Основная задача урока: определить итоги, значение и уроки Второй мировой войны и противоречивые тенденции послевоенного развития мирового сообщества.
Учитель организует работу с исторической картой «Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны», используя вопросы.
39
1. Как изменились территории Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны? Можно ли считать изменения территории Германии в 1945— 1946 гг. окончательными?
2. Какие территории вошли в состав СССР?
3. Какие территории вошли в состав Польши? Где проходит западная граница польского государства?
4. На основании работы с картой сделайте обобщающий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?
Особенности Второй мировой войны изучаются с опорой на материалы учебника (таблица «Важнейшие сравнительные показатели Первой и Второй мировых войн» и документ к § 19). Завершается обсуждение проблемы вопросом № 3 к § 19.
|
|
Для обсуждения итогов и политических последствий войны учащимся предлагается таблица.
Итоги войны | Политические последствия войны |
Повержен фашизм — одна из форм тоталитаризма. Созданы условия для общественно-политических Восстановлена независимость и суверенитет стран изменений, возможности демократического развития Европы и Азии государств | |
На основе антифашистской коалиции создана Организация Объединенных Наций | Есть опыт и дальнейшая возможность развивать отношения стран с различным общественно-политическим строем; есть инструмент предотвращения войн |
Развитие военно-технической мысли, Первые попытки «ядерного диктата» со стороны США. совершенствование вооружений. Появление ядерного Стремление СССР к паритету с США в области ядерных оружия и иных вооружений. Постепенное превращение СССР и США в сверхдержавы | |
Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом | Рост влияния левых сил в этих государствах; стремление СССР контролировать развитие региона |
Рост международного авторитета СССР | Активизация деятельности коммунистических партий Франции и Италии |
Вопрос об углублении противоречий между бывшими союзниками в войне рассматривается на основании таблицы в учебнике (с. 194) «Внешнеполитические интересы ведущих стран мира по окончании войны». Учащимся предлагается выполнить задание: на основании текста учебника определить, какие факторы благоприятствовали, а какие препятствовали достижению внешнеполитических целей США, СССР, Великобритании и Франции.
Урок 18 (§ 20, 21). ПОСЛЕВОЕННОЕ МИРНОЕ
УРЕГУЛИРОВАНИЕ И НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ».