· Диапазон: Предназначена для исследования учащихся 3-5 классов.
· Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль.
Текст содержит 10 ошибок: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»
Описание обработки данных.
Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0 – 2 - высший уровень внимания;
|
|
3 – 4 – средний уровень внимания;
Более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.
3. Методика Т.Е. Рыбакова Автор: Рыбаков Т.Е.
Источник: Богданова Т.Г., Корнилова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
Цель: Изучить особенности распределения внимания.
Описание методики, особенности проведения.
· Возрастной диапазон: с младшего школьного возраста.
· Оборудование: Бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов) (Приложение), секундомер.
· Процедура тестирования: Испытуемому предлагается бланк и дается задание считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца) по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Описание обработки данных.
Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания испытуемого. Индивидуальный результат испытуемого сравнивается со среднегрупповым результатом.
Перепутанные линии»
Источник: Методики изучения психологических особенностей школьников / Сост. И.И. Скрипюк. – Л., 1992.
Цель: Определить степень устойчивости внимания при его сосредоточении и оценить концентрацию внимания.
|
|
Описание методики, особенности проведения.
· Диапазон применения: с младшего школьного возраста.
· Оборудование: Секундомер, карандаш, специальные бланки (Приложение).
· Инструкция: «На бланке перед Вами ряд линий, перепутанных между собой. Вам необходимо взглядом, без помощи пальца или карандаша, проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, затем перейти ко второй и т.д. Все линии заканчиваются на правой стороне бланка. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу время, за которое Вы выполнили задание и которое Вы должны записать на нижней части бланка».
После чтения инструкции дать указание приступить к работе и одновременно включить секундомер.
Методика может использоваться в индивидуальном и в групповом исследованиях, но группа должна включать не более 8-10 человек.
Описание обработки данных.
Результаты выполнения задания обработать с помощью «ключа». Подсчитать количество правильно прослеженных линий.
При определении количественных показателей учитывать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания испытуемым.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу. В исследованиях К.К. Платонова время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 минут 33 секунд (лучший результат) до 13 минут (худший результат), число ошибок - от 0 до 7. При наблюденииследует отметить, что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях.
Высчитывается показатель продуктивности выполнения задания П:
П = N пр. - N ош., где
N пр. - количество правильно прослеженных линий;
N ош. - количество ошибок, причем полученные оценки продуктивности переводятся затем в баллы:
19 и выше - 3 балла /отлично/;
10-18 - 2 балла /хорошо/;
4-9 - 1 балл /удовлетворительно/;
3-2 - 0 баллов /плохо/.
Высокий показатель П свидетельствует о хорошей концентрации и устойчивости внимания испытуемого.
Ключ к методике «Перепутанные линии»
N линии | N ответа | N линии | N ответа | N линии | N ответа |
1 | 5 | 11 | 19 | 21 | 25 |
2 | 12 | 12 | 22 | 22 | 24 |
3 | 4 | 13 | 23 | 23 | 17 |
4 | 9 | 14 | 6 | 24 | 13 |
5 | 14 | 15 | 21 | 25 | 15 |
6 | 16 | 16 | 2 | ||
7 | 1 | 17 | 20 | ||
8 | 8 | 18 | 3 | ||
9 | 18 | 19 | 10 | ||
10 | 7 | 20 | 11 |
Список литературы:
1. Зеньковский В.В. Психология детства, - Екатеринбург: Деловая книга, 1995г.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека: Учебное пособие. – М.:ЮСАЙТ, 2003 г.
3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2004г.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», - 2000г.
5. Петровский. Общая психология
6. Психология детства: Учебн. под редакцией А.А. Реана, - СПб.,
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, - М.:
8. Немов Р.С. Психология.