Описание методики, особенности проведения

· Диапазон: Предназначена для исследования учащихся 3-5 классов.

· Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

  Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.).

  Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль.

  Текст содержит 10 ошибок: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»

Описание обработки данных.

       Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

  0 – 2 - высший уровень внимания;

  3 – 4 – средний уровень внимания;

  Более 5 – низкий уровень внимания.

  Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

 

3. Методика Т.Е. Рыбакова  Автор: Рыбаков Т.Е.

Источник: Богданова Т.Г., Корнилова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

  Цель: Изучить особенности распределения внимания.

Описание методики, особенности проведения.

· Возрастной диапазон: с младшего школьного возраста.

· Оборудование: Бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 кре­стов) (Приложение), секундомер.

· Процедура тестирования: Испытуемому предлагается бланк и дается задание считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца) по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

  Описание обработки данных.

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания испытуемого. Индивидуальный результат испытуемого срав­нивается со среднегрупповым результатом.

 

Перепутанные линии»

Источник: Методики изучения психологических особенностей школьников / Сост. И.И. Скрипюк. – Л., 1992.

Цель: Определить степень устойчивости внимания при его сосредоточении и оценить концентрацию внимания.

 

Описание методики, особенности проведения.

· Диапазон применения: с младшего школьного возраста.

· Оборудование: Секундомер, карандаш, специальные бланки (Приложение).

· Инструкция: «На бланке перед Вами ряд линий, перепутанных между собой. Вам необходимо взглядом, без помощи пальца или карандаша, проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, затем перейти ко второй и т.д. Все линии за­канчиваются на правой стороне бланка. Старайтесь работать быстро и без оши­бок. Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу время, за которое Вы вы­полнили задание и которое Вы должны записать на нижней части бланка».

По­сле чтения инструкции дать указание приступить к работе и одновременно включить секундомер.

Методика может использоваться в индивидуальном и в груп­повом исследованиях, но группа должна включать не более 8-10 человек.

Описание обработки данных.

Результаты выполнения задания обработать с помощью «ключа». Под­считать количество правильно прослеженных линий.

При определении количественных показателей учитывать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания испытуемым.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу. В исследованиях К.К. Платонова время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 минут 33 секунд (лучший результат) до 13 минут (худший результат), число ошибок - от 0 до 7. При наблюденииследует отметить, что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях.

Высчитывается показатель продуктивности выполнения задания П:

П = N пр. - N ош., где

N пр. - количество правильно прослеженных линий;

N ош. - количество ошибок, причем полученные оценки продуктивности пере­водятся затем в баллы:

19 и выше - 3 балла /отлично/;

10-18 - 2 балла /хорошо/;

4-9 - 1 балл /удовлетворительно/;

3-2 - 0 баллов /плохо/.

Высокий показатель П свидетельствует о хорошей концентрации и устойчиво­сти внимания испытуемого.

Ключ к методике «Перепутанные линии»

N линии N ответа N линии N ответа N линии N ответа
1 5 11 19 21 25
2 12 12 22 22 24
3 4 13 23 23 17
4 9 14 6 24 13
5 14 15 21 25 15
6 16 16 2    
7 1 17 20    
8 8 18 3    
9 18 19 10    
10 7 20 11    

Список литературы:

1. Зеньковский В.В. Психология детства, - Екатеринбург: Деловая книга, 1995г.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека: Учебное пособие. – М.:ЮСАЙТ, 2003 г.

3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2004г.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», - 2000г.

5. Петровский. Общая психология

6. Психология детства: Учебн. под редакцией А.А. Реана, - СПб.,

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, - М.:

8. Немов Р.С. Психология.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: