По акустическим свойствам (соотношение тона и шума) согласные подразделяются на: 1) сонорные (состоящие из тона и шума, но тон преобладает) – [м], [н], [р], [л]; [j[ņ]]; 2) шумные: а) звонкие (состоящие из тона и шума, но шум преобладает) – [д], [в], [б], [з]; б) глухие (состоящие только из шума) – [т], [ф], [п], [с].
По артикуляционным свойствам согласные подразделяются:
1) по месту образования препятствия: а) губные (акт. органом речи являются губы) * губно-губные (ниж. губа к верх. губе) – [п], [б], * губно-зубные (ниж. губа к верх. зубам) – [в], [ф], б) язычные (акт. органом речи является язык) * переднеязычные (зубные (перед. яз. → верх. зуб) – [з], [т], небные – (перед. яз. → тв. неб) [ж], [ш], альвеолярные (кон. яз. → альв.) - [р], [ч]), * среднеязычные – [j[ņ]] (ср. яз. → тв. неб), * заднеязычные (зад. яз. → мягк. неб) [к], [г], [х].
2) способу образования и преодоления препятствий: а) щелевые (фрикативные) – препятствие образуется в виде узкой щели между активным и пассивным органом речи – [х], [з], [ж]; б) смычные (препятствие образуется в виде смычки) - * смычно-взрывные (смычка моментально разрывается, образуя взрыв) – [б], [д], * смычно-щелевые (аффрикаты) – смычка плавно переходит в щель – [ч], [ц], * смычно-проходные (боковые (возд. струя обходит смычку по бокам языка) – [л], носовые (возд. струя обходит смычку через нос. полость) - [н], [м]), * смычно-дрожащие (вибранты) – кончик языка вибрирует в воздушной струе – [р].
|
|
3) по дополнительной артикуляции: подъем средней части спинки языка к твердому небу (палатализация): а) палатализованные (мягкие) – присутствует доп. артикуляция средней части спинки языка к твердому небу, б) веляризованые (непалатализованные) – доп. артикуляции средней части спинки языка к твердому небу нет, в) палатальный звук – [j[ņ]] – артикуляция средней части языка к твердому небу для него является основной.
4) по участию носовой полости: а) чистые (неназализованные) – носовая полость не принимает участия в образовании звука, б) носовые (назализованные) – носовая полость принимает активное участие в образовании звука – [н], [м].
Билет 8. Звук речи как социальное явление. Фонема и ее дифференциальные признаки. Система фонем.
Звуки речи как явление социальное используются человеком намеренно в целях общения, для передачи определенной информации. Звуки речи обладают общественно-значимыми функциями, смысло.
Звуки речи участвуют в разграничении слов на слух и по смыслу. Например, по разной последовательности звуков мы можем различать такие слова как * [нос] и [сон], а по разному качеству звуков — слова * [дом] и [том]. Таким образом, звуки речи выполняют смысло-различительную функцию.
|
|
Соц. аспект звуков речи, т. е. функции звуков речи в процессе общения исследует фонология. Фонология разграничивает два понятия: звук и фонема.
Звук — явление материальное, физиолого-акустическое; конкретная единица речи.
Фонема —явление психическое, существующее в сознании носителей языка в виде обобщенного представления о звуке; абстрактная, отвлеченная единица языка.
Фонема свое материальное воплощение в речи получает в конкретном звуке. Звуковая реализация фонемы — функц. вариант (аллофон).
* Звуков больше, чем фонем. В рус. яз.: 5 гл. + 37 согл. = 42 фонемы; в англ. яз.: 20 гл. + 24 согл. = 44 фонемы.
Фонема — кратчайшая, далее неделимая единица языка, служащая для образования звуковых оболочек слов и морфем и для их различения на слух и по смыслу.
В процессе общения фонема играет две функции: а) образующая (образует значение слов, морфем), б) смысло-различительная (распознает слова на слух и по смыслу).
Дифференциальные признаки фонемы – существенные признаки фонем, благодаря которым фонема в данном языке выполняет смысло-различительную функцию.
В гласных:
1. Подъем: [м'ил] - [м'эл] - <и> и <э> - верх. и ср. подъем
2. Лабиализация: [м'ил] - [м'ол] - <и> и <о> - нелаб. и лаб.
В согласных:
1. Звонкость/глухость: [дом] - [том] - <д> и <т> - зв. и гл.
2. Твердость/мягкость: [нос] - [н'ос] - <н> и <н'> - тв. и мягк.
3. Способ образования: [дал] - [зал] - <д> и <з> - смычн.-взр. и щел. (фрикат.)
4. Место образования: [дам] - [гам] - <д> и <г> - переднеяз. и заднеяз.
Система фонем - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение.
Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем — вокализм, и подсистему согласных фонем — консонантизм. Отсюда, исходя из количественного соотношения гласных и согласных фонем, языки принято делить на два типа: консонантный и вокалический.
Например, в русском языке основную смысловую нагрузку несут согласные и их смысло-различительные возможности намного больше, чем возможности гласных, поэтому русский язык — консонантный язык. В английском же языке, напротив, количество гласных превышает средние показатели, и потому этот язык принято считать вокалическим.
Билет 9. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Варианты фонем.
Фонетическая позиция — это произносительные условия, в которых оказывается фонема в составе фонетического слова. От фонет. позиции зависит реализация фонемы и ее смысло-различительная функция.
ФП зависит от следующих условий:
- общее положение фонемы в составе фонет. слова;
- фонетическое окружение (соседство со звуками);
ФП определяет:
Гласные:
1. Положение по отношению к ударению
2. Положение по отношению к абсолютному началу слова
3. После какого (тв/мягк) согласного стоит
Согласные:
1. Положение по отношению к концу фонет. слова
2. Перед каким (сонор., зв./гл., гласн) звуком стоит
В составе фонетического слова фонема может находиться как в сильной, так и в слабой позиции.
Сильная позиция фонемы — позиция, в которой фонема противопоставлена всем другим фонемам или парной фонеме, т. е. Различается на слух.
Гласные: сильная позиция = ударная позиция * [к о́ н'].
Согласные: сильная позиция определяется по каждому дифф. признаку отдельно.
По признаку звонкости – глухости: * перед гласной (б а л- п а л, д о м- т о м), * перед сонорными (з л ой- с л ой, г р от- к р от), * перед звуками [в], [ф] (с в ерь- з в ерь). Все остальные позиции по признаку звонкости – глухости являются слабыми.
Слабая фонема — функц. вариант (аллофон) сильной фонемы, т. к. она выполняет ту же функции, что и сильная фонема (образует звук. оболочку).
|
|
Чтобы привести слабую фонему к сильному виду, нужно:
а) определить, в состав какой морфемы она входит, установить ее значение;
б) привести ее к сильному виду, поставив в сильную позицию с тем же самым значением;
в) узнать, аллофоном какой сильной фонемы она является.