Языковая культура как неотъемлемая и существенная часть культуры человека в целом.................................................................................. 5
Специфика иностранного языка как учебного предмета..................... 7
Цели изучения предмета иностранный язык......................................... 9
Глава 2 РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Место предмета в базисном учебном плане........................................... 14
План-конспект урока............................................................................... 16
Заключение..................................................................................................... 19
Список литературы и Интернет-ресурсов.................................................... 21
Введение
Для современного общества характерно сотрудничество и обмен достижениями в различных сферах деятельности. Контакты между странами становятся теснее, поэтому знание иностранного языка имеет все более важное значение. Без знаний иностранных языков невозможно мировое сотрудничество. В настоящее время идет развитие различных форм международного общения: международные встречи, выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес. Обмен школьниками и студентами тоже сюда относится.
|
|
В новом XXI веке весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков. Диалог различных культур становит задачу воспитания личности, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.
Объектом исследования данной работы является система преподавания иностранного языка в школе.
Предмет исследования – роль и место иностранного языка как статуса школьного предмета.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать роль и функцию иностранного языка как учебного предмета.
Исходя из целей курсовой работы нам необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть языковое образование как одно из составляющих в системе школьного образования;
- уточнить место иностранного языка как школьного предмета среди других предметов учебного цикла;
- представить цели учебного предмета ²иностранный язык²
Проведенное исследование в рамках курсовой работы основывалось на следующих методах:
1. анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. наблюдение за учебным процессом;
|
|
3. метод экспертов.
Практическое значение исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы:
1. уточнили место предмета ²Иностранный язык² в системе школьного образования;
2. материалы курсовой работы могут быть использованы на семинарских занятиях по предмету ²Теория и методика обучения иностранному языку².
Апробация работы: защита курсовой работы ²___² ________ 2010 г.
Глава 1. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Языковая культура как неотъемлемая и существенная часть культуры человека в целом
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросла образовательная и самообразовательная функции иностранных языков, их профессиональная значимость в школе, в вузе, на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.[1]
В России и в большинстве европейских стран на протяжении последних лет языковое образование находится в центре образовательной политики, которая ориентирована на следующее:
1. сохранение и поддержку языкового многообразия в условиях мультилингвального и поликультурного общества;
2. разумное взаимоотношение государственного языка как главного языка обучения с другими языками.
Иностранный язык как школьный предмет вносит свой вклад в языковое образование учащихся. Иностранный язык может быть также вторым языком обучения другим предметам в школе, и тогда результатом будет билингвальное образование.[2] В настоящее время существуют учебные пособия, которые предназначены для развития билингвальных умений при изучении английского языка. Расширение круга культур посредством вхождения обучаемых в социокультурное пространство при общении на двух и более языках способствует социализации личности, при этом осуществляется:
1.2. накопление и усвоение знаний о культуре страны изучаемого языка и родной культуре;
1.3. формирование и развитие коммуникативных, когнитивных, познавательных и творческий умений и способностей;
1.4. формирование ценностей ориентации и развитие культуры личности обучаемого в окружающем мире.
Последний пункт включает в себя развитие культуры самой личности (культура отношения, культура саморегуляции), развитие культуры деятельности (культура интеллектуальной деятельности, культура предметной деятельности), а также развитие культуры социального взаимодействия человека с другими людьми в разных странах и на разных континентах.
Специфика иностранного языка как учебного предмета
Понятие ²иностранный язык² как учебный предмет возникло во второй половине CVIII века в результате роста количества научных публикаций на национальных языках и потери в связи с этим латинским языком статуса языка образования. Начиная с этого времени языки стали изучаться с практическими задачами, которые связаны с необходимостью уметь читать на языках разных народов. [3]
Специфические особенности предмета ²иностранный язык² заключаются прежде всего в сфере целеполагания. Отличие от других учебных дисциплин состоит в том, что большинство дисциплин нацелено на усвоение научных знаний тех или иных явлений, законов, управляющих этими явлениями, в то время как иностранный язык как учебный предмет не имеет сфере своих интересов научные знания языка и тем более науку о языке.
Общеобразовательно-воспитательные цели обучения иностранному языку реализуются непосредственно в процессе достижения коммуникативной цели, в то время как коммуникативная цель обучения родному языку состоит в совершенствовании умений и навыков устной речи и обучении письму и чтению, а также в овладении умением точно выбирать средства передачи информации.
|
|
Имеются и другие попытки выделить специфическое в учебной дисциплине ²иностранный язык². Так, например, и в психологи обучения иностранным языкам, и в методике обучения предмету отмечается, что в отличие от других учебных предметов иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. Более того, в качестве специфических особенностей учебного предмета ²иностранный язык² выделяются также такие его качеств как ²беспредметность², ²беспредельность², ²неоднородность². Так И. А. Зимняя пишет, что ²беспредметность² иностранного язы обусловлена тем, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. ²Беспредметность, по ее мнению, связана с тем, что, изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики, или раздел ²герундий², не зная раздела ²времен².[4] В свою очередь, ²неоднородность² объясняется обращенностью этого учебного предмета и к ²языковой системе², и к ²языковым способностям² и т.д.
Таким образом, иностранный языка как школьный предмет характеризуется следующими чертами:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Иностранный язык является существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
|
|
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
1.3. Цели изучения предмета иностранный язык
Соловова Е.Н. выделяет следующие основные цели обучения иностранному языку в школе[5]:
- формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, что включает в себя: формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам межкультурного общения на ИЯ (иностранный язык); развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ в условиях официального и неофициального общения;
- социокультурное развитие учащихся, т.е. соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдений за своим коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения ИЯ в школе к другой, что позволит им ставить и достигать собственные задачи в изучении ИЯ;
- формирование у школьников уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем;
- развитие самообразовательного потенциала молодежи в изучении других иностранных языков и многообразия современного многоязычного и поликультурного мира;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе соизучения языков и культур.
Также можно определить цели обучения иностранному языку для каждой ступени курса, каждая из которых имеет свои особенности. Первой ступенью является начальная школа.
На начальной ступени обучения иностранному языку (в 1-4 классах) большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребностей в открытии мира зарубежных сверстников и использования иностранного языка для этих целей; формирование элементарных основ этики межличностного общения как на родном, так и на ИЯ.
Исходя из вышесказанных особенностей обучение ИЯ в начальной школе направлено на:
- создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании ИЯ как средства коммуникации в современном мире;
- ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, представление ИЯ как ключа в новый мир игр и развлечений;
- приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на ИЯ; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранном языках;
- формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учетом потребностей младших школьников;.
- формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.
При изучении ИЯ в основной школе (5-10 классы) в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у учащихся всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями чтения, аудирования, говорения и письма.
Учитывая осбенности этой ступени обучение ИЯ в основной школе направлено на изучение ИЯ как средства международного общения посредством:
- формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме;
- коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка (в рамках изучаемых тем и ситуаций); развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;
- социокультурного развития школьников с помощью страноведческого, культуроведческого и лингвокультуроведчес-кого материала в контексте европейской и мировой культуры.
- историко-культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;
- формирования умений представлять родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;
- ознакомления школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.
На завершающей ступени обучения ИЯ в профильной школе (10-11 классы) обучение ИЯ должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование ИЯ в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания - развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков. Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного подключения ИЯ к изучению других предметов.
Из вышесказанного следует, что обучение ИЯ в профильной школе направлено на:
- развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправ-ными партнерами межкультурного общения на ИЯ в социокультурно-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;
- обучение этике дискуссионного общения на ИЯ при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;
- развитие общекультурных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;
- ознакомление учащихся с основами самооценки уровня владения языком и развитие потребностей в дальнейшем самообразовании по ИЯ.
- развитие умений представлять родную страну и культуру, образы и стили жизни людей в ней в условиях иноязычного межкультурного общения;
- использование ИЯ в профессиональном образовании.
Следует также отметить, что развивающие и воспитательные цели присущи каждому этапу курса, которые направлены на развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что предмет иностранный язык имеет общие цели для всего курса в целом и частные цели, которые характерны для каждой ступени обучения иностранному языку. Помимо цели формирования и развития языковой и речевой компетенции предмет иностранный язык имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал, который можно реализовывать различными путями. Развивающий и воспитывающий потенциал уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении.
