Как люди Запада обращаются с пространством

До сих пор мы рассматривали язык тела с точки зрения тех различий, которые существуют между Ближним и Дальним Востоком, с одной стороны, и Западом, с другой. Однако среди западных стран существует также огромная разница. Например, американцы и немцы обращаются с полупространством по-разному. Американец носит вокруг себя полуметровый пузырь уединения, и если друг хочет поговорить с ним по поводу интимных дел, он должен подойти к нему достаточно близко, чтобы их пузыри слились вместе. Для немца вся комната в его доме может быть пузырем интимности. Если кто-то вступает в интимную беседу в его собственной комнате и не подключает его самого, он почувствует себя оскорбленным.

Холл не исключает того, что такие размеры личного пространства объясняются тем, что в отличие от арабов личность немца "чрезвычайно уязвима". По этой причине немец предпринимает всевозможные усилия для того, чтобы сохранить свою личную сферу. Во время второй мировой воины немецких военнопленных помещали по четыре человека в хижину. Холл замечал, что, как только они оказывались в хижине, тут же начинали делить имеющееся пространство на свои личные территории. На открытых площадках немцы сразу же принимались мастерить личные жилища. Немецкая "уязвимая личность" объясняет жесткость поз и общее отсутствие гибкости в телодвижениях. Такая жесткость может быть защитой или маской. Неконтролируемые движения могут скрыть правду.

Конструкция домов в Германии обеспечивает максимум уединения. Дворы тщательно огорожены, балконы за непроницаемыми барьерами. Двери неизменно заперты. Когда араб стремится к уединению, он уходит в себя. Когда уединения желает немец, он прячется за закрытой дверью. Это желание немцев к уединению, их стремление найти определенную личную зону, которая не нарушает чужих рубежей, проявляются в их поведении в очередях.

Стоя в очереди в кассу в немецком районе США, я слушал, как два немца говорили обо мне, по мере того, как мы чинно продвигались вперед. Вдруг, когда от меня до кассы оставалось буквально два шага, к окошечку подошли два молодых человека, которые, как я позже узнал, были поляками. Они попытались купить билеты без очереди. Немедленно разгорелся скандал. - Эй, что вы лезете без очереди! Встаньте в очередь! - Пошли вы к черту! Это свободная страна. Никто вас не просил выстраиваться в очередь, - ответил один из поляков, пробираясь к окошечку кассы.

- Вы, немчура, просто любите ходить стадом, - подхватил другой поляк.

Порядок был установлен двумя полицейскими. Оказавшись в зале, я подошел к полякам.

- Зачем вы это устроили? Вы хотели организовать беспорядок?

Один их поляков ухмыльнулся: "Нет, мы просто хотели их немного расшевелить. Зачем устраивать очередь?" Когда я обнаружил, что они поляки, я понял их поведение. В отличие от немцев, которые точно знают, где они находятся и чувствуют, что лишь соблюдение некоторых правил служит гарантией цивилизованного поведения, для поляков признаком цивилизованного поведения служит вызов общепринятым нормам и воле властей.

Отношение англичанина к пространству отличается от немецкого - он не ощущает полного уединения в своей комнате. Английское поведение отличается и от американского. Когда американец хочет уйти в себя, он куда-нибудь уходит. Возможно из-за воспитания в школьных общежитиях и нехватки личного пространства англичанин, которому хочется побыть одному, уходит в себя, как араб.

Заявление, сделанное на английском языке тела, которое гласит: "Я ищу уединения на некоторое время", часто прочитывается американцами так: "Я На тебя разозлился и не хочу иметь с тобой ничего общего".

В английской социальной системе уединение обеспечивается структурой общественных отношений. В Америке вы разговариваете со своими ближайшими соседями просто потому, что вы находитесь в физической близости к ним. Если вы являетесь соседом кого-нибудь в Англии - это еще не гарантия того, что вы знаете его или разговариваете с ним.

Существует рассказ об одном американском студенте, который встретил английскую леди на борту океанского лайнера. Леди совратила молодого человека, и у них был бурный роман.

Через месяц студент попал на званый обед в Лондоне и среди гостей увидел леди X. Приблизившись, он обратился к ней: "Привет! Как дела?" Взглянув на студента сверху вниз, леди X. процедила: "Мне кажется, что мы не представлены друг другу".

"Но... – запинаясь, начал студент, - вы ведь не забыли меня?" Потом, осмелев, он сказал: "Послушайте, всего месяц назад мы спали в одной постели во время поездки по океану".

"А с чего вы взяли, - заметила холодно леди Х" - что из этого следует, будто мы были представлены друг другу?".

В Англии отношения строятся не на основе физической близости, а в соответствии с социальным положением. Если ваше социальное положение не является равным, то вы можете и не быть другом вашего соседа. Это явление английской культуры является не только следствием английской истории, но и перенаселенности страны. Как и англичане, французы являются нацией, живущей в перенаселенной стране, но иная история культуры привела к другому культурному результату. В то время как скученность заставила англичан чрезвычайно ценить уединение, во Франции она привела к тому, что люди гораздо больше участвуют в жизни друг друга.

Француз смотрит вам прямо в глаза во время разговора. Парижанок внимательно разглядывают на улице. Многие американки, возвращающиеся домой из Парижа внезапно обнаруживают, что их перестали замечать. Своим взглядом француз передает бессловесное послание: "Ты привлекательна. Вероятно, я никогда не познакомлюсь и не заговорю с тобой, но ты мне нравишься".

 Ни один американец не смотрит так на женщину. Здесь выражение восхищения женщиной может быть истолковано как грубость.

Во Франции скученность отчасти вызвана тем, что люди вовлечены в жизнь других людей, отчасти же озабоченностью пространством. Различие между французами и американцами в отношении к пространству проявляется в планировке и организации парков. Французы с благоговением относятся к открытым площадкам. Любовь к ним заметна и в городской архитектуре.

Мы относимся к пространству по-иному. В Нью-Йорке мы живем в чрезвычайно скученном городе, и по этой причине там развилась ярко выраженная потребность в уединении. Житель Нью-Йорка известен своей "недружелюбностью", и это недружелюбное отношение развилось из-за уважения к уединению своего соседа. Мы не будем вмешиваться в это уединение, поэтому мы игнорируем друг друга в лифтах, вагонах метро, на переполненных улицах.

Мы бредем по жизни, пребывая в своих уединенных мирках, и когда обстоятельства сближают нас, мы пребываем в состоянии крайнего волнения, вызванного опасениями, что наши мотивы будут неверно истолкованы.

На языке тела мы восклицаем: "Мне пришлось  дотронуться до вас, но напряжение моих мышц показывает вам, что я не имел намерения вторгнуться в вашу зону". Вторжение в чужую зону - это худший грех. Заговори с незнакомым человеком в Нью-Йорке, и ответной реакцией будет испуг или тревога.

Только в минуты острого кризиса все барьеры падают, и тогда мы пони-маем, что жители Нью-Йорка отнюдь не являются недружелюбными людьми, а скорее всего застенчивыми и запуганными. Во время Великой Аварии Северо-восточной электростанции[1] жители города стремились найти друг друга, чтобы помочь, утешить, приободрить ближних. В течение нескольких часов в темном городе жизнь била ключом.

Потом зажглись огни, и мы снова замкнулись в нашу скорлупу уединения.

За пределами Нью-Йорка, в маленьких американских городках, отношение людей друг к другу болев теплое и открытое. Люди говорят "Привет!" незнакомцу и часто вступают с ним в небольшой разговор. Однако в наиболее маленьких городках, где каждый знает друг друга и так мало уединения, незнакомец может столкнуться с таким же отчужденным отношением, как и в большом городе.

 

Мимика.

Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица или экспрессией лица. Мимику анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия-ассиметрия, динамика, 3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о ее состояниях.

Характерной особенностью "мимических картин" эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: "уголки губ опускаются", "глаза прищурены" соответствуют ряду отрицательных состояний. Признак "уголки губ опущены" является универсальным и сопровождает все отрицательные состояния, но особенно печаль, грусть, тоску. Признак " глаза прищурены" может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Такие признаки, как "рот открыт", "рот закрыт" являются индикаторами состояний гнева вместе с признаками "брови сдвинуты к переносице", "глаза сужаются - расширяются". В контексте с такими признаками, как "брови подняты", "глаза расширены", признак "рот открыт" будет уже индикатором состояний удивления, страха. Вместе с этим, в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, которые придают ему основное значение. П. Экман установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание. На основе средней части лица успешно идентифицируются удивление, страдание, радость, страх, но не распознается удивление. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Таким образом, с целью правильного понимания состояний личности необходимо рассматривать целостную мимическую картину и отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, которые действуют как звенья единой системы. Для верного толкования мимики важно помнить о том, что целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности - дисгармоничности мимики. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная "маска") свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям.

Мимика лица сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз - взглядом человека. К.С. Станиславский писал, что взгляд - "это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу..."

Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о способах вступления в контакт и выражения отношения к партнеру: "стрелять глазами", "строить глазки", "играть глазами", "мерить взглядом с головы до ног", "взглянуть свысока", "смотреть краем глаза","ловить взгляд", "вперить глаза", "манить взглядом","провожать взглядом". Движения глаз, направленность взгляда, выражения лица связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор).

Для диагностики отношений между людьми важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30% до 60% времени от всего времени общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула "контакта глаз" в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время "негативных" высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение контакта глаз во время "негативных" высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования - ВИД, который соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе.

Таким образом, контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как "уход" из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. В качестве критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривать временные параметры "смотрения" друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: "смотреть в глаза", "смотреть в сторону", "смотреть вверх-вниз", "вправо-влево"), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, "бросить взгляд", "скользнуть взглядом"), психофизиологические особенности взгляда (блеск - тусклость).

По сравнению со взглядом и другими элементами экспрессивного поведения человека, мимика является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции "о невербальной утечке информации". В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия - "способность к передаче информации". Данная "способность" элементов экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: среднее время передачи, количество невербальных, экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью тела, "видимость, представленность другому". С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимания на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том случае, когда человек хвалит другого, незаслуженно, то у него значительно чаще кривится рот и уменьшается количество улыбок. Или знать о том, что тревожные люди в ситуации "обмана", сокрытия информации делают выражение своего лица более приятным, чем в ситуации передачи правдивой информации. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем основных состояний человека (радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный), его отношений (дружеский - враждебный, агрессивный; доверчивый - недоверчивый; уверенный - неуверенный; принимающий - неприязненный; покорный - доминантный; понимающий - непонимающий; отчужденный - включенный; отталкивающий -притягивающий). Постоянные характеристики мимики и взгляда являются показателями интегральных качеств личности и в соответствии с ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная, нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд исподлобья в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека другим людям, об опасении попасть впросак и т.д.

Литература.

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

2. Изард К. Эмоции человека. М.,1980.

3. Кахиани С.Н., Кахиани З.Н., Кахиани Д.З. Экспрессивность эмоций человека. Тбилиси, 1985.

4. Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека., М., 1988.

5. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения М., 1989.

6. Шкопоров И.Б., Белопольский В.И. О функции взора человека в межличностном взаимодействии //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985.

7. Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978. Р. 97 – 115.

8. Handbook of methods in nonverbal behavior research. Cembridge. 1984.

9. Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997.

10. Noller P. Nonverbal communication and marital interaction. Oxford, 1984.

Жесты.

Важным средством диагностики личности человека, ее общения являются жесты - движения рук или кистей рук. Фрэнсис Бэкон написал: "Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу". Термин "жест" иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие жестикуляция. Существует множество классификаций жестов. Среди них те, в которых жесты рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его общения: 1) коммуникативные жесты (приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, жесты, передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победу). Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении; 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты; они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл; 3) третья группа - это модальные жесты. Они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; жесты, передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление. Жесты выражают общую "тональность" общения: возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное.

Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Сила и частота жестикуляции определяется культурными и групповыми нормами. Одни и те же жесты встречаются не у всех народов. Например, жест "ввинчивание в висок указательного пальца правой руки" имеет определенный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью - подчеркнуть, что собеседник говорит глупости. А вот жест "большой палец правой руки опущен вниз", обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест "почесывание затылка", передающий у русских старание вспомнить что-то, у тех же англичан встречается сравнительно редко. Но есть такие характеристики жестов, которые независимо от пола, возраста, культуры, расы, несут одну и ту же информацию о человеке. Установлено, что интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если прерывается обратная связь в общении, если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается хаотическими жестами, однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание-надевание очков и т.д.). Существует несколько рисунков жестов, которые позволяют достаточно однозначно судить о переживаемом человеком состоянии, их интенсивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, переживает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обычная позиция в общении - это позиция выжидания. Если человек пытается скрыть что-нибудь, то он прячет свои руки (например, за спину). Сжатые руки появляются в том случае, если партнер скрывает свое негативное отношение, если его ожидания не оправдываются. Перечисленная жестикуляция возникает непроизвольно,  едва осознается человеком и является типичной, то есть она характерна, практически, для всех людей.

Наблюдателю представлены несколько объективных характеристик жестов: их направленность, форма, интенсивность, частота. Исходя из совокупности этих параметров жестикуляции человека, возникает общая оценка жестов (быстрые - неторопливые, грациозные - неловкие, легкие, небрежные, свободные, скованные, сдержанные, обильные и т.д.). Жесты меньше, чем мимика поддаются контролю и регуляции. Поэтому они чаще являются теми элементами экспрессивного репертуара, с помощью которых осуществляется "утечка информации".

