Конституция Японии 1889 г

 

Во исполнение обещаний император «дарует» в 1889 г. своим подданным конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Образцом для японской Конституции, создаваемой в обстановке строгой секретности, послужила реакционная Конституция Пруссии 1850 г.

В ст. 1 Конституции Японии закреплена обширная власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст. 4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооружёнными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть, согласно конституции, также вверялась «императору и парламенту» (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 Конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Эти указы появлялись обычно во времена парламентских каникул, которые длились 9 месяцев году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Парламент по конституции состоял из двух палат: Палаты пэров и Палаты представителей. Каждая палата имела право выступать с «представлениями правительству, касающимися законов и другого рода предметов». Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст. 71 Конституции запрещала парламенту какие-либо осуждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза осёдлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Членами верхней палаты были принцы крови, представитель титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица. Имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней – в 7 лет. Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Института «вотум недоверия» конституция не имела.

Парламентский контроль выражался только в праве запросу правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклониться от ответа на запрос, который мог быть отнесён к разряду «секретных». Отсутствовал фактически у японского парламента и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом, правительство могло применить бюджет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы «для осуществления правомочия самого императора» и для расходов, «связанных с обязательствами правительства». Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.

В Конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической бюрократии – двуединой силы, ставшей со времён буржуазных реформ активным проводником господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось, в частности, в особом, привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушки армии. Тайный совет, состоящий из высших военно-бюрократических кругов, был независим как от парламента, так и от Кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросу императора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимаемых свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств.

В 1889 г. император установил, что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров. Военщина могла влиять тем самым на решение императора о замещении двух главнейших постов в правительстве – военного и морского министров, предрешая тем самым вопрос не только о составе правительства, но и о его политике. Это положение 1895 г. было законодательно закреплено. Посты военного и морского министров могли замещать лишь военные, находящиеся на действительной военной службе.

Специальный раздел конституции был посвящён правам и обязанностям японских подданных, в котором на первом месте поставлены их обязанности: платить налоги и нести военную службу. Среди свобод названы свободы выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались «в установленных законом пределах».

Формальное закрепление буржуазно-демократических прав и свобод не могло изменить сугубо консервативного характера Конституции 1889 г. Вместе с тем конституция стала определённым шагом вперёд по пути некоторой, крайне ограниченной демократизации японского общества. Вместе с утверждением представительного органа, провозглашением буржуазно-демократических прав и свобод она способствовала фактически становлению новой переходной форме японского государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой в последующие десятилетия не только консервировались феодальные пережитки, но и происходило стремительное развитие японского капитализма.

 

5. Создание буржуазной судебной систем

 

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществляется «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия административных судов. Право амнистии, согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду.

Старая судебная система и судопроизводство в Японии перестраивались медленно. Ещё до принятия конституции японскими политическими деятелями, юристами было проведено широкое изучение судебных и правовых систем западных стран. Этому способствовала деятельность таких научных центров, как Франко-правовая школа (1879), Профессиональная правовая школа Мэйдзи (1881), Английская школа права (1885) и пр.

С 1872 г. в суды стали допускаться представители прессы, было запрещено применение пыток при решении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть. В 1874 г. ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве.

В 1880 г. на основе Закона об организации судов приходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные, окружные, апелляционные суды и Большой суд правосудия, которому принадлежало право толковать законы, выступать в качестве высшей апелляционной инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовывались коллегии административных судов. Закон в соответствии с конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможности смещения, понижения судьи в должности только в случае привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей.

Непосредственные рычаги давления на судей сохранились у министра юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающем правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.

Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 г., требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда или прокуратуры в течение трёх лет. Законом 1890 г. предусматривалось также создание высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.

В 1893 г. был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жёстким контролем, как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также попадали под юрисдикцию судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: