Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов

 

Оптимизация бюджетных расходов региональных бюджетов с целью достижения максимальных социально-значимых результатов требует предварительного решения вопросов политического характера, приоритизации целей и задач экономической политики, как текущих, так и на отдаленную перспективу

Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. Он должен выполнять постоянную работу, связанную с планированием бюджетных расходов в увязке с конкретными видами общественных услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюджетной сети по оказанию общественных услуг.

В распределении расходов бюджета большую роль играет политический фактор. Например, доля расходов на содержание органов государственной власти превышает сумму расходов на культуру и охрану окружающей среды в 3 раза, несмотря на очевидную высокую потребность в финансировании последних [18, с.35].

По экспертным оценкам обеспечение полного финансирования текущих расходов региональных бюджетов возможно путем принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т.п.

При составлении региональных бюджетов часто не прогнозируются численность потребителей бюджетных услуг по отраслям. Решение проблемы избыточности существующей сети бюджетных учреждений приведет к необходимости снижать численность персонала, перепрофилировать или закрывать ясли, детские сады школы, поликлиники, больницы и т.д.

Недостаточно используется такой механизм повышения эффективности расходов бюджетных учреждений, как лимитирование потребления ресурсов в натуральных показателях. Наиболее затратные из них тепловая и электрическая энергия, вода, услуги по канализации, вывоз твердых бытовых отходов, транспортные услуги и услуги связи. Сейчас лимиты потребления ресурсов в натуральных показателях слабо зависят от объема оказываемых общественных услуг бюджетным учреждением, и в основном определяются денежными лимитами финансовых органов и потреблением ресурсов в прошедшем финансовом году, определяемом по выставленным счетам [19, с.84-86].

Еще один из резервов оптимизации расходов региональных бюджетов – нормализация процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Управление бюджетными расходами должно быть нацелено на улучшение качества предоставляемых населению социальных услуг, повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, осуществление перехода от сметного финансировании учреждений к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг. В пределах этого направления предусмотрено, прежде всего, изменение финансирования бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, расширение хозяйственной самостоятельности учреждений социальной сферы [18, с. 133-135].

В настоящее время повышаются требования вышестоящих уровней власти к нижестоящим за эффективное использование финансовой помощи. На наш взгляд внедрение аудита эффективности бюджетных расходов является одной из мер противодействия коррупции в органах исполнительной власти. Эффективное управление бюджетными расходами способствует оптимизации механизма закупок для государственных нужд [28, с. 66].

Вопрос увеличения отдачи бюджетных расходов (доли расходов бюджета в ВРП) становится для субъектов РФ особенно острым в части межбюджетных отношений между Федерацией и субъектами РФ, поскольку в соответствии с Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами предусматривается переход на «сквозной метод управления эффективностью бюджетных расходов»: на финансовую помощь могут претендовать только те субъекты РФ, где бюджетный рубль дает большую отдачу.

В настоящее время существует ряд факторов, ограничивающих возможности эффективного использовании бюджетных ресурсов и увеличивающих, централизацию бюджетных доходов и расходов, а также предлагаемые меры повышения их эффективности рассмотрены в таблице 1.1 [33, с. 3].

 

Таблица 1.1. - Факторы, ограничивающие эффективное использование бюджетных ресурсов

Факторы централизации бюджетных доходов и расходов Меры повышения эффективности использовании бюджетных ресурсов
Макроэкономическая нестабильность, требующая концентрации на федеральном уровне власти инструментов налоговой и бюджетной политики Осуществление мониторинга эффективности бюджетных расходов с оценкой удовлетворения потребностей получателей бюджетных услуг
Высокая долговая нагрузка Создание методики объективно расстанавливающую расходы бюджета и снижающей влияние политического фактора
Зависимость экономики от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры. Совершенствование методического обеспечения принятия управленческих решений в органах государственной власти

 

Рассмотрев проблему оптимизации расходов региональных бюджетов, можно сделать вывод, что эффективность управления бюджетом субъекта РФ следует рассматривать комплексно, а её оценку – как междисциплинарную методическую проблему. Разумные объемы и структура государственных расходов – это один из достаточно мощных рычагов повышения экономического положения в регионах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: