Павел Басинский: «Если воплощать все, что придумал Толстой, утвердится анархия»

Монография «Лев Толстой — свободный человек», вышедшая в «Молодой гвардии», не продолжение знаменитой трилогии, как может показаться на первый взгляд. Скорее, это смелая попытка уложить яркую, спорную и не лишенную мифологизации биографию классика в «малый формат», основываясь на ее реперных точках. О неудавшейся военной карьере, заброшенном романе о Петре, духовном перевороте и популярности графа среди крестьян мы поговорили с литературоведом и писателем, лауреатом «Антибукера» и «Большой книги» Павлом Басинским.

· Михаил БУДАРАГИН

Главный урок Толстого

Фраза «ушла эпоха» давно затерта и потеряла всякий смысл: она применяется везде и всегда — вплоть до иллюстрации к увольнению мелкого чиновника заштатного ведомства. Но однажды заезженные слова обрели плоть: 10 ноября 1910 года из Ясной Поляны буквально сбежал Лев Николаевич Толстой. Вместе с автором «Войны и мира» ушел в прошлое XIX век. Спустя четыре года грянет Первая мировая, а там и революция.

· Дарья ЕФРЕМОВА

Тигр против Льва

Любовь-ненависть, архетипическая драма, несчастливая жизнь. Лев Львович Толстой — третий и не самый любимый сын классика — был талантливым скульптором, публицистом, писателем. В Государственном музее Л.Н. Толстого прошла презентация двух изданий: мемуаров Толстого-младшего «Опыт моей жизни» и книги Павла Басинского «Лев в тени Льва».

· Дарья ЕФРЕМОВА

Владимир Толстой: «Прапрадед ощущал себя в Ясной Поляне как в мышеловке»

9 сентября исполнится 185 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Автора более девяти десятков томов прозы и публицистики, философа, а по выражению критика Суворина, «второго царя России». Накануне даты «Культура» встретилась с праправнуком классика, директором музея-усадьбы «Ясная Поляна», советником президента РФ по культуре Владимиром Толстым.

 

 

 

 

 

 

 

· Газета «Культура»

·

· Журнал Свой

·

· Статьи

·

· Слово издателя

Делай, что должно

25.08.2018

Никита МИХАЛКОВ

Меня не раз спрашивали: «А не хотели бы Вы экранизировать одно из произведений Льва Толстого?» Новый шквал вопросов посыпался, когда в Академии кинематографического и театрального искусства мы поставили несколько спектаклей по Бунину и Чехову. Хотел бы. И не одно. Но смелости, а вернее, дерзости для этого недоставало. Владимир Набоков справедливо заметил: «Высшая мечта автора: превратить читателя в зрителя». То есть великая литература — это не та, которую мы читаем, но та, которую ВИДИМ: она всецело захватывает наши мысли и чувства, персонажи — здесь, совсем рядом; кажется, протяни руку — и кто-то ее с готовностью пожмет. Можно ли усилить этот «визуальный» эффект, когда имеешь дело с Толстым? Сомневаюсь.

В начале 1960-х Сергей Бондарчук пригласил меня на роль Пети Ростова. Съемки «Войны и мира» шли годы, и за это время я, поначалу подросток, успел несколько повзрослеть. Сыграть пятнадцатилетнего юношу, увы, не довелось, зато посчастливилось близко и долго общаться с уникальным режиссером, получить от него несколько важных уроков на всю жизнь.

Работая много позже над картиной про Обломова, я прибегнул к использованию закадрового авторского текста. А перенял этот прием именно у Бондарчука, который, снимая свою замечательную эпопею, сумел удачно опереться на прозу Толстого — вдохновенно озвучил за кадром, возможно, самые глубокие философские мысли романа.

Однажды мы проговорили с Сергеем Федоровичем ночь напролет, причем он долго пытался объяснить мне смысл недавно прочитанной им книжки Циолковского «Монизм Вселенной». Зачем Бондарчук мне все это рассказывал, понял лишь годы спустя, когда осознал масштабы творчества Льва Николаевича, огромность его гения и те неимоверные сложности, с которыми сталкиваются кинематографисты, стремящиеся показать на экране толстовских героев.

 

Выделяют несколько направлений в русском космизме:

  1. Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.).
  2. Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.).
  3. Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Морозов, Тютчев, Заболоцкий Н.и др.).
  4. Эзотерический космизм (Н.К. и Е.Н. Рерихи и др.).
  5. Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.).

 

Космизм – очень сложное и многоплановое явление в философии, науке и культуре. Это и вполне определенные идеи, и определенное умонастроение, и определенный угол зрения, под которым рассматриваются и решаются философские вопросы. Слово «космос» в контексте космической философии является синонимом таких слов, как «мир», «Вселенная», «Универсум». То есть слово это приглашает нас изменить степень охвата познаваемой действительности и посмотреть на человека не только как на жителя привычного человеческого мирка, но и как на деятеля планетарного и даже сверхпланетарного масштаба.

Выделяют несколько направлений в русском космизме:

  1. Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.).
  2. Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.).
  3. Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Морозов, Тютчев, Заболоцкий Н.и др.).
  4. Эзотерический космизм (Н.К. и Е.Н. Рерихи и др.).
  5. Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.).

Вот типичные мотивы космической философии:

1) человек – соратник и сотрудник Бога (или Природы) в творческой эволюции Вселенной; после того как в ходе эволюции возник человек, именно на него возложена миссия дальнейшего совершенствования мира (через совершенствование собственной человеческой природы, через освоение и преобразование природы на Земле, а затем и во всем космосе…);

2) в мире все находится в единстве со всем, и человек – не исключение, поэтому все, что происходит в жизни человека (в его физическом существовании, в его быте, социально-политической и духовной сферах), происходит не только по причинам земного происхождения, но и под влиянием глобальных космических процессов, космос ближе, чем мы привыкли думать, он рядом с нами, он в нас и в каждом событии нашей жизни;

3) Существование человека не ограничено рамками времени жизни, от рождения до смерти, как не ограничено и пространственно, человек – это путешественник во времени и пространстве – он идет сквозь тысячи и миллионы рождений и смертей своих физических тел, не утрачивая себя как некоего духовного единства, он также перелетает от одной планеты к другой, из одной солнечной системы в другую на космических кораблях и нет ему преград; осознавая безграничность своих возможностей, человек начинает иначе мыслить, а это новое, вселенского масштаба, мышление и есть космизм;

4) космическая точка зрения на жизнь и деятельность человека открывает возможности для разработки новой, космической, этики, в которой по-новому осмысливается идеал человека, предлагаются новые, космические, основания для нравственной жизни, а смысл человеческой жизни трактуется с учетом миссии человечества во Вселенной.

Выделяют несколько направлений в русском космизме:

6. Естественнонаучный космизм: В.И. Вернадский (1863 - 1945), А.Л. Чижевский (1897 - 1964),

7.  Религиозно ориентированный космизм: Н.Ф. Федоров (1829- 1903).

8. Художественно-поэтический космизм: В.Ф. Одоевский, Н.А. Морозов, Тютчев, Заболоцкий Н. …).

9. Эзотерический космизм: Блаватская Е.И. (1831 - 1891), Ю.Н. Рерих (1902 - 1960), Е.Н. Рерих (1879 - 1955). Нам нужен другой Рерих

10. Космическая философия:  А.В. Сухово-Кобылин (1817 - 1903), К.Э. Циолковского (1857 - 1935)

 

В русском космизме отчетливо проявляются  несколько направлений т

Алекса́ндр Васи́льевич Су́хово-Кобы́лин (17 [29] сентября 1817, Москва — 11 [24] марта 903, Больё-сюр-Мер, Франция) — русский философ, драматург, переводчик, почётный академик Петербургской Академии наук (1902).

· религиозно ориентированный космизм (Н.Ф.Федоров((26 мая (7 июня) 1829, Ключи, Тамбовская губерния — 15 (28) декабря 1903, Москва)), В.С.Соловьев и др.);

· космизм на основе научного знания (В.И.Вернадский (1863 - 1945), А.Л.Чижевский (1897—1964),) и др.);

эзотерический космизм, в идеях которого основное внимание уделяется космическому влиянию высших сил на человека (Е.И. Блаватская (31 июля [12 августа] 1831, Екатеринослав, Российская империя — 26 апреля [8 мая] 1891),

Ю́рий Никола́евич Рерих (3 [16] августа 1902, Окуловка, Новгородская губерния, Российская империя — 21 мая 1960, Москва, РСФСР, СССР), Рерих, Елена Ивановна — Википедия

ru.wikipedia.org ›wiki/Рерих,_Елена_Ивановна

Елéна Ивáновна Рéрих (урождённая Шапошникова) (31 января (12 февраля) 1879 года, Санкт-Петербург — 5 октября 1955, Калимпонг, Индия)...

 

·  Н.К. и Е.И.Рерихи);

· космическая философия К.Э.Циолковского (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя — 19 сентября 1935, Калуга, РСФСР, СССР)),  

К.Э. Циолковский не раз высказывался о том, что его космическая философия представляет собой «строго математический вывод из точного знания». Введенные в заблуждение этими заявлениями исследователи нередко относят философию К.Э. Циолковского к материализму или естественнонаучному космизму. Однако на деле научные знания служат этому философу только в качестве отправной точки для полета его воображения и ни в коем случае не могут быть расценены как надежные основания для его выводов. К.Э. Циолковский решает почти всегда чисто философские проблемы и вырабатывает идеи, по своему содержанию далекие от науки, а следовательно научными данными они не могут быть подтверждены в принципе.

Сам К.Э. Циолковский считал свою космическую философию наиболее важным своим достижением, а ракету – лишь средством осуществления будущего «блаженства». Однако в настоящее время философию К.Э. Циолковского мало кто знает. А между тем именно она во многом определила современные концепции космонавтики (смысл деятельности, приоритетные задачи, ценности и т.п.) как отечественной, так и зарубежной. И кто знает, какой стороной раскроется эта философия будущим поколениям землян, какую роль будет играть в их жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: