О.И. Уляшев
1. Литература, театр: Как большая часть финно-угорских литератур, художественная литература к.-з. и к.-п. при зарождении опиралась на фольклорные традиции, сюжеты, мотивы и образы. Причём, отчётливо выделяются несколько периодов, когда писатели и поэты коми чаще всего обращались к устному народному творчеству, каждый раз наделяя его новыми смыслами и содержанием. Первый этап освоения фольклора литературой связан с именами И.А. Куратова, Г.С. Лыткина, П.Ф. Клочкова, стоявших у истоков к.-з. литературы.
И.А. Куратов (1839-1875 гг.) ориентировался на классическую мировую и российскую литературу (о чём говорят образы библейской и античной мифологии, переводы произведений и стихи по мотивам Рудаки, Беранже, Гёйне, Шиллера, Жуковского и мн. др.), но не менее важным источником его творчества была коми народная словесность, в том числе и коми мифология. Его поэзия не только изобилует мифологическими образами к.-з. (Ен, Войпель, тун, пама, мути, орт, лов, куль, иваней, Антус, кулöм, мöдаръ югыд), но в ней встречаются и целые сюжеты, связанные с календарной, свадебной, погребально-поминальной обрядностью, представлениями к.-з. об "ином мире". Наиболее ярко отражена мифология к.-з. в двух крупных, но, к сожалению, сохранившихся весьма фрагментарно, произведениях: в поэме "Ягморт" (Яг Морт) (1866-75 гг.) и драматической поэме "Пама" (1859-60 гг.). От первой, законченной, сохранилось несколько достаточно крупных фрагментов: "1-е..., 2-е..., 3-е..., 4-е... прибавления к первой песни Ягморта" (1870-73 гг.), "Ягморт да йöла" (Яг Морт и эхо) (1866 г.), "Ягморт"-ысь (из поэмы "Яг Морт") (1873-75 гг.); от второй, незавершённой, - начало (ок. 120 строк) и подстрочник "Монолог Памы" на русском языке (1868-69 гг.), коми оригинал которой также не сохранился. Тем не менее, по оставшимся частям можно судить о том, насколько изменились в авторском изложении первоначальные образы преданий. В "Ягморте" сохранились лишь некоторые черты традиционного образа сурового хозяина леса, пугающего людей даже после смерти. "Пама" представляет собой авторскую версию легенды о верховном жреце пермян, в которой излагается как-бы предыстория его трагической борьбы со Стефаном Пермским (см. Степан Пермскöй).
|
|
В конце ХIХ - начале ХХ вв. начинается новый этап формирования коми литературы, которая подпитывается фольклорной образностью и метафоричностью. М.Н. Лебедев, В.И. Лыткин, К.Ф. Жаков, В.Т. Чисталёв, В.А. Савин и др. создают свои произведения, во многом опираясь на поэтику устных текстов.
Творчество К.Ф. Жакова (1866-1926 гг.) интересно тем, что в его художественных произведениях сочетаются правда и вымысел, реальные люди и выдуманные персонажи, а фольклорно-этнографические описания и материалы перемежаются с авторской фантазией. В его очерках, рассказах, сказках встречаются фольклорные и мифологические персонажи к.-з. - Ен, Войпель, Шуа, Шыпича, Тунныръяк, Дарук Паш, Пам, Тювö и др. наряду с придуманными автором - Уриила, Ниеганелла, Лиликарпа, Джак, Качаморт. Некоторые образы, взятые из народной поэзии (Ен, Войпель) в зависимости от замыслов художника не всегда соответствуют своим прототипам, однако, представляется весьма любопытным попытка создания новой мифологии на основе реконструируемых и комментируемых в духе философской теории лимитизма мифопоэтических текстов. Попытка К.Ф. Жакова создать коми "Калевалу" не увенчалась успехом, но, тем не менее, его эпическая поэма "Биармия" представляет интерес как художественное произведение высокого класса.
