Согласно Дж. Маккарти[15][15], «информация – предмет потребления столь же неосязаемый, как и энергия, однако едва ли не самый распространенный во всех сферах человеческой деятельности». Здесь и далее имеется в виду социальная, семантическая информация, которая циркулирует в человеческом обществе, считается высшим видом информации и (в отличие от биологической) характеризуется смыслом, ценностью и другими свойствами.
Из множества определений понятия информации наиболее приемлемыми в данном контексте нам представляются следующие:
1. Информация – это «осмысленное сообщение, выраженное в языковой форме в логически последовательном непротиворечивом виде»[16][16];
2. «Информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования»[17][17].
Наряду с концепцией, рассматривающей информацию как сырье, ресурс или товар, существует принимаемая нами концепция, в соответствии с которой информация – основное содержание интеллектуальной коммуникации. При этом интеллектуальная коммуникация понимается как обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы[18][18].
|
|
Как известно, информационный обмен лежит в основе всякого знания. Знание и информация по сути своей неразрывны, хотя между ними нельзя ставить знак равенства. Знание превращается в информацию только тогда, когда оно связано с возможностью его передачи другим людям, т.е. с возможностью коммуникации. Поэтому информация нередко рассматривается как знание, отчужденное от его индивидуального носителя и обобществленное в системе коммуникации.
Одной из важнейших функций социальной информации является ее коммуникативная функция[19][19], заключающаяся в том, что благодаря информационным процессам происходит общение, связь между людьми и их коллективами.
Наиболее известная модель системы связи включает пять составных частей:
1) источник информации, или создающее сообщение;
2) передатчик, преобразующий (кодирующий) сообщения в сигналы, пригодные для передачи по каналу связи;
3) сам канал связи, т.е. среда, соединяющая приемник и передатчик;
4) приемник, воспринимающий сигналы и восстанавливающий (декодирующий) принятое сообщение;
5) адресат, получатель информации.
А.Д. Урсул[20][20] приводит наглядный пример социальной системы связи, где источником информации является ученый, выступающий с лекцией по телевидению, передатчиком – телепередатчик, каналом связи – полоса частот, выделенная для данной телестанции, приемником – телевизор, а адресатом – зрители (слушатели) телепередачи.
Широкое распространение имеет другая схема системы связи[21][21], в которой число основных «участников, задействованных» в процессе интеллектуальной коммуникации, сокращается до четырех:
|
|
1) коммуникант;
2) высказывание;
3) средство связи;
4) реципиент.
В этом случае коммуникантом может быть отдельное лицо (которое говорит, пишет, рисует, жестикулирует) или конкретная организация связи (например, телестудия), высказывание отражает содержание и форму сообщаемого, средство связи передает сигналы от коммуниканта к реципиенту, а реципиентом является отдельное лицо (которое соответственно слушает, читает, смотрит) или группа лиц (зрителей/слушателей).
Причем сигнал в процессе коммуникации уподобляется объективному знаку, который становится носителем информации (высказывания) и может быть передан с помощью соответствующего средства связи.
Принципиально значимым является тот факт, что в процессе передачи информации выделяются три уровня – синтаксический, семантический и прагматический, обусловленные внутренней структурой передаваемых знаков, а также их содержанием и ценностью[22][22].
Важным аспектом исследования коммуникативных связей в обществе является их содержательный социологический анализ, включающий характеристику интересов и мотивов деятельности отдельной личности или общественной группы, поставляющих соответствующую информацию.
Существуют разные определения типа коммуникации[23][23]. Кроме устной и письменной, прежде всего, различают «межличностную» и «массовую» коммуникации. При этом в зависимости от пространственно-временного фактора выделяются следующие подвиды:
1) прямая и непрямая коммуникация,
2) двусторонняя и односторонняя коммуникация,
3) личная и общественная коммуникация.