Выводы по главе
Итак, в данной главе были рассмотрено, что иностранный язык как школьный предмет вносит свой вклад в языковую культуру в целом. Знание иностранного языка позволяет входить в другое социокультурное пространство, которое в свою очередь способствует социализации личности. Это очень важно в современном мире, так как все мировые тенденции направлены на международное общение в различных сферах человеческой деятельности. Иностранный языка как школьный предмет имеет следующие особенности: межпредметность, многоуровневость и полифункциональность. Изучение иностранного языка направлено, главным образом, на достижение дальнейшего развитие иноязычной коммуникативной компетенции учеников.
Глава 2. РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
2.1 Место предмета в базисном учебном плане
Из методических рекомендации к региональному базисному учебному плану, составленные старшим преподавателем кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО Е.А. Юдиной, можно выделить следующие положения о предмете иностранный язык в федеральном и региональном базисных учебных планах.
Иностранный язык представлен в региональном базисном плане (РБУП) как обязательный базовый образовательный учебный предмет начального, основного и среднего (полного) общего образования и изучается со II класса.
В новом федеральном базисном учебном плане на изучение Иностранного языка выделяется:
- 210 учебных часов (2 часа в неделю со II по IV класс) в начальной школе;
- 540 учебных часов в основной школе (3 часа в неделю с V по IХ класс);
- 210 учебных часов (3 часа в неделю) в старшей школе на базовом уровне;
- 420 учебных часов (6 часов в неделю) на профильном уровне.
При этом установлено годовое распределение часов, что даёт возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В учебный план начальной школы введен учебный предмет ²Иностранный язык², что законодательно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса. На его изучение выделяется 210 учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс), т.е. количество учебных часов на изучение Иностранного языка со II по IХ класс увеличено на 6 часов в неделю. По решению Совета школы при наличии соответствующих условий часы на изучение иностранного языка могут быть увеличены за счет регионального или школьного компонента.
Усилено также внимание к изучению иностранных языков в старших классах. В связи с реализацией задачи ²обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне². Иностранный язык вводится в качестве обязательного учебного предмета в объёме не менее 3 часов в неделю в Х – ХI классах и может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения и/или выбран для изучения обучающимся на базовом, либо на профильном уровне. В случае, если иностранный язык как предмет, входящий в инвариантную часть РБУП, изучается на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Профильный уровень изучения иностранного языка (английского) представляет собой расширение и углубление базового уровня с учетом профильной ориентации школьников.
Примерная программа по английскому языку рассчитана на 410 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Обязательное изучение иностранного (английского) языка в 10-11 классах, а также реализация личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию школьников, предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на старшем этапе обучения с учетом его специфики.
2.2. План-конспект план-конспект урока по теме ²Discover London²
Класс | 8 |
Логическая структура раздела | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Цели урока | - Формирование лексических навыков говорения. - Воспитывать познавательный интерес к предмету, расширяя знания по страноведению - Включить учащихся в культурное пространство англоязычных стран. |
Задачи | - Воспитать культуру общения. - Развить интереса к учению и активность на уроке. - Совершенствование произносительных навыков говорения. - Научить учащихся монологическим высказываниям, рассуждать по заданной теме. - Развивать интерес к учебно-познавательной деятельности на ИЯ. |
Лексические единицы | patch, marsh, to cover, vast, inhabitant, to be deserted, boroughs, in addition, to include, suburbs, fashionable, well-to-do, to stretch, to reside. |
Оснащение урока | Ресурсы сети Интернета, задания для самостоятельной работы, учебник, презентация, компьютер, проектор, экран. Программное обеспечение: Windows, MS Office. Флаг Великобритании. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Длительность этапа | Основной вид деятельности учащихся | Метод обучения |
I. Организационный момент | 5 минут | Ответы учащихся на вопросы | Устный опрос |
II. Просмотр презентации по теме урока | 20 минут | Работа в группе | Показ мультимедиа-презентации во время объяснения нового материала |
III. Объяснение домашнего задания | 5 минут | Прослушивание и запись в дневники | Разъяснение |
IV. Итоговый контроль Подведение итогов | 10 минут | Выполнение тестового задания | Письменный контроль |