Грамматическая форма слова — языковая модель, образованная единством ГЗ и его МП (ГФ=ГЗ+МП); слово, употребленное в конкретной ГФ.
В речи мы всегда употребляем слово в определенной грамматической форме.
Например, ГФ словоформы «в школу» - это ее ГЗ (сущ., В. п., ед. ч.) и МП (предлог «в» и окончание «у»).
Словоформа – слово, употребленное в конкретной ГФ; конкретный представитель слова в речи.
Лексема – совокупность всех словоформ, присущих слову как части речи, объединенных одним и тем же ЛЗ; единица языка. Представитель лексемы – начальная форма той или иной части речи.
Например, лексема «школа» как сущ. включает в свой состав 12 падежных СФ: 6 падежных СФ ед. ч. и 6 падежных СФ мн. ч.
Еще один пример: «между мной и тобой» (СФ разных лексем, т. к. ГЗ одинаковое (мест., Тв. п., ед. ч.), но ЛЗ разное).
Билет 19. Грамматические категории слов, их типы. Грамматические категории и части речи.
Грамматическая категория слова – система грамматических форм, регулярно противопоставленных в плане содержания (ГЗ) и в плане выражения (МП).
Признаки ГК:
- Противопоставленность ГЗ
- Противопоставленность МП
В речи ГК реализуется в виде грамм. оппозиций конкретных СФ определенных частей речи («книга» - «книги», «белый» - «белые»)
Структурные типы грамматических категорий:
1. С точки зрения количества входящих в состав ГК ГФ:
- двучленные (категория числа, категория одушевл.-неодушевл.)
- трехчленные (категория рода, категория времени, категория лица)
- многочленные (категория падежа, категория времени в англ. яз.)
2. С точки зрения соотношения образующих ГФ к их ЛЗ:
а) словоизменительные (собственнограмматические) – ГК, в составе которой грамм. оппозицию образуют СФ одной лексемы (т. е. одно ЛЗ и разное ГЗ) *категория числа: «стол» (ед. ч.) - «столы» (мн. ч.);
б) классифицирующие (лексикограмматические) – ГК, в составе которой грамм. оппозицию составляют СФ разных лексем (т. е. разные ЛЗ и ГЗ) *категория рода: «папа» (м. р.), «мама» (ж. р.), «дитя» (ср. р.);
С понятием ГК тесно связано понятие части речи.
Части речи – лексико-грамматические классы слов, по которым распределяются лексические единицы языка на основе: а) наличия общего категориально-грамматического значения; б) определенного набора грамматических категорий; в) особенности синтаксической функции в предложении.
Так, к примеру, глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие. Обладает определенным набором ГК: классифицирующие — вид, возвратность, переходность; словоизменительные — время, число, род. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.
Билет 20. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков.
Грамматические средства – это система МП, которые используются в данном языке для выражения ГЗ.
Типы грамматических средств:
- синтетические ГС (соединение) - тип ГС, при которых МП ГЗ заключены в звуковой оболочке СФ. Способами образования слова служат: 1) аффиксация (присоединении к корням (или основам) морфем с ГЗ. Одной из таких морфем является флексия (окончание): выражает несколько ГЗ, тесно связана с основой * «тень» - «тенью»; 2) историческое чередование корня слова (внутренняя флексия) * «бегу» – «бежишь»; 3) перенос ударения ( ударение в русском языке подвижно) * «гора» – «гор»; 4) суплетивизм (образование СФ одной лексемы от разных корней) * человек – люди, ребенок – дети;
- аналитические ГС (разложение) - тип ГС, при которых МП ГЗ находится за пределами звуковой оболочки СФ. Такими средствами являются: 1) Предлог — служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость частей речи друг от друга в словосочетаниях и предложениях. Например, может уточнять значение места: * на шоссе, за шоссе, у шоссе; 2) Артикли – служат для выражения ГЗ. Например, являются показателями определенности в англ. яз.: * There is a book on the table - The book on the table; 3) вспомогательные глаголы * в русском языке – «буду читать» (буд. вр.); 4) синтаксическая связь * читать книгу – сочетается с В. П. => переходный, наблюдать - не сочетается с В.П. => непереходный; 5) порядок слов – расположение компонентов предложения относительно друг друга * Мать любит дочь – Дочь любит мать); 6) Интонация – * Я встретил жену, сына – Я встретил жену сына.