С утверждения Римской империи широкое распространение получают пантомимы. Это не были пантомимы в современном их понятии, потому что демонстрируемые на сцене живые картины сопровождались словесными выступлениями, музыкой, пением и танцами.
Организация римского театра также имела свою специфику. В отличие от греческих, драматические зрелища у римлян не были связаны с культом определенного божества, а приурочивались к различным праздникам вместе с цирковыми представлениями и гладиаторскими боями. Театральные представления давались также по особым поводам: в связи с триумфами, погребениями крупных государственных деятелей, освящением храмов или зданий общественного назначения и т. д.
Организация театральных зрелищ обычно поручалась римским магистратам, чаще всего эдилам. На их проведение они получали ассигнования из государственной казны, но, как правило, добавляли к ним и собственные средства, чтобы таким путем привлечь к себе симпатии сограждан, от которых прямо зависел их успех на ближайших выборах. Театральные зрелища были бесплатными. Сценические игры, кроме того, не носили у римлян характера драматических состязаний, хотя актеры понравившихся пьес и получали в дополнение к выплачиваемым им гонорарам еще особые премии.
|
|
Устройство римского театра с самого же начала отличалось от греческого. Актеры выступали на нем на особо приподнятой над местами для зрителей площадке, напоминающей современную сцену. На расположенной перед этой площадкой орхестрой находились места для наиболее почетных посетителей театра — сенаторов, всадников. Постоянных театральных сооружений в Риме вообще долгое время не было. Первый постоянный каменный театр был построен в Риме только в 55 году до н. э. на средства Помпея.
Актеры долгое время выступали перед зрителями без масок. Число актеров не было, как в Греции, строго ограничено, и в пьесах Плавта, например, выступало одновременно до пяти актеров. Хотя некоторые из римских актеров и пользовались большой известностью, в целом положение их было совсем иным, чем в Греции. Полноправные римские граждане считали для себя зазорным заниматься этой профессией, и актеры преимущественно вербовались из среды вольноотпущенников. Таких актеров в случае их успеха щедро вознаграждали, а в случае провала их можно было и публично высечь тут жена сцене. Хор в ставящихся в Риме спектаклях не участвовал.
Все эти особенности римского театра находят себе объяснение в строе общественной и государственной жизни римлян. Господствовавшие в Афинах классического времени демократические порядки были римлянам совершенно чужды. Римское народное собрание никогда не располагало такими правами, какими в золотой век Перикла обладали афинские полноправные граждане. Собиравшиеся по центуриям или трибам, римские граждане не пользовались ни свободой слова, ни свободой законодательной инициативы, ни правом контроля над государственными должностными лицами. Созываемое по согласованию с сенатом высшими магистратами собрание римских граждан могло только давать ответы путем голосования на сформулированные заранее вопросы. Теоретически говоря, любой римский гражданин мог быть избран на любую государственную должность, но практически эти должности были доступны только для представителей относительно очень узкого круга республиканской знати, располагавшей средствами для обязательной предвыборной компании и не останавливающейся и после выборов перед очень значительными затратами на отправление своих должностных обязанностей.
|
|
По истечении срока полномочий по должности римские магистраты попадали в сенат. Формально это был только совещательный орган, фактически — он заправлял всеми государственными делами. Римская республика, таким образом, представляла собой государство ярко выраженного олигархического типа. С падением республики и утверждением империи в Риме устанавливался, по существу, режим диктатуры крупных рабовладельцев, лишь завуалированный традиционными и давно уже себя изжившими республиканскими формами, которые, в конце концов, были отброшены.
В сложившихся исторических условиях развитие римской общественной и культурной жизни также пошло своими особыми путями, весьма отличными от путей развития греческой культуры классического периода. Это закономерно сказалось и на римском театре. Ему не доставало самого главного — подлинной народности. При таких условиях он не мог пустить глубокие корни на римской почве.
Задание. Проверьте свои знания
1. От каких культовых обрядов берут начало театрализованные праздники древних римлян?
2. Откуда произошли названия драматических произведений древнеримской сцены – «паллиата» и «тогата»?
3. В честь какого события устраивалась первая театральная постановка в Риме?
4. В чем заключался прием контаминации, применяемый римскими драматургами?
5. Какие новые виды искусства получили развитие на римской сцене?
6. Кто из более поздних драматургов использовал в своих произведениях сюжеты римского комедиографа Плавта?
7. Чем устройство древнеримского театра отличалось от древнегреческого?
8. Каких новых персонажей вывел на сцене древнеримский театр?
9. К каким событиям римской жизни приурочивались театральные представления?
10. Кто из политических деятелей римской империи занимался драматургией?
Театр Средневековья и эпохи Возрождения
Средневековый театр
1. Празднества Средневековья (ритуальный шаривари, буффонада, представления жонглеров, шпильманов, танцы и выступления музыкантов, карнавальные шествия «дураков»
С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, театрализованных представлениях. К XIII в. относится зарождение городского театрального искусства. Опыт истории показывает, что даже в самые тяжелые времена смех, веселье, праздник с их радостным утверждением жизни были неотделимы от самой природы человека, в частности человека средневековья. Праздники скрашивали нелегкую жизнь людей, давали им передышку, возможность отвлечься на время от суровой реальности жестокого мира с его изнурительным трудом, нередкими опустошительными эпидемиями и войнами, произволом власть имущих, наконец, постоянным ожиданием небесной кары за любые прегрешения.
|
|
Городские «игры», т.е. театральные действа, с самого начала носят светский характер, их сюжеты заимствованы из жизни, а выразительные средства — из фольклора, творчества бродячих актеров — жонглеров, бывших одновременно танцорами, певцами, музыкантами, акробатами, фокусниками. Одной из таких городских «игр» была «Игра о Робене и Марион» (XIII век), бесхитростная история юных пастушка и пастушки, чья любовь побеждала козни коварного и грубого рыцаря. Подобные театрализованные представления разыгрывались прямо на городских площадях, в них принимали участие присутствующие горожане.
Религиозная проповедь телесной аскезы во имя здоровья духа не могла подавить у человека стремления к естественным земным радостям, заслонить от него красоту природы, произведений искусства. Поэтому даже в эту самую религиозную из эпох человек не мог удовольствоваться лишь бесплотной любовью к богу и почитанием святых. И если его до глубины души трогало торжественное великолепие церковной литургии, которая напоминала о „пребывающей в настоящем вечности", то и мирские „сиюминутные" радости не оставляли его равнодушным.
Об остроте восприятия праздника в средневековье свидетельствуют памятники искусства, благодаря им средневековые увеселения предстают во всех деталях. Перед нами, сменяя друг друга, проходят музыканты со всевозможными инструментами, переданными с документальной точностью, персонажи в масках животных и демонов, одновременно потешных и устрашающих, гимнасты в замысловатых позах, отважные канатоходцы, кукольники и фокусники-иллюзионисты, что поражали зрителей всевозможными трюками, укротители львов и дрессировщики, которые заставляли танцевать собак и коз. В этом своеобразном мире всенародно чествуют шутовского „короля на час" или епископа глупцов, едущего на осле задом наперед, забавляются турнирами закованных в рыцарские доспехи обезьян и плясками неуклюжих медведей. Рафинированные придворные спектакли сменяются разгульными масленичными карнавалами, в которых участвует население целых городов. Скупые данные письменных источников не дают возможности восстановить хореографию сольных женских танцев. О средневековой исполнительской практике позволяет судить анализ произведений искусства. С XI в. западноевропейских мастеров резца и кисти привлекает мрачная слава греховной и обольстительной Саломеи. Согласно евангельскому преданию, страстный танец падчерицы царя Ирода послужил причиной мученической смерти Иоанна Крестителя. Феодальные властители и их знатные гости особенно любили сольные номера. С течением времени хореография и костюмы плясуний видоизменялись.
|
|
На протяжении средневековья образ распутной падчерицы Ирода давал обильную пищу для нравоучительных сентенций. В ее экстатическом танце видели яркое проявление языческих бесчинств. На многочисленных памятниках танцовщица, как будто одержимая дьяволом, пляшет на руках, выгибает, словно в корчах, тело, извивается змеей. Бродячие скоморохи показывали дрессированных животных, которых обучали различным трюкам. Они ставили номера с одним или несколькими животными одного вида, выступали со смешанными группами зверей. „Очеловечивая" своих питомцев, выигрышно используя забавный контраст между „партнерами" (например, медведем и обезьяной), дрессировщики разыгрывали потешные пародийные сценки. Турниры, которые занимали видное место в рыцарской жизни ХII-ХIV вв., нередко подвергались пародийному осмеянию на полях готических манускриптов. Обезьяньи баталии, косвенно связанные с искусством дрессуры, пародировали куртуазные нравы.
Около 1185 г. ученая настоятельница Эльзасского аббатства св. Одилии Геррада Ландсбергская составила для монахинь антологию библейских текстов „Сад радостей". Оригинальная рукопись сгорела в Страсбургской библиотеке в 1870 г., но три четверти ее миниатюр известны по хорошим копиям. Одна из них изображает кукольное представление при дворе феодального сеньора. Стоя по сторонам узкого стола-сцены, кукловоды управляют двумя марионетками при помощи горизонтальных витых шнуров. Перебирая пальцами концы веревочек, актеры приводят в движение плоские фигурки воинов с подвижными сочленениями рук и ног. Облаченные в боевые доспехи, те сражаются большими мечами. Миндалевидные щиты позволяют им „отражать" удары.
Спектакль истолкован в морализаторском духе. Сидящий на троне премудрый царь Соломон, указывая на игрушечных бойцов, приходит к неутешительному выводу: труды людей под солнцем — лишь „суета сует" („Екклесиаст"). Уже античные философы и поэты уподобляли человека трагической марионетке, ведомой божественной волей или невидимой рукой слепого рока. В Средневековье марионетка - символ подчиненности высшим силам и бренности существования.
Отцы церкви относили куклы — „поганые идолища", осмелившиеся подражать природе, — к порождениям языческого мира, где они воплощали гениев - хранителей домашнего очага. Движущиеся куклы не воспринимались как простые игрушки. Люди верили, что в эти создания с их скрытой таинственной жизнью легко вселялись злые духи.
В отличие от выступлений потешников - скоморохов (в Западной Европе их называли гистрионами, жонглерами, шпильманами) коллективные игрища, приуроченные к бытовым и земледельческим праздникам, не требовали профессиональной подготовки. Любой участник массового праздника — виллан или ремесленник, клирик или рыцарь — легко превращался из зрителя в активное действующее лицо представления.
Шаривари (кошачий концерт) - игра ряженых, которая во Франции входила в святочно-новогоднюю обрядность. Участники шаривари „изгоняли старуху" - воплощение уходящего года. Наполняя улицы беспорядочным весельем, ватаги в „косматых сатирских харях" останавливались перед, каждым домом и требовали у хозяев выкупа. Ряженые кривлялись, плясали и прыгали, колотили в ведра, миски, противни. Неимоверный шум поднимали для обезвреживания нечистой силы: считалось, что чем больше грохота и треска, тем вернее и быстрее она рассеется.
Ритуальный смысл шаривари постепенно забывался. Обряд перешел в частную форму осмеяния человека, чей брак считали позорным. Дикий кошачий концерт исполняли под окнами пожилого вдовца, который женился на юной девушке, или вдовы, заключившей брачный союз с молодым человеком. Жестоко потешались над мужем, которого поколачивала сварливая супруга, глумились над скрягой или женщиной легкого поведения - теми, кто, так или иначе, нарушал общепринятые моральные нормы.
Церковные авторитеты утверждали, что ряженые, теряя созданный по подобию божию человеческий образ и приобретая демонические черты, совершают вопиющее святотатство. „Нелепые и глупые превращения" в зверей и чудовищ вызывали резкое осуждение.
Еще одним театрализованным действом Средневековья были - пародийные похороны. На всех участниках церемонии, имитирующей церковный обряд, - были длинные хвостатые капюшоны. Смеховое шествие возглавляли пятеро танцующих фигляров, последний из них звонил в колокольчик. На погребальных носилках двое мужчин несли „покойника". Перед носилками плясал музыкант с бубном, вслед за ними буффон с парой колокольчиков призывал прохожих помолиться об усопшем. Представлялось шутовское действо — пародийное смешение серьезного церемониала с глумлением над мертвецом. Его провожали с шумом и гамом, дикой музыкой, приплясыванием и кривляньем. Игра в покойника на святках и масленицу включала „отпевание" и „проводы" с шуточными песнями и причитаниями, „захоронение", „поминки".
С XI века центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, театрализованных представлениях. К XIII в. относится зарождение городского театрального искусства.
Нередко в средневековой культуре обыгрывалась и тема Глупости, царящей над миром, - не случайный предмет восхваления, как обычно бывает в шуточных панегириках. Сквозной линией проходит эта тема через поэзию, искусство и народный театр XV-XVI веков. Любимое зрелище позднесредневекового и ренессансного города – это карнавальные «шествия дураков», «беззаботных ребят» во главе с Князем Дураков, Папой-Дураком и Дурацкой Матерью, процессии ряженых, изображавших Государство, Церковь, Науку, Правосудие, Семью. Девиз этих игр - «Число глупцов неисчислимо». Во французских «соти» («дурачествах»), голландских фарсах или немецких «фастнахтшпилях» (масленичных играх) царила богиня Глупость: глупец и его собрат шарлатан представляли в различных обличиях все разнообразие жизненных положений и состояний. Весь мир «ломал дурака».
И, наконец, высшим проявлением площадной праздничной культуры позднего средневековья, синтезом ее зрелищных форм был карнавал. Он объединял людей всех званий, состояний и возрастов, разделенных в обыденной жизни иерархическими и корпоративными барьерами.
Истоки этого карнавального веселья уходили в самые далекие времена родового строя племен, населявших Европу с первых веков нашей эры. Известно, что народный театр делал первые шаги, драматизируя обрядовые языческие игры,— средневековое крестьянство, еще помня языческие верования своих предков, изображало в лицах борьбу Зимы и Лета, а со временем стало заполнять эти «игры» бытовыми и комическими элементами. С ростом городов, в XI—XII веках, сельские забавники потянулись в города и образовали кадры первых профессионалов увеселителей-гистрионов. Это были мастера на все руки: гистрион — это и гимнаст, и музыкант, и сказитель, и танцор, и актер. Он владел всеми искусствами сразу потому, что сами искусства еще не отделились друг от друга. И все же среди гистрионов были люди разных склонностей— одни были особенно ловки в танцах и акробатике (буффоны), другие увлекали своими рассказами и шутовскими проделками (жонглеры), третьи доставляли радость, сочиняя и исполняя стихи, мелодии и даже пробуя свои силы в области драматургии. Их звали труверами и особенно чтили. Самым прославленным среди труверов был Адам де ла Аль из Арраса — автор двух пьес: «Игра в беседке» и «Игра о Робене и Марион». Это были веселые, едкие, овеянные поэзией и карнавальным жизнелюбием маленькие сценки, которые предвещали рождение искусства, близкого по духу возрожденческому театру.
Всенародные карнавальные действа, хотя и не поощрялись высшими сановниками церкви, обладали удивительной жизнеспособностью, являясь законной отдушиной для человека. Сильные мира сего, в том числе духовные лица, хорошо понимали необходимость смеховой разрядки. Один из них в середине XV в. писал: «Бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия и не пускать в них воздуха. Все мы, люди, - плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определенные дни шутовство (глупость), чтобы потом с тем большим усердием вернуться к служению господу».
В XIV—XV вв. широкое распространение получили фарсы — юмористические сцены, в которых реалистически изображался быт горожан. О близости составителей фарсов к неимущим слоям свидетельствует частое осуждение в них бездушия, нечестности и алчности богатых. Организация больших театрализованных представлений — мистерий — переходит от клириков к ремесленным цехам и торговым корпорациям. Мистерии разыгрываются на городских площадях и несмотря на библейские сюжеты, носят злободневный характер, включая комедийный и бытовой элементы.
В XV—XVI вв. масленичный фестиваль вылился в блестящие маскарадные процессии. Они отвечали вкусам эпохи «осени средневековья», тяготевшей к пышной театрализации празднеств. По ходу шествий исполняли комические фарсы, показывали живые картины; шутливые пантомимы сочетались с дидактическими и сатирическими пьесками.
Таким образом, антитеза Бог - Сатана, краеугольный камень средневекового миросозерцания, предполагала присутствие в обществе слуг дьявола, отвергавших заповеди христианства. Если устами монаха вещает сам Христос, то языком актера говорит князь тьмы, утверждали христианские апологеты. Театральное представление — лишь подражание жизни в ее худших проявлениях. Оно ирреально, иллюзорно и, следовательно, есть творение дьявола - исконного обманщика. Веселость, вызываемая игрой актера, обращает мысли зрителей к грешным удовольствиям.
Самые удивительные трюки приписывали либо общению гистрионов с потусторонними силами, либо прямому вмешательству дьявола. Народное воображение наделяло скоморохов, как и языческих жрецов-волхвов, чертами ведунов и знахарей - знатоков магических формул-заговоров, «присушных» слов, тайных лечебных снадобий.
Светские мелодии и танцы, которые, по словам Иоанна Златоуста, «щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра», также расценивали как хитроумное создание дьявола. С их разлагающим влиянием необходимо бороться с помощью жестких запретов. Сумбурная хаотическая музыка - часть «литургии наизнанку», «богослужение идольское».