Внешняя задолженность СССР

Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991 года, так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.

Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 млрд. долларов (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд. долларов (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить:

· нарастание кризисных тенденций в экономике страны,

· сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках,

· либерализация внешнеэкономической деятельности,

· применение плавающих процентных ставок по кредитам,

· привлечение в больших объемах, так называемых, «кредитов перестройки»,

· дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

 Еще 30 млрд. долларов задолженности было накоплено Союзом в 1988-1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя СССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР, а затем и руководства Российской Федерации. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. 

По официальным данным, признанный Россией долг СССР составлял в 1991 году 95,1 млрд. долларов. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долларов. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.

На краткосрочную задолженность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне 60 млрд. долларов. Из всей суммы долга только 33% задолженности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.

На I квартал 2006 года внешний долг бывшего СССР уменьшился от общей суммы в 53,3 млрд. долларов до 34,0 млрд. долларов (на 36%).

 

1.3. Внешняя задолженность России

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года 57 млрд. долларов достиг в начале 1993 96.6 млрд. долларов и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более 110 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд. долларов в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций.

Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый основан на сопоставлении задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15- 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) – основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).

По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял 123.5 млрд. долларов, из которых 91,4 млрд. долларов - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до 129 млрд. долларов, и, этот рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу. Во второй половине 1998 года произошла конвертация части внутреннего долга во внешний – объем задолженности на конец 1998 года составил уже - 156,6 млрд.долларов, а в 1999 году достиг своего исторического пика - 167 млрд. долларов (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до 10 млрд. долларов в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до 148.7 млрд. долларов, в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до 138 млрд. долларов; в 2002 – сократился до 130 млрд. долларов. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %, 2004 - по оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9%, 2005 - 23,5%). По состоянию на 1 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг сократился на 353,3 млрд. рублей (5,4 млрд. долларов) и составлял на 1 января 2005 года 3 трлн. 172,8 млрд. рублей (114,3 млрд. долларов). На 1 января 2008 года внешний долг России составлял 41 млрд. долларов США, а на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд долларов.

 Анализ внешней задолженности зарубежных стран.

Доставшиеся России в наследство от Советского Союза требования по предоставленным другим странам кредитам составляют внушительную сумму, однако, возврат этих денег оказался более проблематичным, чем можно было ожидать. Кредиты давали государствам – членам СЭВ, а также дружественным странам развивающегося мира, на которые делала ставку советская внешняя политика. Они предназначались на оплату поставляемого промышленного оборудования и технической помощи, так и (в значительной части) оружия и военной техники. Политические мотивы при этом превалировали над соображениями кредитоспособности получателей и рисками невозврата.

В условиях коренного изменения расстановки сил на международной арене после распада Варшавского договора, СЭВ, а затем и СССР, последующего военного и политического ослабления России многие должники не замедлили воспользоваться ситуацией, чтобы отказаться от своевременного выполнения своих обязательств, а то и вовсе потребовать полного списания долга. Большинство из них относилось к бедным и беднейшим странам с хроническим пассивом платежного баланса, которым даже и при желании расплачиваться было нечем.

 Лишь немногие страны, и среди них в первую очередь Индия, признали долг в полном объеме и погашают его, однако с большим отставанием от первоначально предусмотренного графика. Препятствием к выполнению обязательств со стороны Ливии и Ирака стали санкции против этих стран, предпринятые международным сообществом. Помимо значительных просрочек приходится мириться с тем, что долг погашается не валютой, а на 90% товарами соответствующих стран или различными другими способами.

Будучи уже самостоятельным государством, Россия предоставляла кредиты другим странам СНГ первоначально для покрытия их пассивного сальдо в расчетах с ней. Со второй половины 1993 года и до начала 2000 года страны СНГ получили дополнительных кредитов на 900 млн. долл. для оплаты поставок конкретных российских товаров и частично для финансирования просроченной задолженности перед Россией.

Если задолженность стран СНГ перед Россией по государственной линии в конце 90-х годов значительно уменьшилась, то перед частными российскими хозяйственными структурами и бюджетными организациями она выросла к началу 2003 года до 5,3 млрд. долл. Львиная доля этих долгов связана с экспортом российских газа и электроэнергии и приходится на Украину.

Таблица 3.Долги стран СНГ по кредитам правительства России (по состоянию на 1 января 2005 год, в долларах США).

Страна СНГ Долг страны по кредитам правительства России
Армения 1,881 млн. (основной долг - 8.225, процент - 1.872.926)
Белоруссия 258,881 млн. (основной долг - 257.410.538, проценты - 981.744)
Грузия 158,045 млн. (основной долг - 156.582.275, проценты - 1.462.763)
Киргизия 181,815 млн. (основной долг - 181.815.203, проценты - 0.0)
Молдавия 140,739 млн. (основной долг - 122.064.268, проценты - 18.674.896)
Таджикистан 305,730 млн. (основной долг - 299.670.557, проценты - 6.060.004)
Узбекистан 654,343 млн. (основной долг - 500.610.948, проценты - 153.732.241)
Украина 1 млрд. 583,355 млн. (основной долг - 1.583.355.860, проценты - 0,0)

 

Официально объявленное списание 10-миллиардного долга Монголии перед Россией можно расценивать как небольшую финансовую сенсацию. Эфиопии Россия списала долг в размере 4 млрд. долларов. Взамен этого наша страна реально пока почти ничего не получила. В то же время многие эксперты считают, что лучше получить доступ к рынкам или какие-то политические преимущества, чем пытаться выколотить из наших должников долги, которые смело можно назвать безнадежными.

К разряду «безнадежных» относятся и наиболее крупные должники России - Куба, Сирия, Ангола, Ирак, Афганистан, КНДР. Именно на эти страны приходится подавляющая часть долга перед Россией - по оценкам, порядка 70 млрд. долларов, однако в силу своего бедственного положения они не в состоянии расплатиться хотя бы с их частью. Кроме того, часть их этих государств вообще не признает существования каких бы то ни было долгов перед нашей страной. К их числу относится, например, Куба, которая должна России свыше 20 млрд. долларов. «Учитывая экономический и финансовый ущерб, понесенный Кубой от разрыва российской стороной экономических отношений, мы не считаем, что у Кубы есть внешний долг перед Россией», - заявило правительство Кубы. Российские чиновники также признают, что Куба отказывается платить по долгам. Аналогичная ситуация и с Сирией, Алжиром, Северной Кореей. Тем не менее, правительство России продолжает учитывать эти долги и начислять на них проценты и штрафы за неуплату.

Ираку Российские власти простили 60% государственного долга. В обмен они надеются на то, что российские компании получат возможность заниматься бизнесом в Ираке. Общая сумма иракского долга России составляет около 8 млрд. долларов, 3.5 млрд. долларов унаследованы от СССР, а 4.5 млрд. долларов причитаются России в качестве процентов по долгам. Российские власти решили простить почти две трети общей задолженности.

В ходе визита президента РФ Владимира Путина в Индию в 2004 году, стороны договорились использовать долг Индии перед Россией, номинированный в рупиях и составляющий около 3 млрд. долларах, на инвестиции, в том числе, возможно, на приобретение акций приватизируемых индийских компаний. В ходе переговоров сторонам удалось также снять спорные вопросы в сфере военно-технического сотрудничества.

Кроме того, Россия хотела расширить сферы применения инвестиций, которые бы вкладывались в индийские предприятия в счет уплаты рупийного долга, за счет приобретения российскими компаниями части доли акций действующих индийских предприятий. В Индии последние 4 года активно идут процессы приватизации, в том числе предприятий, которые представляют интерес для российской промышленности. В частности, это касается металлургических комбинатов, в модернизации которых могли бы участвовать российские компании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: