Стадия вторая: Обратить внимание культа

1. Напишите своему культовому лидеру и заявите настойчиво, что вы уходите из группы и не хотите, чтобы с вами вступали в контакт. Пошлите это заказной почтой и храните квитанцию.

2. Вешайте трубку в ответ на все культовые звонки. Получите не включаемый в справочник номер, если у вас причудливые звонки.

3. Пойдите в полицию и заявите жалобу. Вы можете добиться ордера на задержание, если вам серьезно надоедают.

4. Получите профессиональную юридическую помощь для себя, если вы подверглись юридическому беспокойству со стороны культа.

Стадия третья: Защита самого себя  Если существуют прямые угрозы физического насилия:

· Оцените степень угрозы

· Уведомите юридические органы принуждения и договоритесь об их помощи

· Предпримите защитные контрмеры

· Имейте в виду возможность наблюдения

· Никогда не путешествуйте в одиночестве

· Контролируйте свои телефонные звонки

· Содержите под защитой семейные машины

· Тщательно контролируйте семью и маленьких детей

· Измените привычные повседневные модели

· Не гасите внешнее освещение дома по ночам

· Установите домащнюю систему безопасности

· Купите, возьмите взаймы или примите большую или громкую собаку

· Переезжайте в другое место

Гнев

Появление гнева является одним из первых признаков выздоровления от культового опыта. Гнев - это нормальная и здоровая реакция на многочисленные обиды и оскорбления, нанесенные нам. Гнев является наиболее подходящим ответом на насилие и манипуляции культа и является также наиболее тяжелым для некоторых экс-культистов в плане соприкосновения с ним и необходимости с ним справляться. Гнев ознгачает, что теперь вы готовы признать, что были превращены в жертву. Это невероятно болезненно. То, что было сделано, было отвратительно, дурно. Экс-культисты имеют право на свою ярость.

Гнев может оказаться тяжело воспринимаемым семьей, друзьями, а иногда даже терапевтами. Вам могут настоятельно советовать “простить и забыть”. Экс-культисты, которых воспитали так, чтобы они прятали или отрицали “негативные” чувства, могут не иметь орудий или опыта для того, чтобы знать, как выразить эту потенциально целительную эмоцию.

У экс-культистов культов и взрослых, переживших в детстве физическое и сексуальное насилие, много общего в их выздоровлении.И те, и другие были превращены в жерву теми, кому они доверяли и от кого зависели. Многие члены культа были сексуально и физически превращены в жертву и подвергались насилию; ко всем варварски отнеслись в плане эмоциональном и духовном.

Точно так же, как страх является спинным хребтом контроля сознания, гнев является электростанцией выздоровления. Гнев - это чрезвычайно ценный инструмент в исцелении: Гнев укрепляет ваше чувство того, что является правильным, посредством осуждения того зла, которое было причинено вам. Он обеспечивает энергией и волей, чтобы приступить к сложной задаче соединения заново вашей жизни. Именно через гнев экс-культисты подключаются к источнику мотивации и энергии, который делает возможными конструктивные и реконструктивные действия. Подавление подобного гнева в культе вносит свой вклад в депрессию и чувство беспомощности.

Гнев также может быть обоюдоострым мечом. Гнев может мотивировать исцеление или может быть повернут внутрь, против самого себя. Обвинение самого себя может быть легче, чем использование гнева для совершения необходимых перемен в вашей жизни. Гнв может быть подавлен, что имеет своими результатами пагубные привычки, физическое заболевание или эмоциональные расстройства, включая депрессию и мысли и действия, направленные на самоубийство; или гнев может быть направлен на других невиновных. Гнев может углубить изоляцию от других, когда он выражается неуместно или когда вы его не осознаете. Гнев, чтобы быть использованным эффективно, должен быть сосредоточен на своем источнике - на культовом руководстве.

Гнев может быть выражен и трансформирован творчески и мощно через использование следующих методик:

1. Ведите дневник и пишите о своем гневе и других сильных чувствах.

2. Напишите письмо своему лидеру. Выругайте его. Нет необходимости посылать его, особенно если подобный поступок мог бы подвергнуть вас опасности! Вы не должны посылать его по почте, чтобы ощутить положительные результаты от написания данного письма.

3. Поговорите с кем-нибудь о своих чувствах.

4. Включите души, принимайте его и вопите.

5. Громко включите радио в машине и вопите в машине, но не в то время, когда вы ее ведете.

6. Делайте что-нибудь физическое: колотите подушки надувной битой или теннисной ракеткой. Идите в лес и колотите гальку кувалдой (наденьте защитные очки). Направьте свой гнев в деятельность.

7. Фантазируйте о том, что вы мстите - воображать это вполне хорошо. Мы все проходим через периоды создания сценариев, посредством которых восстанавливается наша уязвленная гордость. Однако, нехорошо делать что-нибудь незаконное или опасное для другого.

8. Расскажите публично о своем культовом опыте. Включитесь в антикультовую группу. Это не является чем-то, что должен делать каждый для выздоровления, но это терапевтическая деятельность для многих экс-культистов.

9. Заручитесь поддержкой закона на своей стороне. Если ваша группа занималась преступной деятельностью, поищите юриста, прежде чем идти в полицию. Вам сначала надо защитить самого себя.

10. Продумайте возможность гражданского иска по компенсации убытков из-за культа. Вновь ищите юридического совета относительно этого.

11. Пройдите подготовительный курс по напористости в вашем местном колледже “Y” или в колледже данного округа.

Было сказано, что успех - лучшая месть. Лучшим свидетельством вашего успеха и лучшим разоблачением лжи культа о жизни вне группы является превращение скорее в счастливого за пределами культа, нежели в больного и умирающего, как этого желает культ.


ЗАБОТА О ВАШЕМ ТЕЛЕ

Для многих экс-культистов последней вещью, о которой им позволяли заботиться в их группе, было их здоровье. Если вы были в группе, где вам не разрешались правильное питание, медицинская помощь, когда вы были больны или беременны, зубная гигиена и помощь или соответствующая одежда и упражнения, у вас могут быть специфические потребности здоровья.

Большинство экс-культистов выходят из своих культов без какой-либо медицинской страховки или сбережений. Если вы из этой категории, вы, возможно, должны зарегистрироваться как амбулаторный больной в крупном окружном центре здоровья, чтобы получить хорошую помощь. Если у вас есть работа с медицинским охватом, извлеките из этого выгоду. В этом случае вы обычно можете выбрать своего собственного доктора.

Медицинский осмотр является существенным, если:

1. Вы в настоящее время страдаете от какого-либо медицинского состояния - хронического (долговременого) или острого (недавнего и сильного) - с момента, как вы вступили в культ, или теперь, когда вы вне группы.

2. Вы были беременны в период пребывания в группе.

3. Вы подвергались физическому и сексуальному насилию в группе.

4. Вы подвергались риску серьезных инфекционных заболеваний, таких как СПИД, туберкулез, венерические и тропические заболевания.

5. У вас была предшествующая история хронического заболевания, такого, как диабет, эпилепсия или высокое кровяное давление.

Все дети, которые были в культе, нуждаются в полном физическом обследовании, и им необходимо модернизировать прививки против серьезных детских болезней, таких, как полиомиелит, корь, коклюшный кашель.

Использование системы: общественная помощь

Некоторые члены выходят из своих культов, будучи серьезно больными и искалеченными. Каким бы противным это ни казалось, временная опора на программы общественной помощи правительств штатов или федерального правительства может быть превосходным средством для оказания вам помощи в том, чтобы снова встать на ноги. Агентства штатов могут быть полезными в оказании вам помощи в поисках жилища, медицинской заботы и работы.

Если вы работали до присоединения к группе, вы платили налоги федеральному правительству и правительству штата. Вы можете взглянуть на это как на деньги, которые вы сдали на хранение для своего будущего; теперь ваша нынешняя ситуация требует использования этого ресурса. Если у вас были заработки, удержанные для социального обеспечения, вы имеете право использовать эти деньги теперь, когда вы оказались искалеченным. Это не благотворительность - это выживание!

Как только вы вновь оказываетесь на ногах и работаете, вы будете автоматически снова платить налоги. Вы будете делать свой взнос в процветание экономики, помогать тем же самым программам, которые помогли вам, и, следовательно, помогать другим. Вы также вновь будете независимым.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Для некоторых экс-культистов их первая благоприятная возможность получить работу существовала тогда, когда они были в культе. Все экс-культисты - если только они не были в группе лишь краткое время - должны иметь в виду свой опыт в культе при поисках работы. Сначала это может показаться невозможным, но заставьте себя сесть и записать, чему вы научились в культе. Многие экс-культисты сопротивляются тому, чтобы посмотреть на положительную сторону; тем не менее, нечто хорошее должно было происходить, даже если только признаться самому себе, что вы сумели пережить невероятное тяжелое испытание.

Члены культа обучаются торговым умениям и вербовке, умениям, необходимым для офиса, фермерству, умениям общения, издательским навыкам и умениям административного и лидерского характера, названы лишь немногие из умений. Запишите их и включите в свою краткую автобиографию поступающего на работу. Часто полезно посоветоваться с другими экс-культистами, семьей и друзьями, чтобы выработать стратегию относительно правильного подбора выражений в вашей автобиографии и до ваших интервью, связанных с приемом на работу.

Когда вы просматриваете выгоды своего культового опыта, постарайтесь посмотреть на скрытые, менее осязаемые выгоды. Семья одной бывшей участницы культа, например, часто поддразнивала ее, упрекая в лени из-за ее алчного интереса к чтению в детстве. В своем культе восточной медитации она работала полный день, в то же время ходила вечером в школу, часто проходя по четыре курса в семестр, так что она смогла завершить получение степени достаточно быстро, чтобы удовлетворить своего лидера. Кроме того, она вела домашнее хозяйство и исполняла обязанности по уходу за ребенком. Когда она, наконец, покинула группу, она была в состоянии навсегда убрать от себя ярлык “ленивой”!

Также не забывайте, что никогда не бывает слишком поздно вернуться к учебе. Часто экс-культисты возвращаются в колледж с новыми целями и карьерами в уме.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Выстраивая свою жизнь заново, вы, без сомнения, будете сталкиваться лицом к лицу с довольно-таки выбивающей из колеи дилеммой восстановления прежних отношений и постижения того, как заиметь новые отношения. Доверие, одиночество и назначение свидания являются сферами огромной озабоченности.

Доверие

Многие покидают свои группы с глубокими подозрениями относительно мотивации и чувств других. Предательство доверия группой с его осадком обиды, ярости и страха представляет для экс-культиста проблемы. Требуется время на то, чтобы знать, кому доверять и до какой степени.

Доверие никогда не должно быть абсолютным. В культе у вас нет другого выбора, как только полностью полагаться на группу и доверять ей. Абсолютного доверия требовало руководство: нечто меньшее было знаком Сатаны, явного несовершенства, неповиновения и было наказуемым проступком.

Важно научиться доверию по ступеням. Опыт научил вас, что те, кто представляется в качестве дружественных, заинтересованных и полезных, могут иметь более темные мотивы..Ключ к доверию заключается в том, чтобы действовать медленно. Доверие является процессом, а не заключительным действием. Оно должно быть заслужено теми, кто желает к вам приблизиться.

Обучение заново доверию также включает в себя обучение терпимости к слабостям, чувствительности и странностям других. Это, в свою очередь, помогает вам быть терпимым к себе и доверять себе самому, своим несовершенствам и идиосинкразии.

Одиночество

Возможно, единственной самой большой трудностью для тех, кто уходит добровольно из своих культов, является изоляция и одиночество. Без сообщества семьи, друзей и других, переживших это, выздоровление является гораздо более трудным. Некоторые экс-культисты возвращаются в свои культы или неумышленно присоединяются к другим деструктивным группам (это известно как культовые скачки), чтобы заполнить пустоту, созданную уходом от интенсивного группового опыта, обеспечиваемого культом.

В некоторых культах члены живут дома и продолжают работать. Для них ощущения изоляции и одиночества могут не быть напряженными. Эмоциональные и духовные потребности, которым отвечала группа, могут со временем быть заменены более безопасными и вознаграждающими отдушинами, которые уже существуют в их семье и в обществе.

Те же, кто полагался на группу в том, чтобы удовлетворять все свои существенные потребности, такие, как безопасность, пища и кров, а также потребности духовные и родственные, испытывают безбрежную пустоту после ухода. В книге Травма и выздоровление Джудит Герман (Judith Herman, 1992) утверждает, что ключевым фактором в выздоровлении после травматических событий является наличие возможности говорить об этом в группах с другими, испытавшими похожие переживания. Когда вы делитесь историями и чувствами, участвуете в групповом решении проблем и встречаетесь, заодя новых друзей, изоляция уменьшается, а яд культового опыта обезвреживается. Экс-культисты, у которых есть группы FOCUS на их территории, имеютблагоприятную возможность встретиться с другими, имеющими похожий опыт. Для некоторых бывших членов 12-ступенчатые собрания обеспечивают безопасное окружение, чтобы поговорить о проблемах склонности к наркотикам, с которыми человек, возможно, должен иметь дело.

Построение нового сообщества друзей и возвращение ощущения общности иногда может быть осуществлено через возвращение к религиозной вере, в которой вы были воспитаны, если это выглядит подходящим курсом для вас в данный момент. Для многих экс-культистов, однако, организованная религия может не оказаться на некоторое время вариантом выбора, который они хотели бы обдумывать. В самом деле, после своего опыта многие бывшие культисты остаются осторожными в отношении любого рода организованных групп в течение достаточно значительного времени.

Когда возвращено доверие к самому себе, может начаться доверие к другим. По мере того, как уменьшается ваше чувство уязвимости, вы будете медленно открывать себя другим. Вероятно, если вы сначала позволите себе находить людей с похожими хобби, интересами, умениями и занятиями, это может обеспечить “безопасные” темы для того, чтобы общаться. Один экс-культистнашел друзей через компьютерную доску объявлений. Только после значительной корреспонденции и выстраивания доверия она была в состоянии встретиться с новым другом. К этому моменту она уже знала его достаточно хорошо.

Назначение свиданий и секс

Многие бывшие культисты имеют трудности в продолжении нормальных отношений. Это случается по ряду причин:

· У них было мало и ли вовсе не было опыта по назначению свиданий до присоединения к культу.

· Они родились в культе или были молоды, когда их семьи присоединились к культу.

· Они подверглись насильственно навязанному строгому безбрачию в группе.

· Они были в культе, который практиковал сексуальное насилие и/или навязывал промискуитет или проституцию.

· Они были в культе, где брак и рождение детей определялись групповым лидером (лидерами).

Разумеется, по вышеназванным причинам, но и просто из-за жизни в закрытом, контролируемом окружении приспособление к назначению свиданий и социализация могут выглядеть достаточно странными и даже пугающими. Увеличивая смятение, популярное телевидение, кинофильмы и книги дают искаженную картину нормы.

Следующие руководящие указания оказались полезными в помощи бывшим членам культа в возобновлении способности ответить на вызов жизни путем участия в интимных отношениях:

1. Во-первых, вы можете захотеть изучить свои убеждения относительно отношений до и в течение вашего культового опыта. Во что группа верует или претендует, что верует, относительно отношений? Вы продолжаете придерживаться этих ценностей?

2. Используйте раздел Проблема в рабочей таблице по перепрограммированию, если с этими верованиями трудно разобраться.

3. Если у вас было мало или вовсе не было опыта назначения свиданий до культа, дайте себе разрешение быть новичком во взаимоотношениях.

4. Помните, отношения начинаются с дружбы. Любви предшествует симпатия. Дайте себе разрешение иметь столько времени, сколько вам нужно.

5. Если в вашей группе практиковалось безбрачие и вы хотите заново изучить эти ценности, обсудите свои варианты сексуального выбора с хорошо осведомленными консультантами. Пасторские консультанты и психотерапевты и терапевты медицинские могут обеспечить сексуальное просвещение и дать противозачаточный совет, так же как помочь вам прояснить свои ценности.

6. Если в вашей группе практиковалась сексуальная травма, такая, как изнасилование, проституция и порнография, тогда психотерапия должна помочь вам разрешить любые пост-травматические симптомы, которые могут мешать иметь здоровые интимные отношения. (Смотрите также внизу раздел о выборе профессиональной помощи).

7. Если вы состояли в браке в группе, а ваш супргу или супруга остались в ней, необходимо принять решения относительно брака и детей (если они есть). Это может потребовать помощи духовенства и психотерапевтов и юристов-профессионалов.

8. Если вы с супругом (супругой) вместе покинули группу, необходимо разрешать проблемы, окружающие культ и его воздействие на ваши роли, ценности и стиль жизни.

9. Если ваш супруг(а) были выбраны для вас группой, необходимо изучить очень важные решения относительно вашего брака, а ваши обязательства в отношении друг друга следует оценить заново. Для некоторых это может означать признание непримиримых различий и принципиальной непригодности друг для друга и, возможно, решение развестись. Для других переоценка отношений может означать новый и более глубокий уровень обязательства и понимания.

ДУХОВНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Возможно, самым эмоционально огорчительным наиболее обсуждаемым феноменом на встречах экс-культистов является трудность войти в соглашение с духовностью. Хотя фокус в этом разделе - на религиозных верованиях, подрыв фундаметальных личных убеждений распространяется на все сферы, поскольку существуют все виды культов - политические, терапия, новый век, здоровье и так далее. Таким образом, данные здесь предположения нужно распространить на другие философские или политические убеждения для экс-культистов из другого типа культа, для которых религия сама по себе может не быть главным вопросом. Для экс-культистов всех культов - религиозных и иных - сохраняется необходимость разобраться с переоценкой личных убеждений и с возобновлением деятельности в поддержку этих убеждений.

Экс-культисты часто описывают свой культовый опыт как духовное изнасилование. Это можно сравнить с тем, как если бы вы влюбились настолько абсолютно, что изменили себя и приспособились так, чтобы слиться со своей возлюбленной, отдав любви все и служа ей, только для того, чтобы быть преданным ею. Рана очень глубока и потребует времени, чтобы быть исцеленной.

Многие экс-культисты уклоняются от организованной религии (или даже от любого вида организованных групп) в течение некоторого времени после ухода из культа. Для тех, кому было удобно их предыдущее религиозное членство, возвращение в их церковь или синагогу является желательным. Это, однако, кажется скорее исключением, чем правилом.

Экс-культистам советуют затратить нужное им время на выбор другого религиозного присоединения. Если у вас есть вообще сомнения относительно того, не выбрали ли вы другую культовую группу, свяжитесь с Сетью оповещения о культах (CAN), чтобы посмотреть, нет ли жалоб на данную группу. Во всяком случае, если вы имеете какие-нибудь сомнения, доверяйте себе, проверяйте это на других, которые находятся вне новой группы.

Относительно дальнейшего обсуждения духовных проблем, связанных с выздоровлением от культа, смотрите Главу 12 преподобного Ричарда Доухауэра.


ПОЛУЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ: ПРИОБРЕТЕНИЕ ПОМОЩИ, КОТОРАЯ ВАМ НУЖНА

Вот вопросы, которые обычно задают экс-культисты:

1. Почему это такое значительное мероприятие? Почему я вообще должен работать над этим?

2. Когда я могу окончательно прекратить работать на этими проблемами?

3. Откуда я могу знать, нужна ли мне професиональная помощь?

Вкратце, ответы на первые два из этих вопросов можно найти, изучив свое психологическое здоровье, то есть, свою способность работать, любить играть и - если у вас есть религиозная вера - молиться. Послекультовый период часто требует внимательного изучения из-за ущерба для психологического здоровья экс-культистов. Когда их здоровье восстанавливается, они могут перестать работать с проблемами, специфичными для послекультового опыта, и начать сосредотачиваться на других жизненных вопросах.

Помощь самому себе

Многие экс-культисты исцеляются от своего культового опыта самостоятельно. К некоторым видам деятельности, которые они описали как полезные в этом процессе помощи самому себе, относятся следующие:

· Чтение всего, что сумели, по культам и контролю сознания. Существует растущая масса литературы по этим предметам. Доступны несколько хороших книг о специфических группах и типах культов. Такие организации, как Сеть оповещения о культах (CAN) и Американский семейный фонд (AFF) имеют обширную библиографию, а также продают имеющие отношение к делу книги и литературу.

· Присоединение к FOCUS или к другим группам поддержки экс-культистов. FOCUS является организацией бывших членов культа с регулярными встречами в штатах по всей стране. Эти группы встречаются ежемесячно или чаще.

· Разговоры с друзьями, семьей и духовенством о своем опыте. Процесс понимания и проработки культвого опыта начинается через возможность поделиться мыслями и чувствами с теми, для кого вы не безразличны. Разговор об этом, а не молчаливое пересказывание внутри, помогает представить это в перспективе и отвести душу.

· Запись своего опыта.

Профессиональная помощь

Недавнее обследование экс-культистов культа (Langone, Chambers, Dole, & Grice, в печати) выяснило, что 70% ищут профессиональную помощь после ухода из своих групп. Что касается профессиональной помощи, то вы можете извлечь из нее пользу, если:

· У вас трудности с полным функционированием или со способностью наслаждаться жизнью.

· У вас были эмоциональные трудности до присоединения к культу, которые теперь вновь всплывают на поверхность.

· Вы чувствуете себя захлестнутым такими эмоциями, как депрессия, тревога, чувство вины, стыд и ярость; или вы неспособны справиться с “плаванием”, у вас кошмары, бессонница, навязчивые мысли о травме, пережитолй в группе, приступы паники, онемение эмоций, ощущение мертвенности внутри или отчужденности от других. Эти последние являются симптомами того, что называется пост-травматическим стрессовым расстройством; обычно их находят у переживших деструктивные культы, инцест, изнасилование и войну, а также у жертв естественных бедствий, таких, как наводнения, торнадо и землетрясения. (APA, 1978)

Если вы не проходили через формальное консультирование о выходе, вам чрезвычайно необходимо найти кого-нибудь, кто имеет знания и опыт в послекультовой работе, или по крайней мере, готов изучать специфические проблемы бывших членов. Соответствующие рекомендации часто можно получить у ранее упомянутых организаций по просвещению относительно культа.

Существует четыре типа профессиональной помощи, которую могут искать экс-культисты. Вот они:

Консультирование о выходе     Обдумайте встречу с консульатнтом по выходу. То, что вы покинули группу добровольно или вас оттуда вышвырнули, еще вовсе не значит, что вы не можете воспользоваться или извлечь пользу из профессионального консультанта по выходу. Интенсивный день или два с консультантом по выходу, имеющим знания и опыт относительно вашей конкретной группы может оказаться всем тем, что вам нужно, чтобы разобраться с различными спорными вопросами культового контроля сознания. Вы затем оказываетесь в состоянии заниматься своим излечением информированным образом.

Реабилитационный центр    Реабилитационные центры для экс-культистов культа являются жилыми предприятиями, где клиенты могут продолжать свое образование относительно культов, изучать свои психологические потребности, готовиться к возвращению в свои семьи, выяснять профессиональные интересы и отдыхать и расслабляться. Краткое пребывание при интенсивной поддержке, просвещении и консультировании может быть очень полезным в приходе к согласию с культовым опытом, приобретении способности справиться с егопоследствиями и в подготовке к продуктивному возвращению к “реальному миру”.

Пасторское консультирование     Если религия для вас является спорным вопросом, важно определить местонахождение представителя духовенства, у которого есть знакомство с культами и контролем сознания. Церкви и религиозные организации все больше и больше противостоят вопросам культового обращения, так как они, как и семья, испытывают тяжелый удар, теряя своих членов в культах.

Психотерапевты     Терапевты могут быть практикующими в сфере умственного здоровья со степенями мастера или доктора по ряду дисциплин, например, по уходу, социальной работе, психологии, браку и семейному консультированию, пасторскому консультированию и психиатрии.

Как выбрать тераписта. Важно, чтобы ваш терапист рассматривал ваш культовый опыт как главный фактор, вносящий свой вклад в ваши текущие проблемы, фактор, за который следует приниматься в терапии очень рано. Ваш терапист затем может вам помогать в качестве репетитора, союзника в процессе психологического просвещения.

Ниже следуют вопросы, относительно которых следует подумать, не стоит ли их задать во время первого занятия с терапистом. Помните, вы не должны выбирать первого же тераписта, с которым вы заговорили. Не бойтесь “интервьюировать” тераписта, чтобы убедиться, что он будет в состоянии удовлетворить ваши потребности. (Вопросы в этом разделе были переделаны для экс-культистов культа из вопросов книги: Judith Bentley How to Choose a Therapist, copyright 1985 by VOICES in Action, Inc., P.O. Box 148309, Chicago, IL 60614.)

1. Какова ваша образовательная квалификация? Имеете ли вы лицензию или облечены ли вы полномочиями?

2. Каков ваш опыт по консультированию и ваша подготовка по культам и контролю сознания?

3. Являетесь ли вы экс-культистом деструктивного культа? Какой вид послекультового консульитрования вы проходили?

4. Каким видом терапии вы занимаетесь (например, познавательным, фрейдистским) и что он будет в себя включать?

5. Верите ли вы в “терапевтическое” прикосновение к клиентам? Какое прикосновение является позволительным?

6. Полагаете ли вы, что приемлемо заниматься сексом с клиентами или с бывшими клиентами? (Бегите, не прогуливайтесь, вон из офиса, если ответ какой-либо иной, нежели никогда!)

7. Достижимы ли вы в случае острой необходимости?

8. Каков ваш гонорар?

9. Как вы относитесь к Новому Веку? Включаете ли вы каки-либо методики Нового Века в свою терапию (например, кристаллы, возвращения к прошлой жизни)?

10. Не расскажете ли вы мне немного о вашей философии жизни?

Предполагаемые вопросы, которые следует задать самому себе после начального интервью:

1. Чувствуете ли вы, что вас приняли, уважают и вам удобно с данным терапевтом? Нравитесь ли вы теперь себе немного больше?

2. Сделал ли терапевт так, что вы почувстовали себя удобно, или вы заметили нечто такое, что заставило вас ощущать себя беспокойно? Вы не являетесь странным только потому, что обращаете внимание на мебель, картины или книги в офисе.

3. Был ли терапевт прямым и открытым в ответах на все ваши вопросы или он уклонялся от некоторых из них?

4. Нет ли у вас впечатления, что этот человек чувствует себя так, словно у него есть ответы на все вопросы (если так, бегите, как сумасшедший), или вы ощутили, что он заинтересован в изучении совместно с вами без каких-либо предвзятых ожиданий в отношении того, куда вам следует направляться в вашей терапии?

5. Получили ли вы ощущение, что этот человек является чувствительным, мудрым, зрелой личностью, с которым вы чувствуете себя безопасно?

6. Не убеждал ли вас слишком настойчиво данный терапевт, что теперь у вас есть правильный советник для того, чтобы заботиться о вас? Другими словами, не заставляли ли вас идеализировать его как великолепного терапевта для вас, единственого, кто смог бы вас исцелить?

Вот некоторые общие вопросы, которые следует иметь в виду, когда вы выбираете тераписта:

1. Доверяйте своей собственной рассудительности! Вы имеете право не доверять немедленно. Доверие должно быть завоевано; не существует никаких кратких путей.

2. Проведите интервью с несколькими терапистами. Вам не следует покупать первую машину, которую вы увидели.

3. Добудьте рекомендации из агентств и от людей, которым вы доверяете, если вы можете.

4. Помниет, вы можете остановить терапию в любой момент, когда захотите. Терапия для вас, а не терапист.

5. Обсудите прикосновения как можно раньше. Прикосновение является в высшей степени личным делом. Некоторые тераписты будут крепко обнимать клиента, но эта деятельность должна проводиться по инициативе клиента, а не терапевта. Скажите что-нибудь, если прикосновение включено в процесс, а вы чувствуете себя в связи с этим неудобно.

6. Помните, никогда нет ничего хорошего в прикосновении к груди, половым органам или к любому другому месту, которое заставляет вас чувствовать себя неудобно.

7. Работайте с терапистом, который будет взаимодействовать с вами в ходе занятия. Экс-культистам необходим терапевт, который активно участвует в процессе выздоровления.

КАК ПРЕУСПЕТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ

У меня часто справшивают: “Когда я закончу работать с этой дрянью?” “Когда пребывание в культе перестанет быть большим событием моей жизни?” Ответ не прост. Постепенно оазбоченность чувствами, мыслями и поведением, связанными с культом, будет уменьшаться. Когда экс-культисты вновь берут на себя ответственность за свою жизнь, личные возможности возрастают. Как только экс-культисты начинают смотреть вперед на свои карьеры, отношения и даже простые удовольствия, жизнь в культе скоре отступает в прошлое, нежели задерживается в настоящем и будущем.

Для некоторых из нас опыт нашего культового прошлого трансформируется в жизнеспособное настоящее посредством влияния нашей жизненной работы. Многие экс-культисты становятся терапевтами или юристами, которые могут работать с бывшими членами культа. Некоторые продолжают дружбу и отношения с другими экс-культистами. Для большинства выздоровление означает преуспеяние в жизни и достижение согласия со своим прошлым через признание самого себя и прощение самого себя.

Выздоровление означает принятие нового взгляда на мир и на жизнь. Эта точка зрения, возможно, не заключается в том, чтобы видеть мир как безопасный, как справедливый или такой же радужный, как прежде, скорее, она рассматривает человеческую природу с меньшей наивностью и видит человека как менее уязвимого, однако с новым сочувствием к самому себе и человечеству. Избегая вызова выздоровления, экс-культисткульта подвергается риску использования цинизма, песссимизма и ненависти как защиты против уязвимости и применения изоляции и отрицания как оружия против будущей обиды и боли.

Выздоровление означает полное признание всего нашего человечества - как хорошего, так и плохого. Выздоровление означает признание того, что мы должны бороться за исправление, коль скоро мы признаем свои собственные несовершенства и несовершенства других.

ССЫЛКИ

American Psychiatric Association. (1987 ). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (3rd ed.-rev.). Washington, DC: Author.

Andres, R., & Lane, J. R. (Eds.). (1988). Cults and consequences: The definitive handbook. Los Angeles: Commission on Cults and Missionaries of the Jewish Federation Council of Greater Los Angeles.

Bentley, J. (1985). How to choose a therapist. Chicago, lL: Voices in Action, Ink.

Crowley, K., & Paulina, D. (1990, November). Exit counseling workshop. Preconference, National Conference of the Cult Awareness Network, Chicago, IL.

Hassan, S. (1988). Combatting cult mind control. Rochester, VT: Park Street.

Herman, J. (1992). Trauma and recovery. New York: Basic Books.

Langone, M. D., Chambers, R., Dole, A., & Grice, J. (in press). Results of a survey of ex-cult members. Cultic Studies Journal.

Lifton, R. J. (1961). Thought reform and the psychology of totalism. New York: W. W. Norton.

Ross, J. C., & Langone, M. D. (1989). Cults: What parents should know. New York: Lyle Stuart.

Singer, M. T. (1979, January). Coming out of the cults. Psychology Today, pp. 72-82.

StarDancer, C. (1990). Reprogramming worksheet. SurvivorShip.





Раздел IV

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

17

ДЕТИ И КУЛЬТЫ

Майкл Д. Лангоуни, Ph.D.

Гэри Айзенберг, M.A.

Эта глава будет исследовать способность определенных культовых и имеющих к ним отношение авторитарных групп физически и психологически причинять вред детям. Конкретные группы, которыми мы больше всего озабочены, являются эксплуататорски манипулятивными и угрожают детям потому, что они (1) живут по абсолютистской идеологии, которая диктует жесткую физическую дисциплину и/или отказ от медицинского вмешательства; (2) функционируют как закрытые, часто физически изолированные общества, которые сопротивляются любому расследованию возможного насилия против ребенка; и (3) используют религиозные верования, чтобы оправдать свою идеологию и затворническую природу. Их абсолютистская идеология обеспечивает рационалистическое объяснение насилия против детей. Их ограниченное взаимодействие с членами основного общества (например, члены не посещают докторов, дети посещают школы, руководимые группой) имеет тенденцию перекрывать нормальные средства, с помощью которых власти узнают о насилии и невнимании к детям. Их религиозная природа увеличивает их способность уклоняться от внимательного осмотра, потому что они могут воззвать к Первой Поправке, чтобы урезать усилия по расследованию. По этим причинам поднимать вопрос о насилии против детей и культах не аналогично, как некоторые предполагают, тому, чтобы задавать вопросы о насилии против детей и членах епископальной церкви, или католиках, или баптистах. Социальные структуры и психологическая динамика религий основного общества просто не располагают их к насилию против детей и пренебрежению к ним, как это делают структуры и динамика культовых групп.

Неудивительно, что власти по защите детей не могут легко измерить масштаб проблем, которые ставят эти группы. Научная литература по насилию против детей в культовых группах почти не существует. Официальные расследования покрывают только малую группу крайних случаев, в которых смерть ребенка служила стимулом для правительственного действия. Почти вся остальная доступная информация приходит из индивидуальных судебных дел, относительно которых единственными без труда доступными источниками являются газетные отчеты. Ранний обзор этих источников можно найти у Ланды (Landa, 1984). Следовательно, невозможно оценить широту проблемы с какой-либо уверенностью. Более того, связь между практикой группы и насилием в отношении детей и их заброшенностью не всегда является очевидной. Тем не менее, в целом данные являются достаточно неотразимыми, чтобы служить оправданием для исследования. Однако, должно быть проведено гораздо больше исследований, прежде чем мы сможем сделать уверенные выводы относительно связи между культовыми группами и насилием против детей и их заброшенностью.

Эта глава попытается извлечь максимум возможного из этой несчастной ситуации. Мы будем сначала изучать психологическую динамику, которая делает культовые группы особенно склонными к насилию против детей и к пренебрежению в их отношении. Мы затем опишем типы ущерба, которые наблюдались в культовых и связанных с ними группах. Наконец, мы предложим некоторые мысли о подходе к спорным вопросам, имеющим отношение к детям, выходящим из культовых групп.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

Марковиц и Гальперин (Markowitz & Halperin, 1984) дают наиболее полное и неотразимое объяснение того, почему насилие против детей и пренебрежение к ним весьма вероятно следует связывать с культовыми группами. Прежде всего, поскольку эти группы сосредоточены на личности харизматического лидера, идиосинкразические убеждения лидера, независимо от того, насколько они мирские, могут оказать влияние на групповую практику воспитания детей. Страх лидера перед дантистами, например, может вылиться в требование, чтобы дети избегали дантистов. Тоталитарная структура этих групп - то есть, их контроль иногда даже над малейшими аспектами жизни членов, таким, как какую носить одежду, - придает силу деструктивной власти идиосинкразии лидера.

Поскольку идеологии этих групп имеют тенденцию быть не поддающимися фальсификации, субъективистскими системами, которым угрожает внешний мир, идеология должна трактоваться как священная и неоспоримая. Эта черта становится особенно деструктивной по отношению к детям в том, что, как отметили Марковиц и Гальперин, “существует первенство идеологии перед биологией... забота о детях может рассматриваться как свободное излишество” (Markowitz & Halperin, 1984).

Иерархическая структура культа и ее самоучреждение в качестве “семьи” превращают родителей в “средний менеджмент” по отношению к своим собственным детям. Как им дисциплинировать своих детей, какую деятельность поощрять у своих детей, чему они должны учить детей - подобные решения диктуются лидером группы. Роль родителей в качестве среднего менеджмента может стать особенно опасной для детей, когда лидер измеряет преданность ему родителей их готовностью подвергать своих детей насилию по его требованию (Landa, 1990/1991). Кроме того. Зависимость родителей от лидера, менталитет группы в духе или-или и частота, с которой члены подвергаются колебаниям вознаграждений и наказаний, могут, вместе с групповым осуждением несогласия, вылиться в значительное количество подавляемого гнева. Тогда родители могут дать выход своим разочарованиям на своих детей. Такая проекция гнева становится еще более деструктивной, когда групповая доктрина подчеркивает суровую физическую дисциплину.

Контроль окружающей среды является первостепенной заботой для культового лидера (лидеров). Самовыражение и/или непослушание естественны для детей, особенно в течение определенных стадий развития, таких, как “ужасные два года”. Следовательно, культы склонны навязывать жесткий контроль, чтобы урезывать выражение естественных импульсов, таким образом, подавляя творческое начало, индивидуальность и сексуальность (исключение составляют группы, которые пропагандируют неограниченную сексуальность, хотя даже в этих группах руководство может осуществлять значительный контроль в выборе партнеров и манере сексуального выражения).

Многие наблюдатели полагают, что культовые лидеры проявляют тенденцию к тому, чтобы быть психопатами. Следовательно, они будут склонны не показывать сочувствие к детям, которых бьют или которыми пренебрегают. Благодаря контролю, который осуществляют эти лидеры над своими последователями, а также из-за страха, который они вызывают, последователи часто будут склонны идентифицироваться с лидером. Подобная идентификация может еще больше замедлить или исказить выражение естественных импульсов, потому что большинство последователей, которые не являются психопатами, будут склонны ощущать сочувствие к жертвам. Более того, последователи, участвующие в событиях, в которых они подавляют естественные побуждения сострадания и сочувствия, будут испытывать познавательный диссонанс и будут склонны менять свои убеждения, чтобы сделать их совместимыми со своим поведением. Контроль лидера и являющаяся его результатом уязвимость детей, таким образом, усиливаются.

ТИПЫ УЩЕРБА

Насилие против детей и пренебрежение к ним, которые будут описаны здесь, предлагают только бросающиеся в глаза, документированные примеры и разбиты на две категории: медицинская заброшенность и физическое насилие и пренебрежение. Мы не обсуждаем отдельно психологическое насилие, потому что, как подразумевает предыдущий раздел, это является неотъемлемой чертой культовой структуры. Мы также не обсуждаем косвенное влияние культа на детей, такое, как финансируемые культом программы, по которым обучают в государственных школах, или вредоносное влияние на культовых детей, которое не обязательно является физически или в медицинском смысле вредным, такое, как споры об опеке или несоответствующие развитию образовательные программы. Информационная база для этих двух последних сфер ограничена, а проблемы, которые они поднимают, не так прямо связаны с психологической и социальной динамикой культов, как насилие и пренебрежение.

Мы обнаружили только одно исследование, в котором систематически изучался вопрос о детях в культах. Гейнс, Вильсон, Редикан и Баффи провели обследование 70 экс-культистов культа, чтобы “определить воздействие членства в культе на состояние здоровья действующих и бывших членов, включая детей” (Gaines, Wilson, Redican, & Baffi, 1984, p. 13). Среди их выводов относящимися к обращению с детьми были следующие:

· 27% респондентов сказали, что дети в их группах не получали прививок против обычных детских болезней

· 23% сказали, что дети не имели, по крайней мере, хотя бы восьми часов сна ночью

· 60% сказали, что их группы допускали физическое наказание детей

· 13% сказали, что детей иногда физически калечили или ранили, чтобы дать им урок

· 13% сказали, что наказание детей иногда было угрожающим для жизни или требовало внимания врача

· 61% сказали, что семьи поощрялись жить вместе и делить ответственность

· 37% сказали, что детей смотрел врач, когда они были больны

Медицинская заброшенность

Свэн (Swan, 1990) изучил более ста юридических случаев, в которых религиозные верования, направленные против медицинской помощи, подействовали на детей. В дюжине этих случаев дети умерли. Хотя не все эти случаи включали группы, обычно считающиеся культами (большинство было связано с Церковью Христианской Науки), культы могут и извлекают выгоду из законов о религиозном иммунитете, имеющих отношение к заботе о здоровье, против которых протестовали Свэн и Американская Академия Педиатрии (“Pediatricians urge”, 1988). Хотя религии и не имеют абсолютного иммунитета, они в значительной степени защищены от официального внимательного осмотра.

News-Sentinel в Форт Вэйне (Индиана) опубликовал серию исследовательских статей об Ассамблее Веры, ультрафундаменталистской секте, которая избегает медицинской помощи и тогда возглавлялась ныне покойным Хобартом Фрименом. В этой группе смертность матерей была почти в 100 раз выше, чем средний уровень по штату, а уровень перинатальной (перинатальный период охватывает внутриутробное развитие плода начиная с 28 недель беременности, период родов и первые 7 суток жизни ребенка - примечание переводчика) смертности - почти в три раза выше среднего уровня по штату (“Pre-natal”, 1984). Еще в 1984 году News-Sentinel подтвердил документами смерть “84 человек, которые умерли после того, как их родители последовали сектантским учениям” (Zlatos, 1984a). Несмотря на серии юридических расследований, эта цифра поднялась до более чем 103 смертей (“Faith Assembly pleas”, 1991). Среди смертей, о которых сообщается в этом рассказе, была смерть пятимесячного мальчика (сына человека, который покинул медицинское учреждение, чтобы присоединиться к группе), умершего от бактериального менингита, обычно вылечиваемой болезни (“Faith Assembly pleas”, 1991), и 103-я смерть маленького мальчика, умершего от воспаления легких, которое не лечили (“Faith healing in court”, 1990). Эти довольно недавние смерти произошли, несмотря на ряд похожих смертей в одной и той же группе. Например, в 1984 году девятимесячная девочка умерла от бактериального менингита, который не лечили (Zlatos, 1984b), а ребенок 26 дней от роду умер от пневмонии, которую не лечили (“Faith-healing believers”, 1984).

Двухлетний ребенок, родители которого принадлежали к Храму Веры, умер от опухоли Вилмса, потому что его родители скорее полагались на молитвы, чем на медицину. Эксперты на судебном процессе родителей свидетельствовали, что медицинское вмешательство против опухоли Вилмса является успешным в более чем 90% случаев (“Couple asks”, 1988).

В 1991 году другой ребенок в семье из Храма Веры умер от обезвоживания и недоедания, поскольку он не мог удерживать пищу после заболевания уха и инфекционного свища. В 1981 году родители в этой же группе были осуждены за непредумышленное убийство из-за того, что позволили своему сыну умереть от вполне излечимого рака. Судья отказался отдать приказ о медицинском обследовании девяти выживших детей этой пары из-за существующего в штате религиозного освобождения в юношеском кодексе (“Tabernacle couple”, 1991).

В 1990 году шесть филадельфийских детей, чьи родители были связаны с Храмом Веры или Церковью Евангелия Первого Столетия, умерли от осложнений после кори. За одним исключением, детей можно было спасти путем оказания медицинской помощи, согласно мнению местного чиновника по здравоохранению. Из 900 случаев кори в течение шестимесячного периода в 1990 году 492 имели место среди членов двух сект, которые руководили школами с сотнями невакцинированных учащихся (“The measles”, 1991).

В 1986 году Джон Либаргер был осужден за уголовное преступление, заключавшееся в насилии против ребенка, из-за отказа от медицинской помощи для его серьезно больной пятимесячной дочери. Либаргер и его жена основали группу, названную “Иисус через Джона и Джуди”, которая придерживалась утверждения, что их единственным доктором должен быть Иисус (“Convicted”, 1986). Его убеждение было опровергнуто (Народ против Либаргера).

Не все случаи, которые привлекали внимание властей, включали смерти. Следующий отчет из Cult Observer (“End Time couple”, 1991, p. 6) является впечатляющим примером того, насколько ограничены действия судов, когда внешне имеющие хорошие намерения родители позволяют своим детям страдать или умирать из-за своих религиозных верований:

Чарльз и Мэрили Майерс, члены Духовенства Конца Времени в Лэйк Сити, штат Флорида, были обвинены в декабре в насилии против ребенка из-за их неспособности найти лечение для своего 16-летнего сына, который почти умирал до того, как сердечная хирургия удалила опухоль. Сторонники конца времени верили исключительно в излечение верой. Хотя другие члены в нескольких штатах умерли в подобных обстоятельствах, это первый случай, когда член обвинен в преступлении.

До операции молодой Вильям Майерс, неспособный есть, потерял 30% своего веса и страдал от печеночной и почечной недостаточности. В октябре врач из Бригады защиты детей сказал, что Вильям, которого он описал так, точно тот побывал в концентрационном лагере, подвергался “большому риску смерти не только от своего поражения сердца, но также от осложнений из-за длительного недоедания”.

Майерсы, которые говорят, что они чувствуют, что совершили большую ошибку, когда не искали медицинской помощи, добавляют, что они не осознавали тяжести состояния своего сына. В апреле новорожденный внук Майерсов умер от обширного кровоизлияния, когда их дочь и ее муж не стали искать медицинское лечение для ребенка. Проводивший дознание судья постановил, что “религиозный щит” защищает пару от уголовного судебного преследования. Из статьи “Пара сторонников Конца Времени впервые обвинена” Синди Свирко (“End Time couple is first ever charged”, by Cindy Swirco, Gainesville (FL)Sun, 12/20/90, 2B.

20 декабря судья Восьмого судебного округа Нат Даути постановил, что Вильяма следует послать домой к его родителям...AP в Miami Herald, 12/20/90.

В марте 1992 года Верховный Суд Флориды отверг обвинения в убийстве двух родителей - сторонников Конца Времени, чья находившаяся в коматозном состоянии семилетняя дочь умерла после того, как они применили к ней лечение “духовным исцелением”. Это был первый случай, когда государственный верховный суд опроверг уголовные обвинения родителей, которые цитировали религиозные взгляды, отвергая медицинскую помощь для ребенка. Суд объявил, что закон Флориды не дал этой паре “честного предостережения” о том, что их могут преследовать в судебном порядке, если они будут полагаться исключительно на молитвы. Также было отменено испытательное условие относительно того, чтобы родители искали обычную медицинскую помощь для других своих детей. Только спустя три дня после этого решения два других родителя из числа сторонников Конца Времени были признаны виновными присяжными Лив Оук в уголовном преступлении насилия в отношении ребенка, почти через два года после того, как их находившаяся в крайне тяжелых условиях дочь умерла от пневмонии без медицинской помощи (“End Time reversals”, 1992).

Физическое насилие

Детский защитник и журналист Кеннет Вуден расследовал насилие по отношению к детям в Народном Храме Джима Джонса. В своей книге Дети Джонстауна Вуден заявляет:

Физическое насилие в отношении молодых было частью установившейся практики в Народном Храме. Когда Джонс начал осуществлять полный контроль, детей били, если они не называли его Отцом или каким-то другим образом были непочтительны, или если они разговаривали со сверстниками, которые не были членами Народного Храма. Сначала использовались ремни, затем они были заменены вязовыми хлыстами, которые, в свою очередь, были заменены “доской воспитания”, длинным, тяжелым куском дерева, которым размахивал 250-фунтовый Раби Кэррол. (Wooden, 1981, p. 11)

Член Народного Храма описал эскалацию наказаний, с которой столкнулись дети:

Мягкая дисциплина допускала принуждение молодых девушек раздеваться почти до полной наготы перед всеми членами, а затем их заставляли принимать холодный души или прыгать в холодный плавательный бассейн возле Церкви Редвуд Вэлли. Неравные матчи по боксу позволяли битье веслами, затем электрический шок и, наконец, нечто, что [Джонс] называл “чудовищем с голубыми глазами”, которое причиняло боль и терроризировало младших в затемненной комнате. (Wooden, 1981, p. 11)

Эти случаи насилия происходили в то время, когда Народный Храм находился в Калифорнии и регулярно приобретал похвалу от газет и политиков.

Заявления о насилии в отношении детей в Доме Иуды, ультрафундаменталистской мичиганской секте, имели своим результатом перемещение 62 детей из лагеря, руководимого этой сектой (“Sixty-two youths”, 1983). Эта акция была ускорена смертью 12-летнего мальчика, которого забили до смерти за отказ выполнять свою поденную работу. Доклад Рея Э. Хелфера, M.D., из Департамента педиатрии/человеческого развития в Мичиганском государственном университете утверждал:

Эти здоровые в смысле питания тела были изранены в вариациях от скромной до тяжелой степени посредством постоянных избиений и других физических оскорблений. Из первых 50-55 детей, обследованных доктором после смерти Джона, полных 20% имели признаки серьезного физического насилия. Для детей старше 5 лет этот процент возрастает приблизительно до 40%, а для мальчиков этого возрастного диапазона цифра составляет 70-75%. Таким образом, вероятность существования ребенка мужского пола, достигшего юности без демонстрации знаков серьезного физического насилия на своем теле, менее, чем 25%. (Helfer, 1983, p. 253)

Лидер Дома Иуды Вильям А. Левис был осужден наряду с другими семью членами данной группы за порабощение детей и содержание 12-летнего Джона Ярбо в недобровольном рабстве до тех пор, пока он не был избит до смерти в 1983 году (“House of Judah”, 1987). Левис сейчас вышел из тюрьмы и создал новое сообщество из 70 человек в сельской Алабаме (“Michigan cult”, 1991).

Церковь Общины Северо-восточного Королевства, которая имеет отделения в Айленд Понд в Вермонте и Кларкс Харбор в Нова Скотиа, была предметом значительной полемики в середине 1980-х годов (Grizzuti-Harrison, 1984). 22 июня 1984 года власти штата Вермонт провели облаву в домах секты и арестовали 112 детей, намереваясь проверить их в отношении признаков насилия. Однако судья округа нашел эту акцию “явно незаконной” и приказал вернуть детей домой. К счастью, группа, по-видимому, ввела изменения в свою практику, включая регистрацию рождений и поиски внешней медицинской помощи, что чрезвычайно уменьшило сообщения о насилии против детей и в конечном счете привело к относительному признанию со стороны местного общества (“Island Pond”, 1989).

Лидер спорной группы в Квебеке, Рох “Мойз” Терио, получил приговор о двух годах тюрьмы за избиение до смерти ребенка и сожжение тела (“Gaspe cult leader”, 1982). Отбыв приговор, лидер затем основал другую базу в Онтарио, с которой 14 детей были увезены из-за дальнейших обвинений в насилии против детей (Bellefeuille, 1986).

The Stars and Stripes, военная газета в Европе, описала записанную на магнитофонную ленту проповедь фундаменталистского проповедника: “Магнитофонная запись приказывает родителям, когда они дисциплинируют своих детей, “ломать их волю”, “покрывать их зад пузырями до красноты”, “промывать им мозги”, шлепать детей в недельном возрасте и заверяет их, что “небольшие голубые шрамы” являются положительным знаком от Господа (Freadhoff, 1982, p. 9).

Человек из Индианы, верящий, что основанное на Писании воспитание ребенка требует, чтобы ребенка секли “до тех пор, пока его воля не будет сломана”, избил своего трехлитнего ребенка до смерти. Избиение, которое убило Брэдли Лонадиера, “было только одним из многих и было только частью пытки, которой Лонадиеры подвергали мальчика”, как утверждают, по настоянию Стивена Джексона, главы Братства Общины Ковенанта (Harms, 1982).

В 1986 году пятнадцать членов Храма Яхве Черных Еврейских Израилитов были обвинены в ритуальном избиении и пытке детей. Пять детей помещенных под защитную опеку властями, рассказывали, как их ударяли хлыстами, розгами и религиозными статуэтками в эксцентричных ритуальных избиениях (“Hebrew Israelites”, 1986).

В 1990 году Окружной суд Соединенных Штатов в Форт-Смите, штат Арканзас, присудил более 1 миллиона Роберту Миллеру и его семье, всем ранее связанным с “евангелистом” Тони Аламо. Ключевое обвинение в этом судебном процессе включало утверждение, что Тони Аламо налагал “публичную демонстрацию телесного наказания в форме битья лопатой на младших детей; и испытание достаточно показало, что Коди Миллер, будучи удерживаемым четырьмя взрослыми людьми, 140 раз был сильно ударен большой деревянной лопатой взрослым человеком. Свидетельские показания далее сообщали, что наказание было осуществлено в помещении, наполненном взрослыми и детьми и было не только болезненным (ягодицы Коди кровоточили), но и крайне унижающим. Одним из взрослых свидетелей [данного события], на деле одним из основных участников, была мать Коди” (“Judgment against”, 1990).

В 1984 году Ариэль Бен Шерман, лидер Храма Доброго Пастыря в Салеме, штат Орегон, был обвинен по пяти пунктам обвинительного акта, связанным с насилием против детей. Ему было предъявлено обвинение в том, что дети из религиозной общины связывали и надевали на них наручники, заточали в темные помещения, подвешивали на веревках к крючкам на потолке и лишали пищи, воды и гигиенических благоприятных условий. (“Police seek”, 1984).

Иногда детей как эксплуатируют экономически, так и осуществляют по отношению к ним физическое насилие. Например, Элдридж Бруссар, основатель распущенной Духовной Атлетической Ассоциации, и семь его последователей были обвинены в 1991 году в Портланде, штат Орегон, в порабощении детей и лишении их гражданских прав. Правительство заявило, что Бруссар заставил группу детей быть частью выставочной команды, которая участвовала в беге и других видах атлетики, и выставлял их в качестве витрины, чтобы добиться покровительства корпораций и денег, в то же время постоянно избивая их, лишая их пищи и подвергая их скученности и жалкому обучению (“Ecclesia ‘slavery”, 1992).

Время от времени на поверхность всплывают сообщения об организациях по продаже журналов, осуществляющих насилие в отношении детей и контролирующих их с помощью культовых методик. Один случай касался 19-летней девушки, которая работала шесть дней в неделю с 9 часов утра до 2 часов ночи, зарабатывая всего 7 долларов в день - еще меньше в те дни, когда ей не удавалось выполнить ее квоту. Подобным юношам и девушкам обычно не рекомендуют вступать в контакт с родителями и угрожают им, когда они хотят отправиться домой. Эарлен Вильямс из организации “Родительское наблюдение Нью-Йорк Сити” считает, что в подобные организации могут быть завлечены 30.000 детей (“Teens allege”, 1992).

Сексуальное насилие и убийство

Не удивительно, что иногда сексуальное насилие будет сопровождать физическое насилие. Швейцарский журнал Sonntagsblick рассказал о 20 юношах и девушках из Детей Бога, живущих изолированно от других людей, без обучения в школе в доме, который должен быть снесен, в сельском цюрихском церковном приходе. Существовали утверждения, что девушек этой секты иногда перевозили через границу Германии, чтобы приставать на улицах к мужчинам в качестве проституток. Бернское агентство новостей о детях сообщало о случае с 12-летней девочкой из данной группы, которая была помещена в больницу, жестоко страдая от венерического заболевания. О ребенке было сказано, что она была в жалком состоянии, совершенно безразличная и едва была способна читать или писать (“Switzerland”, 1991).

Шестидесятиоднолетний лидер предположительно полигамной секты признал себя виновным в сексуальном насилии по отношению к четырем девочкам в возрасте младше 14 лет в Северной Юте (“Sect leader’s”, 1992). Сын коннектикутского культового лидера в возрасте 28 лет, Джулиус Шакноу, был обвинен в сексуальных нападениях на детей в семьях группы из 100 членов, “Работа”, для которых он работал приходящей няней. Лидер, который претендовал на то, чтобы быть Богом и “грешным Мессией”, сам был обвинен в сексуальном насилии в гражданских исках, которые он уладил вне суда, но никогда не сталкивался с уголовными обвинениями (“Cult leader’s son”, 1992).

Иногда детей убивают во время попыток “исцелить” их. Пара и два молодых, самостоятельно посвятивших себя в сан проповедника были обвинены в 1985 году в Северной Каролине в удушении до смерти четырехлетнего во время целительной службы “наложения рук” в церкви с внешним видом магазина. Эта попытка избавить мальчика от демона имела своим результатом, согласно отчету медицинского исследователя, ссадины и отпечатки ногтей на горле мальчика и раздавленное дыхательное горло (“Parents and preachers”, 1986). В Луизиане восьмилетняя девочка с синдромом Дауна была задушена до смерти в присутствии матери в попытке изгнать из ее тела злых духов (“Five held”, 1987). В 1986 году десятилетний мальчик был уморен голодом и избит палками фундаменталистским христианским культом, Христианским Братством Его Вечного Покоя, полагавшим, что мальчиком владели демоны. Полиция сказала, что истощенный и подвергнутый насилию ребенок, который никогда не был в школе, является, вероятно, только одной из многих жертв ритуалов группы по изгнанию нечистой силы. Власти также сообщали, что 19-летний сын другого члена этой группы был избит и порезан ножами во время ритуала очищения другими членами, когда он безуспешно попытался убежать (“Beatings, multilations”, 1986).

Иногда детей убивают в культовых группах. Шесть членов полигамной секты, печально известной из-за доктрины, призывающей к смерти вероотступников, были обвинены в федеральном суде в 1988 году в убийстве трех человек и восьмилетней девочки в Техасе. Основатель группы, Эрвил Лебарон, умер в 1981 году, отбывая приговор в Юте за убийство в 1977 году соперничавшего с ним полигамного лидера Рулона Аллреда (“Church of First Born”, 1992). В 1990 году Дэниэл Крафт младший признался в Кливлендском суде в том, что помогал в убийстве семьи из пяти человек и говорил о библейском плане, который подвигнул группу религиозных фанатиков совершить убийство. Дэннис и Черил Авери и три их дочери были убиты на сельской ферме в Огайо по приказаниям “пророка” Карла Лундгрена, в котором они разочаровались. Крафт свидетельствовал, что убийства были требуемым религиозным жертвоприношением, ставшим необходимым из-за неверия Авери в Лундгрена как пророка. Лундгрен по этому делу был приговорен к смерти (“Guilty plea”, 1990).

ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ

Мы очень мало знаем о психологическом лечении детей, которые покинули культ. Не проводилось никакого систематического исследования детской послекультовой психологической картины. Сообщалось очень мало о клинической работе. Предложения, которые следуют ниже, основываются больше на рассуждении, чем на опыте. По существу мы говорим: “Мы знаем о культах A; мы знаем B о детском развитии; мы бы ожидали, основываясь на нашем знании A и B, что дети, уходящие из культов, будут проявлять C и требуют лечения D”. Следовательно, мы настаиваем, чтобы читатель был очень осторожным в применении нижеследующего подхода к лечению детей, которые покинули культ. Обращайте внимание на афоризм: “Исцеляй каждый случай индивидуально”.

Взрослые или молодые взрослые присоединившиеся к культу имеют более или менее зрелую индивидуальность до того, как они присоединяются к культу. Как отмечено во введении к этой книге, культисты могут развивать культовую “псевдоличность”, чтобы приспособиться к напряженным и противоречивым требованиям группы. Уход из культа и выздоровление от этого опыта требует, среди всего прочего, “пробуждения” докультовой личности и необходимости интегрировать докультовый, культовый и послекультовый опыт.

Дети, рожденные в культах или приведенные в культы в раннем возрасте, не имеют зрелой докультовой личности, которую можно было бы пробудить. Они социализировались в окружающей обстановке, которая порочит независимое критическое мышление, удерживает членов в состоянии зависимости и поощряет личное опасное положение, нападая на членов, в то же время требуя, чтобы они не протестовали и показывали позитивное лицо миру. Таким образом, культовое окружение может создать встревоженную зависимую личность (Martin, Langone, Dole, & Wiltrout, 1992). В случае со взрослыми это псевдоличность, следовательно, быстрый и обширный спад зависимости после культовой реабилитации (Martin et al., 1992). У детей, однако, тревожная зависимость может быть действительно существенной для характера ребенка.

Люди, которые присоединяются к культу взрослыми, знают достаточно много об основном мире до того, как они присоединяются. Им можно внушить странную систему верований со странной практикой. Но если они уходят, они могут призвать свое докультовое знание о мире в своих попытках приспособиться к основному обществу.

У детей, воспитанных в культах, мало знания о мире, особенно если их группа была изолированной. Следовательно. Когда они покидают культ, даже в том случае, если его практика и верования были чрезвычайно отклоняющимися от нормы, они возьмут с собой культовый взгляд на мир, потому что они не знают другого. Отсюда их способность думать критически и действовать независимо может быть несовершенной, не просто “блокированной”, как это может быть в случае с экс-культистами, которые присоединились, будучи взрослыми. По иронии, именно те дети, которые были наименее сотрудничающими в культе, те, кто


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: