Результаты аналитического обзора литературы, посвященной понятию «интеллект» и основным подходам к его изучению, представленные выше (Темы 1-3), свидетельствуют о том, что в самом широком смысле данная категория ассоциируется с навыками и способностями, необходимыми человеку для эффективной адаптации к жизни в рамках конкретной культуры. Логично предположить, что приспособление индивида к социальному контексту оказывается невозможным без адекватного познания последнего. Познание окружающего мира представляет собой:
- определенный способ обработки информации в сознании (которое определяется автором определения как состояние ощущений, мыслей и чувств), трансформацию сенсорных данных в знание [29];
- совокупность когнитивных процессов: восприятие, осмысление, рассуждение, оценка [45];
- совокупность психических процессов, в ходе которых человек получает и использует знания об окружающих его объектах: маркировку, анализ, категоризацию, мышление, логическое мышление, планирование [29], [33];
- отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и т.д.
Процесс познания объективной действительности имеет чувственно- рациональный характер, в качестве источников имеет ощущения, восприятия, мышление, воображение и проходит в два этапа. При этом, начинаясь с ощущений и восприятий, оно не заканчивается ими, а переходит к мышлению.
Параллельно стоит отметить, что элементы, при помощи которых осуществляется познание и на первом, и на втором уровне, отождествляются современной психологией с интеллектуальной деятельностью (активностью).
Чувственный характер процесса отражения связан с тем, что последний происходит в результате воздействия тех или иных людей, вещей, явлений на наши органы чувств. Как заметил в свое время С.Л.Рубинштейн, указанный мир (людей, вещей, явлений) всегда имеет для человека определенное значение и вовлечен в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых индивид становится. В качестве характеристик чувственного познания выделяют ощущения, т.е. «недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего или отражение отдельного чувственного качества» и восприятие, т.е. «осознание чувственно предмета или явления». «Ощущение как компонент сенсомоторной реакции предшествует восприятию: генетически оно первичнее: оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственно данного предмета, хотя С.Л.Рубинштейн выделил еще более раннее психическое явление, которое обозначил как «чувственное впечатление». «... Это впечатление возникает при различении раздражителей при помощи механизма, приспособленного для соответствующей рецепции и наследственно закрепленного в ходе эволюции под воздействием раздражителей, жизненно важных для организма. Ощущение же возникает по мере того, как наследственно закрепленная, безусловно- рефлекторная основа чувственного впечатления обрастает условно- рефлекторными связями. На основе идеи о чувственном впечатлении как первичном психическом явлении была разработана гипотеза о пренатальном (внутриутробном) возникновении психики у человека... Вместе с тем ощущение выделяется в результате анализа наличного восприятия. Этот анализ - не лишенная реального бытия абстракция и не искусственная операция экспериментатора в лабораторных условиях, а реальная познавательная деятельность человека, который в восприятии явления или предмета выделяет его качества. Но выделение качества - это уже сознательная аналитическая деятельность, которая предполагает абстракцию, соотнесение, классификацию. Ощущение, таким образом, - это и очень элементарная, и очень высокая «теоретическая» деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление» [36 С. 177-178]. Согласно позиции С.Л.Рубинштейна, ощущения, с одной стороны, являются компонентом чувственного образа, который возникает в результате сенсомоторной реакции, а с другой стороны, выступают в качестве составляющей содержания сознатель- нои познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления.
Основываясь на том, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление с помощью умозаключений раскрывает то, что не предоставлено наглядно - в восприятии. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий индивида, т.е. сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования, и через отношения между чувственно данными характеристиками выявляет новые, непосредственно не данные абстрактные их свойства, обнаруживает многообразные существенные, необходимые, основанные на реальных зависимостях связи, а не случайные совпадения по смежности в той или иной ситуации.
Как известно, познание является одним из тех конструктов, которые основательно изучены не только традиционной, но и кросс-культурной психологией. В работе Д.Мацумото «Психология и культура» приведены интересные факты, согласно которым, люди, используя одни и те же когнитивные процессы для адаптации к социальной среде, существенно отличаются друг от друга по способам их (этих процессов) проявления. Результаты исследований, посвященных вопросам когнитивного развития, отражают влияние нативистов и эмпириков. Нативисты считают, что все феномены, связанные с чувственным и рациональным познанием, носят врожденный характер и не требуют от организма никакой активной деятельности, а эмпирики полагают, что реакция организма на различные стимулы, поступающие из окружающей среды, определяется опытом и научением. Необходимо отметить, что центральное место в кросс-культурных исследованиях познания занимают именно последние (теории эмпириков). Причем наиболее часто для анализа феноменов познания применяется теория Брансвека «транзакционного функционализма», которая делает акцент на адаптивной ценности интеракций, утверждает, что познание помогает индивиду справиться с задачами, поставленными перед ним окружающей средой, и используется для объяснения когнитивных характеристик ряда культурных групп (Дж.Берри, А.Мишра, А.Сингх и др.).
Сегодня в кросс-культурной психологии широко распространено мнение об универсальном для всех народов характере познавательных процессов. Вместе с тем, данные исследований Дж.Бери, Бени, Беннетта и т.д. свидетельствуют о том, что в различных обществах в понятие «когнитивные способности» вкладывается разный смысл; по-разному определяется и поведение, полезное для членов данного социума; резко отличаются когнитивные задачи и пр. Поэтому, чтобы дать когнитивным процессам обоснованную оценку, важно понять: а) экологический контекст народа; б) когнитивные задачи, которые стоят
в данной культуре перед детьми; в) каким образом эти задачи ставятся перед детьми.
Анализ перечисленных выше моментов важен и для оценки успехов личности в области познавательного (интеллектуального) развития. Знание когнитивной задачи помогает оценить прогресс индивида в данном направлении. Исследования показывают, что культуры действительно по-разному подходят к оценке определенных видов когнитивного поведения. Например, в некоторых обществах высоко ценится «глобальное» решение проблем, опирающееся на «размышления», в то время как в других обществах предпочтительным является «аналитическое» решение проблем, опирающееся на «быстрое» принятие конкретных решений. Очевидно, что когнитивное развитие в таких обществах будет идти в различных направлениях. Все концепции, которые пытаются исследовать когнитивное развитие в разных культурах, обращаются к этим вопросам в первую очередь, а анализируя характер связи между культурным контекстом и познанием, оценивают последний с точки зрения: общего интеллекта; генетической эпистемологии; конкретных навыков и когнитивных статей. Ниже представлено краткое описание каждого из четырех направлений. Данные подходы различаются между собой по трем основным позициям: а) концептуализация экокультурных контекстов; б) структура когнитивного поведения; в) существование центральных когнитивных механизмов (по [29], [33]).
Общий интеллект
Подход с точки зрения общего интеллекта является одним из первых в изучении познания. Он базируется на идее единой когнитивной компетентности, определяемой как общие способности, которые проявляются в наличии положительной связи между действиями и рядом когнитивных задач (вербального, пространственного, числового и т. п. характера). Центральный когнитивный механизм, получивший название д-фактор (по Спирмену), определяет разный уровень умственных способностей у разных людей, а фоновые социокультурные факторы, такие как экономические интересы, а также культурный и образовательный опыт представляют собой условия, которые либо благоприятно, либо отрицательно влияют на развитие центрального когнитивного механизма личности. Так, личность, которая находится в благоприятных условиях и имеет позитивный опыт, имеет больше возможностей для поступательного развития и, следовательно, будет демонстрировать более высокий уровень умственных способностей.