Особенности национального турпродукта

Рынок внутреннего туризма стабилизируется, а проблемы его развития постепенно находят ре­шение. Однако определенные осо­бенности отечественного турпродукта явно не спо­собствуют формированию положительного имиджа нашей страны как внутри, так и за ее пределами.

Согласно статистике российских турфирм, в последние годы интерес к внутреннему экскурсионному туризму ощутимо вырос. Было отмечено, что ежегодно число кли­ентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, увеличивается на 20-30%. Око­ло 90% туристов путешествуют по России с познавательной целью, ос­тальные воспринимают экскурсии как отдых, смену обстановки, воз­можность выехать из мегаполиса. Заметную, хотя и не очень боль­шую, категорию потребителей экскурсионных программ составляют иностранные туристы.

Например, пик интереса к достопримечатель­ностям Сибири у иностранцев пришелся на времена падения «желез­ного занавеса». После этого насту­пило затишье. Иностранцам не­комфортно в России из-за отсутст­вия режима государственного бла­гоприятствования.

В каждом регионе экскурсион­ные туры имеют свою специфику. Например, на Алтае туристские программы имеют в подавляющем большинстве активную форму. Это однодневные сплавы, конные, пе­шие, лыжные, спелеологические, автотуры, поездки на квадроциклах, горных велосипедах. Археологические, исторические, природные, эт­нографические и культурные экс­курсии также проводятся, но реже или в форме специального тура.

Эксперты высказывают различ­ные мнения о том, какие направле­ния внутреннего экскурсионного туризма станут востребованными в ближайшие _____________________

11 Ильина Е.Н.Туроперейтинг: организация деятельности/ Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

 

годы. Например, некоторые специалисты турбизнеса полагают, что популяр­ность приобретут экскурсионные туры по малоизвестным городам России, вырастет спрос на поездки в Калининград, на Байкал и Алтай. Отме­чают также, что постепенно растет интерес к местам, где жили и творили известные писатели, к монасты­рям, старинным рус­ским городам и крепостям (Ир­кутск, Екатеринбург, Архангельск и др.). Кроме того, есть надежда, что в скором времени для туристов станут более доступными Байкал и Дальний Восток. Эти регионы вызывают огромный интерес, но высо­кие цены на транспортное обслуживание пока не позволяют рассчиты­вать на увеличение турпотока. Другие же специалисты прогнозируют, что серьезных изменений в географии экскурсионных поездок не произойдет – будут лишь меняться программы и расшириться ассортимент предлагаемых туров.

Одна из наиболее серьезных проблем, стоящих сегодня перед рынком внутреннего экскурсионно­го туризма – несоответствие уровня цен качеству турпродукта. Высокие цены – это главное, что тормозит российский экскурсионный туризм. В основном дешевле съездить за грани­цу, чем купить качественный тур по российским городам.

К негативных моментам можно также отнести пробки на дорогах, сложности с приобретением железнодорожных билетов и проблему са­нитарных остановок на трассах.12

Проектирование тура

Проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания.5

__________________

12 Дементьев С.А. Особенности национального турпродукта // Турбизнес. – 2005. - №12. – С. 30-31.

5 Квартальнов В.А.Туризм как вид дея­тельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

 

Программа обслуживания – набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.11

При разработке программы обслуживания определяются:

1) маршрут путешествия;

2) перечень туристских предприятий – исполнителей услуг;

3) период предоставления услуг каждым предприятием;

4) состав экскурсий и достопримечательных объектов;

5) перечень туристских походов, прогулок;

6) комплекс досуговых мероприятий;

7) виды транспорта для внутренних перевозок;

8) потребность в гидах, экскурсоводах и т.д.5

При составлении программы обслуживания используется следующий подход:

1) При заключении договора между туроператором и турагентом программа обслуживания составляется, согласовывается и утверждается сторонами в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания. Это обусловливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсий, концерта и т. д.

2) Непосредственно перед заездом, примерно за 3 дня (по договоренности), фирмы дополнительно факсом согласовывают уже конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в которой туристы будут размещаться и т.д. Индивидуальный турист получает такую программу в агентстве одновременно с получением путевки.11

Итак, подготовка тура предусматривает предоставление туристам комплекса услуг в соответствии с их требованиями, предъявленными к уровню

___________________

11 Ильина Е.Н.Туроперейтинг: организация деятельности/ Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

5 Квартальнов В.А.Туризм как вид дея­тельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

обслуживания, содержанию тура и технологии предоставления услуг. При этом, уровень обслуживания напрямую зависит от уровня составляющих туристских услуг, таких как питание, проживание, экскурсионное обслуживание. Поэтому, технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию всей программы обслуживания и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.

 

3 ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО

  ПРОДУКТА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: