятельности:
- знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвел, узнал»;
- понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) – «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой»;
- применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или измененной ситуации);
- анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого – «вычленил части из целого»;
- синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) – «образовал новое целое»;
- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения».
Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Такая система была адаптирована к условиям классно-урочной системы, получив название «Технология разноуровневого обучения».
Технология разноуровневого обучения
Теоретическое обоснование данной технологии – РАЗЛИЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ МАССЫ УЧАЩИХСЯ ПО УРОВНЮ ОБУЧАЕМОСТИ – СВОДИТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО КО ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОМУ УЧЕНИКУ ДЛЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Требования обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики».
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:
§ всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
§ взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
§ неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевают программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт), 2 – базовом, 3 – вариативном (творческом). В дальнейшем эта технология получила название “технология обучения базису без отстающих”.
В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная К.К. Платоновым. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
1)индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;
2) психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.;
3)опыт, включающий знания, умения, привычки;
4)направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.
Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения:
1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая по средством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов;
3) профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.