Жесты - прикосновения входят в жестовой репертуар человека. Специальная область психологии невербального поведения - такесика занимается исследованием физических контактов людей. Такие виды прикосновений как поцелуй, объятия, поглаживание себя и других, рукопожатие, похлопывание, потирание ладоней и т.д. рассматриваются чаще всего в качестве показателей эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (например, пощечина). Динамика прикосновений говорит об отсутствии или присутствии психологической близости между партнерами. Самое большое количество коммуникативных табу появляется в связи с жестами-прикосновениями. Их применение зависит от: статуса партнеров, их пола, степени знакомства, принадлежности к определенной культуре, типа отношений. Психологический смысл жестов-прикосновений определяется тем: 1) кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, ударил; 2) усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; 3) появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; 4) каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность. На основе этих показателей жесты-прикосновения получают психологическое значение: властные, дружеские, участливые, теплые, холодные, быстрые, короткие, крепкие, вялые, сильные, слабые. Жесты-прикосновения находятся под контролем тактильно-кинестезической системы отражения, оцениваются на основе зрительного и слухового каналов восприятия. На основе жестов личности формируется общее впечатление не только о ней, но и об общении в целом.

Литература.

1. Акишина А.А., Х.Кано, Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991.

2. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980.

3. Кириленко Г.Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. № 4.

4. Дж. Доли Энциклопедии знаков и символов. М., 1996.

 

Поза.

Определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног - это его поза. Разложение позы на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена "поза". Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его поз свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Поза подчеркивают свой и чужой социальный и социально-психологический статус ("он принял позу победителя", "он сидел в позе провинившегося ребенка", "его поза - это поза высокомерного человека" и т.д). Поза "сделай себя меньше" (втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным) применяется для того, чтобы избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Постоянные позы человека свидетельствуют об его устойчивых личностных особенностях, например, манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед, формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью. Позы несут информацию о состояниях, отношениях, чертах характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая; наполеоновская; почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная поза и т.д.

Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Однозначность понимания позы зависит от ее типичности, широты распространения. Большинство людей считают, что поза "туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены" выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к партнеру. А поза "плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок" имеет для наблюдателей другой психологический смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание. Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются "жесткостью", неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. Во всем мире выглядит однообразно поза отдыха: "глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоняется назад" или паттерн приветствия: " опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться". Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить.

Позы человека влияют на другие элементы экспрессии. Например, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: "пристально оглядеть человека сверху - вниз или снизу - вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад". Теснейшим образом связаны с позой движения ног и походка. Например, человек может топтаться на одном месте, то есть стоя на одном месте (поза) переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу. Такие движения ног означают нерешительность. Поза мольбы о прощении, унизительная поза сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная поза сопровождается тем, что человек сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском языке есть такое выражение "шаркнуть ножкой". В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня, "шаркнуть ножкой" - это проявить в шутливой форме услужливость. Позы и походка придают осанку человеку. "Походка - лицо тела"- сказал Бальзак. Ему принадлежит один из первых трактатов, посвященных психологии походки человека - "Теория походки".

Для того, чтобы получить информацию о личности на основе внешнего рисунка позы ее необходимо рассматривать в следующих координатах: 1."естественная - искусственная"; 2."статичная - динамичная"; 3."напряженная - расслабленная"; 4."энергичная - пассивная"; 5."психологически однозначная - многозначная"; 6. "уродливая - прекрасная"; 7."типичная - индивидуальная" и т.д. На основе объективных характеристик позы получаем информацию об этапах общения (позы вступления и выхода из контакта), о видах отношений и взаимоотношений (симпатии - антипатии; подчинения - доминирования; включенности - отчужденности), о психофизиологических состояниях (напряженное - расслабленное, активное - пассивное), о степени взаимопонимания на основе критерия соответствия поз партнеров в общении (синхронные - несинхронные позы); о степени психологической близости, опираясь на такой показатель, как направленность позы (от лицом к лицу до спина к спине); о мере искренности и открытости личности судим по такому показателю, как соответствие позы другим элементам экспрессии (гармоничная - дисгармоничная поза).

 

 

Литература.

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

2. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М., 1989.

3. Argyale M. Nonverbal communication in human social interaction // Nonverbal communication. Cambridge. 1972. P.243-268.

4. Birdwhistell R. Kinesick and Context Essays on Body-Motion Communication. Harmonds Worth. 1973.

5. Bull P. Body movement and interpersonal communication. Chichester. 1984.

6. Hall E. The hidden dimension. New-York, 1966.

7. Handbook of methods in nonverbal behavior research. Cembridge. 1984.

8. Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997.

 


[1] Эта авария, погрузившая практически весь Нью-Йорк в темноту, произошла в 1965 г. Другая подобная авария произошла в 1977 г. и была ознаменована массовыми грабежами и насилиями в наиболее бедной части Нью-Йорка - Южном Бронксе. (Прим. перев.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: