Содержание
Введение…………………………………………………………………..….3
Социальные функции психологической науки…………………………....4
Социализация личности как универсальный процесс, раскрывающий социальную функцию психологической науки …………………………...7
Заключение……………………………………………………………….....11
Список литературы………………………………………………….……...12
Введение.
Человек живет и действует в окружающей его социальной среде, обществе. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает, эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.
Все это является психической деятельностью человека, а психология является тем инструментом, который помогает человеку в реальной жизни. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.
|
|
На всех этапах жизни человек постоянно взаимодействует с другими людьми, где бы он ни был, он, как правило, должен общаться с другими, чтобы удовлетворить собственные потребности. Возникает необходимость отрегулировать это общение, дать человеку понимание, что он делает правильно, а что нет. Помочь человеку функционировать в обществе, так чтобы вся его деятельность приносила пользу и ему и обществу. Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах, именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.
Социальные функции психологической науки.
Как сказал Аристотель, человек является общественным животным. Ему все время приходится приспосабливаться к тому обществу, в котором он функционирует, усваивать те нормы, которые присуще данному обществу. И чтобы быть включенным во все аспекты общественной жизни, человеку нужно знать по каким законам эта жизнь функционирует и развивается. Трудно переоценить значение психологической науки в этом вопросе. Именно психология является тем инструментом, который помогает человеку на всех этапах его жизненного развития.
|
|
Психология выполняет в обществе ряд функций. И одна из них – это социальная функция. Эта функция раскрывает способность психологии участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, создании более благоприятных условий для жизни людей, формирование психологически здорового общества.
Социальные функции психологии как и любой другой науки не есть что-то раз и навсегда заданное, напротив они всегда развиваются как и сама наука. Более того развитие социальной функции есть важная сторона развития самой науки.
Начиная со вступления человека в общественные связи, психология уже начинает выполнять свои социальные функции, т.е. помогает человеку сформировать правильную картину мира. Например, попадая в детский сад, ребенку необходимо закрепиться в среде сверстников, чтобы не потеряться среди себе подобных. Ему нужно закрепить нетвердый фундамент, созданный в уме, ему нужно понять размеры пространства собственного «Я». В этот момент для адекватного формирования феномена называемого Эго было бы правильно обратиться к психологии развития и возрастной психологии, именно эта отрасль психологического знания отвечает за психологическое сопровождение человека на всем протяжении онтогенеза, а так же помогает урегулировать и корректировать детско-родительские отношения.
Невозможно выделить все социальные функции которые несет в себе наука психология. Так как их великое множество и каждая отрасль психологической науки несет в себе свои социальные функции.
Общая психология помогает раскрывать закономерности развития психики (восприятия, мышление, памяти, внимания и т.д.).
Социальная психология изучает и раскрывает причины кризисов в обществе, тенденции развития общества работает с малыми и большими группами, работает с психическими аспектами терроризма, изучает происходящие в обществе в настоящее время преобразования такие, например, как интернет-технологии и возникающие на этой почве девиации и прочее.
Этническая психология изучает формирование этнической толерантности, урегулирование этнических конфликтов.
Психологическое консультирование на всех этапах жизни помогает человеку раскрывать свой потенциал, корректировать поведенческие стереотипы и т.д.
Психология семьи – психологическое сопровождение поддержки семьи на все протяжение жизненного цикла, методическая и техническая работа с семьей, психологическая работа с проблемами разрушения брака и семьи (проблема ревности супругов, измен, разводов и повторных браков).
Психология личности изучает формирование личности, коррекцию, решение внутриличностных проблем, формирование ценностно-смысловой сферы личности ориентации в жизненном пространстве.
Психология труда – изучение профессиональной ориентации личности, помощь в повторной профессиональной ориентации и многое другое.
Как видно из всего сказанного психология имеет огромный спектр социальных функций, и каждая отрасль науки несет ответственность за определенное направление общественной жизни человека, будь то обучение, профессиоанльная ориентация, создание семьи или психологическая поддержка беременных.
Психология должна описать, спрогнозировать, объяснить и корректировать те или иные события, которые вызывают затруднения в жизни отдельного человека и общества в целом. В этом и заключается основная социальная функция психологической науки.
Социализация личности как универсальный процесс, раскрывающий социальную функцию психологической науки.
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Именно социализация является основополагающим процессом жизни человека, который тесно переплетается со всеми отраслями психологии.
|
|
Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком.
Наиболее полное определение социализации личности дает Ильясов Ф. Н.:
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
|
|
При более широком истолковании под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:
интернализации социальных норм;
усвоения социальных функций;
вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
Именно знание психологических законов социализации может помочь человеку в его становлении в обществе. Например, знание сензитивных периодов развития человека.
Агенты социализации:
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Институты социализации:
Все те институты, с которыми сталкивается человек в жизни это могут быть различные организации, как специально созданные для его социализации (детский сад, школа, вуз), так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).
Механизмы социализации:
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Заключение
Обобщая вышесказанное можно сказать, что социальные функции психологии – это те функции, которые она выполняет по отношению к обществу: это и закрепление социальных ролей, и формирование психологической культуры, и создание благоприятных условий для жизни и развития человека и общества, и многое другое.
Чтобы понять, что такое социальные функции психологической науки, надо вспомнить все то многообразие ситуаций, когда человек встает перед психологической проблемой, которую он не в состоянии решить самостоятельно.
Благодаря знаниям, накопленным психологией за многие десятилетия, сегодня человеку предоставляется возможность гораздо проще проходить через множество затруднений возникающих на его жизненном пути. Обращаться к специалистам психологам, которые смогут помочь человеку и тем самым реализуют ту самую социальную функцию психологии.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Акопов Г. В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Акопов_Г.В. - М.: Ин-т психологии РАН, 2010.
3. Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 3
4. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.