|
|
После революции 1917 г. меняется отношение к фольклорному материалу: сказочные, мифологические образы и сюжеты в литературе 20-х-30-х гг. всё больше приобретают форму аллегорий, отражающих "классовую борьбу". Так, если опубликованное в 1910 г. М.Н. Лебедевым (1877-1951 гг.) "Кöрт Айка (зырянское предание)" и поэма "Яг Морт" (1927 г.) представляют собой слегка литературизованные версии преданий о вв. туне и хозяине леса, то в оперетте "Тун", поставленной в Народном доме Усть-Сысольска в 1920 г., языческий шаман представляется уже "эксплуататором крестьянства" и "мракобесом". Весьма мифологична поэма-сказка М.Н. Лебедева "Зарни чукöр" (Груда золота) (1926 г.), которая является реминесценцией на сюжеты быличек о заговоренных кладах. Историческая драматическая поэма "Пемыд пармаын" (В темной тайге) Н.А. Фролова представляет собой демифологизированный вариант к.-з. предания о Шыпиче-Суханове, "угнетателе крестьян". Она была поставлена в Коми республиканском театре в 1941 г., через пять лет после написания.
Многие мифологические сюжеты разных жанров фольклора, обрядов, народного театра легли в основу коми драматургии, как литературного жанра, а затем перешли и на сцену народных и профессиональных театров. В пьесе "Ныв сетöм" (Свадьба), написанной В.Т. Чисталёвым и поставленной в 1936 г. силами артистов помоздинского народного дома, ещё сохраняются традиции народного театра. Собственно, спектакль "Ныв сетöм" представлял собой выведенный на сцену свадебный обряд: он сохранял все детали свадьбы к.-з. с. Помоздино (вв.) и длился несколько часов. В 1927 г. была издана историческая драма "Изкар" В.Т. Чисталёва, материалом к которой послужили предания о чуди и легенды о Стефане Пермском.
В. А. Савин, один из основоположников коми драматургии, в пьесах дилогии "Райын" (В Раю), написанном в 1921 г. и поставленном впервые в 1922 г. драматическим коллективом Коми института, и "Инасьтöм лов" (Неприкаянная душа), опубликованном в 1927 г., весьма своеобразно трактует представления коми-зырян о "том свете". Душа умершего коми крестьянина Сюзь Матвея скитается по Раю, Аду, возвращается на землю, но нигде не находит себе места, поскольку его языческие представления о мире мёртвых не совпадают с жёстко структурированным и предельно иерархичным потусторонним миром христианских представлений. В сюжете встречаются такие мотивы к.-з. мифологии, как переправа души через Сир биа ю (Реку смоляного огня), посещение душой тех мест, где он был при жизни (ср. Орт), представления о личном ангеле и личном мути (чёрте) и др. Пьесы были поставлены силами артистов Сыкомтевчук (аббревеатура: "Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукöр" - Труппа артистов Сыктывкарского коми театра) в 30-х гг., затем ставились и ставятся на сцене Коми государственного драматического театра им. В.А. Савина, народными театрами, по ним неоднократно делались радио- и телеспектакли.
|
|
Первая волна внимания коми писателей к фольклору была обусловлена поисками образцов художественного текста, фольклорные тексты нередко служили основой для создания литературных, что характерно вообще для новых литератур. Литература времён Отечественной войны и послевоенных лет обратилась к эпическим, героическим жанрам, воспевающим деяния не традиционных героев, а выдающихся современников: "Сказ о Ленине" (1952) М. Пархачёвой, "Лесная сказка" С.Попова - о богатыре-лесорубе Алек Сан, "Сказ о герое" (1945 г.) В.В. Юхнин - о Герое Советского Союза В. Кислякове и др. Для 1960-70-е гг. более характерны сказочные формы (стихи-сказки, дидактические сказки для детей): В.И. Лыткин "Зарни бöжа кань" (Кошка с золотым хвостом) (1962 г.), "Пипилысты сöкöл" (Финист ясный сокол) (1965 г.), П. Шеболкин. "Повтöм Васька" (Бесстрашный Васька) (1963 г.), Г.Юшков. "Вöрса дед да Миша" Лесной дед и Миша) (1964 г.). В повесть В.В. Юхнина "Биа нюр" (Огненное болото) (1952 г.) вводится сюжет о нечистых местах. В 1970-е гг. к.-з. писатели соединяют образы разных этнических групп коми или обращаются к сюжетам, нехарактерным для фольклора к.-з. в целом. В этом отношении интерес представляют повесть В. Муравьёва "Пера-богатырь с берегов Лупьи" (1966 г.), предание в стихах В.И. Лыткина "Пера-багатыр" (1967 г.), а также пьесы-сказки русского писателя А.С. Клейна "Камень жизни" (1966 г.), "Ожерелье Сюдбея" (1973 г.), "Волшебный камень или книга Белой Совы" (1977 г.). В произведениях последнего в рамках одного сюжета соединяются мифологические персонажи к.-п. и вв. к.-з. (Пера) наряду с образами иж. к.-з., заимствованными из ненецкого фольклора (Хановей, Белая Сова и т.д.) или характерными для к.-з. и к.-п. фольклора в целом (Ёма).
В последнее десятилетие, в связи с возникшим интересом к происхождению и истории к.-з. и к.-п., литераторы вновь обращаются к фольклору и мифологии, в основном к обрядовому фольклору и колдовскому эпосу. Наиболее привлекательным для них становится образ первокрестителя пермян Стефана Пермского, в частности, тема борьбы Степана и Пама (тунов), отражённая в поэзии Д. Фролова, А. Шебырева, Е. Козлова, В. Бабина, А. Лужикова, А. Расторгуева, в прозе С. Журавлёва, Е. Козловой, Г. Юшкова. Образ Стефана интересует не только коми, но и русских писателей Республики Коми. Из них особо следует отметить поэму А. Расторгуева "Успение Стефана Пермского" и повесть С. Журавлёва "Стефан Пермский".
|
|
В основе драмы О.И. Уляшева "Енколаяс йылысь поэма" (Поэма о Храмах), поставленной С.Г. Горчаковой в Государственном театре фольклора Республики Коми в 1990 г., лежит предание о созидании Ульяновского монастыря, также связанное с именем Стефана (см. Улляна, Кыска). Мифологическая концепция цикличности жизни заложена в сюжет пьесы "Гытсан" (Качели), написанной в соавторстве с М.И. Липиным и поставленной в театре фольклора в 1994 г. (реж. М. Липин). В 1998 г. в том же театре состоялась премьера лирической комедии "Эзысь шабдi" (Серебряный лён) О. Уляшева, С. Горчаковой (реж. С. Горчакова). На сцене этого же театра были поставлены в 1994 г. "Нагай-лэбач" (птица-Нагай), а в 1996 г. "Зарни сюра кöр" (Златорогий олень) Н.А. Щукина.
Г. А. Юшков в 1988 г. опубликовал драму "Ен ныв" (Дочь Бога), в которой дуалистически переплетены христианские апокрифические и языческие сюжетные линии. Пьеса была поставлена в Коми Республиканском театре им. В.А. Савина в 1990 г. режиссёром Ю. Юшковой.
По мотивам вв. быличек о колдунах Корткеросским народным театром в 1997 г. поставлена драма А. Попова "Туналöм ордым" (Заколдованная тропа).
Любопытной особенностью современной литературной обработки мифологии является использование не только полевого материала, но и научных трудов коми этнографов и фольклористов. Ярким примером чего являются драма "Вöр керка" (Охотничья избушка) написанная и поставленная С.Г. Горчаковой по монографии А.С. Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми" в 1996 г., и музыкальная комедия "Эзысь шабдi".
2. музыка: В музыке мифологические мотивы, сюжеты и образы к.-з. и к.-п. разработаны довольно слабо. Мифология нашла отражение только в двух, хотя и достаточно крупных вещах.
Я.С. Перепелицей в 60-х гг. был создан балет "Яг Морт". Либретто написал Г. Тренев по мотивам к.-з. легенд о Яг Морте, лесном чудовище, в основном опираясь на её литературную версию (М.Лебедев поэма "Яг Морт"). Премьера состоялась в 1961 г. в Коми республиканском музыкальном театре. В Москве на Всероссийском смотре спектаклей балет был удостоен Диплома 1 степени, показан в Кремлёвском театре и по центральному телевидению. Балет видели театральные сцены Ленинграда, Кирова, Ижевска, Архангельска и др. городов. Сюита, составленная из самых ярких эпизодов, в исполнении симфонического оркестра Карельского телевидения и радио (дирижёр Э. Чивжель) записана на пластинку на Ленинградской студии грамзаписи. "Яг Морт" по сей день прочно держится в репертуаре республиканского музыкального театра.
Второе произведение создано по мотивам мифологических рассказов к.-з. и к.-п. о божестве северного ветра и ночи Войпель М.Л. Герцманом. Его балет "Войпель" был поставлен на сцене республиканского музыкального театра в 1996 г. В произведении образ божества трактуется достаточно вольно и неполно, поскольку на его формирование большее влияние оказали образы Яг Морта Я.С. Перепелицы и традиционных музыкально-сценических антагонистов, нежели мифологический прототип.
3. Изобразительное искусство, прикладное искусство:
В той или иной мере многие художники интересовались живописными образами коми мифологии и фольклора, но тех, кто постоянно пишет по мотивам устного народного творчества, не так уж много. В числе художников, связавших своё творчество с мифологическими персонажами, можно назвать В.Г. Игнатова, А.В. Мошева, В.Н. Онькова, а также из более молодых - П.Г. Микушева, Ю.Н. Лисовского, А.В. Тимушева.
Произведения, созданные выходцем из Коми, московским художником В.Г. Игнатовым, навеяны сюжетами к.-з. и к.-п. легенд. Это своеобразная станковая графика. Первые работы художника были посвящены легендам о Яг Морте: серия листов "Яг-Морт" (1950-е гг.). Одновременно с "Яг-Мортом" В.Г. Игнатов начал создавать серию гуашей о Пере-богатыре, Кöрт Айке, Йиркапе. В картине "Пера-богатырь в стране ветров" встречается изображение Войпеля, хозяина северного ветра. Ряд листов создан по мотивам литературных и изобразительных источников о языческой родине предков коми: "Экстаз", "Поклонение рябинам", "Родина предков", "Страсти" (сюжет связан с приходом Стефана Пермского). Кроме того В.Г. Игнатов делал эскизы и оформлял балет "Яг Морт", театральные постановки "Неприкаянная душа", "Ожерелье Сюдбея".
А. В. Мошев, к.-п. художник, проживающий в Республике Коми, известен книжной и станковой графикой. Одной из наиболее удачных работ является цикл иллюстраций к народным сказкам финно-угров. Из мифологических персонажей А.В. Мошев явное предпочтение отдаёт к.-п. богатырю Пере, хотя неравнодушен и к к.-з. образам.
В.Н. Оньков - к.-п. художник, известен графикой, акварельными работами, а также деревянной скульптурой. Наиболее близки ему образы чудских богатырей: Перы, Кудым Оша и духов-хозяев: чердачный чуд, подпольный чуд, банный чуд, водяной чуд.
Среди молодых художников, обращающихся к мифологическим мотивам и образам, следует выделить сыктывкарцев П.Г. Микушева, Ю.Н. Лисовского (псевдоним - Юлис) и ухтинца А.В. Тимушева (псевдоним - Ас Морт), пишущих маслом и работающих в графике. П.Г. Микушев в качестве орнамента нередко использует стилизованные изображения букв древнепермского алфавита, многие его картины отражают космогонические сюжеты: возникновение мира из яйца, борьба-сотворчество Ена и Омöля и т.д. Ю.Н. Лисовский, отталкиваясь от к.-з. сюжетов, выходит к мировым мифологическим мотивам и сюжетам. В работах А.В. Тимушева меньше мифологических сюжетов, его картины посвящены конкретным персонажам, характерам к.-з. мифологии: Тун, Ёма, Зарань и т.д.
Весьма интересны и живописны также батики И. Федосовой из г. Сыктывкар. В живописи по шёлку она использует мифологические образы, обращаясь в основном к изображениям "пермского звериного стиля", но в своеобразной трактовке.
В Союзе Мастеров Республики Коми наблюдается тенденция к сохранению и возрождению старинных промыслов: ткачество, плетение, резьба, работа с берестой, капом, деревом. При этом, наряду с традиционными предметами и образами появляются и новые, а из традиционных предпочтение отдаётся образам лося, медведя, водоплавающих птиц (утки-солонки, ложки-лебеди, хлебницы с изображениями фантастических утко-лебедей и т.д.)
Разумеется, древние образы переосмысляются современными художниками, в них вкладывается иная философия, иной смысл, иное содержание, однако, мифологические образы, представления к.-з. и к.-п. от этого только обогащаются, поскольку в них раскрываются новые, ранее скрытые, грани.