Глава 1. Инновационные процессы в педагогике

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выполнила: студентка 3 курса факультета

                                                          иностранных языков группы «А-31»

                                            Воробьёва Анастасия Викторовна

                          Научный руководитель:

                                                       старший преподаватель Башаркина Е.А.

 

МОГИЛЕВ 2006

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Инновационные процессы в педагогике……………………………….6

1.1 Инновационная деятельность как педагогическая проблема …………….…6

1.2 Инновационная направленность педагогической деятельности  .…………14

Глава 2. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность …………… 21

2.1Проектная работа по обучению английскому языку на профильном уровне            с использованием элективных курсов по методике Сафоновой В.В (Х-Х1 классы). ………………............. …………. …………………………………….. 21

2.2 Инновационный проект по методике В.В. Сафоновой....………………….25

Заключение………………………………………………………………………..29

Список использованных источников…………………………………………....30

Приложение…………………………………………………………...……..……31

 

 

Введение.

Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для демократизации и гуманизации школы, для обновления системы управления образованием. Пришел в действие механизм саморазвития школы, выявилось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности, которая нашла свое отражение в создании школ нового типа, в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с наукой, обращение к мировому педагогическому опыту.

Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения. Процессы любых преобразований школы и общества требуют от учителя переориентации его создания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) педагогической деятельности. В этой связи обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными потребностями школы и общества в учителе-новаторе с творческим, научно-педагогическим мышлением.

В настоящее время развивается новая область научного знания – педагогическая инноватика. Изменения в содержании и организации деятельности школ, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагога. Однако этот процесс в настоящее время носит стихийный характер, что в значительной степени объясняется отсутствием научных исследований и рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности учителя.

Термин «инновационная педагогика» и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х годов. В России же только в течение последних трех лет созданы Центр и Институт педагогических инноваций.

В новых исследованиях инновационных процессов в образовании выдвигается ряд проблем теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям и творческой деятельности учителя (критерии оценки нового, традиции и инновации, специфика инновационного цикла, отношение учителя к инновациям и др.). Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, М.М. Поташкина, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой и др.

В последнее время в педагогической инноватике внедрение и распространение педагогического опыта стали рассматриваться как виды инновационных процессов. Значительное место отводится изучению жизненного цикла инновационных процессов, классификации нововведений, источникам идей инновационной педагогики, актуализируется важность нормативно-правового обеспечения инновации.

Проблема создания и внедрения нововведений требует исследования вопросов, не изучающихся или изучающихся в незначительной степени в нашей педагогике: зависимость распространения новшеств от особенностей среды, закономерности восприятия новшеств учителями, технология инновационной подготовки, снятие психологических барьеров и др.

Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенно повлияла на социокультурные позиции учителя. Началось «массовое внедрение» уже существующих педагогических систем, отдельных методик, учебных курсов, предметов, дисциплин. Инновационные группы столкнулись с проблемами, порождаемыми любым нововведением в образовательной сфере: совмещение инновационных программ с уже существующими учебными планами и программами, сосуществование представителей различных педагогических концепций, раскол педагогического сообщества, несоответствие новых типов учебных заведений требованиям родителей, потребность в новых учебниках и программах, в новом типе учителя-новатора и др.

Другой аспект проблемы инновационной деятельности заключается в приспособлении новшеств к новым условиям. Он связан с тем, что в деятельности учителя нередко возникает необходимость переноса технологий, содержания обучения и воспитания из других отраслей или тех концепций, которые были разработаны в прошлом. Часто учитель осуществляет механический перенос, что приводит к потере смысла новшества в условиях игнорирования специфики системы образования, ее истории и традиций.

Особую актуальность приобретает и проблема изменения новшеств в период, когда становится ясно, что нововведение теряет свою роль в развитии школы. Тогда возникает необходимость изменить его, предусмотреть новые варианты его развития, что в свою очередь связано со сформированностью творческого мышления учителя.

Инновационная педагогическая деятельность, связана с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней новатор глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.

Обеспечение инновационной деятельности предполагает исследование группы вопросов, включая выявление социокультурных, нравственно-духовных факторов, детерминирующих потребность в расширении инновационной деятельности и новом социальном типе личности учителя, способного к ее реализации; выявление в связи с этим особенностей развития педагогического профессионализма и возможностей повышения его инновационного потенциала в массовой практике, выработку методических рекомендаций по переводу научных инноваций в массовую практику.

Система подготовки учителя в вузе также не отвечает требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности. В настоящее время обучение в педагогических учебных заведениях выступает как стихийно действующий механизм «тиражирования» определенных качеств личности. Отсутствие гибких учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, реальной возможности выбора дисциплин для своего индивидуального развития лишает студента способности к творчеству, к восприятию и созданию нового.

Одной из нерешенных проблем высшей школы является поиск многообразия форм методической реализации обучения студентов на протяжении всего пребывания их в вузе.

Большинство методических пособий и учебников по педагогике ориентируют студента на «идеальные условия» осуществления педагогической деятельности. Между тем такая ориентация создает на первом же проведенном уроке дискомфорт, неуверенность и нежелание заниматься педагогической деятельностью. [8,c.3]

Цель: исследовать проблему инноваций в педагогической деятельности.

Задачи курсовой работы:

- изучить источники информации по данной проблеме;

- дать полное определение и раскрыть сущность понятий педагогической инноватики;

- изучить взгляды научных исследователей данной проблемы;

- подвести итоги исследования.

Объект курсовой работы – инновации в педагогической деятельности.

Предмет – создание и внедрение инноваций в педагогическую деятельность.

Гипотеза:

 Педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если:

- педагогом понимается сущность инновационной деятельности;

- осуществляется целенаправленная и системная работа по внедрению инновационных проектов;

- внедрение инновационных проектов даёт видимый результат.

 

 

Глава 1. Инновационные процессы в педагогике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: