Введение
Учет операций по внебалансовым счетам кредитной организации ведется на счетах №906 - №918 и корреспондирующим счетам №№9999, 9998. Внебалансовые операции отражаются по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись оформляется корреспонденцией счетов или бухгалтерской проводкой дебетуемого и кредитуемого счете на сумму операции. Порядок бухгалтерского учета и отчетности пределен положением Банка России. На внебалансовых счетах отражаются: средства и ценности, не принадлежащие банку, но находящиеся у него на хранении и в управлении (в том числе по доверительному управлению); не наступившие по срокам обязательства и требования (срочные сделки; отстроченные и просроченные платежи; ценные бумаги (депозитарная деятельность) в штуках. Первичная бухгалтерская информация по этим счетам фиксируется на внебалансовых ордерах, на основании этих данных реализуется аналитический и синтетический учет представленный в отчетности банка.
Объектом исследования являются учет операций внебалансовых счетов банка.
|
|
Целью работы является рассмотрение порядка выполнения бухгалтерского учета по внебалансовым операциям кредитных организаций.
Задачи решаемые в работе:
§ рассмотреть внебалансовые счета с точки зрения плана счетов и определить отражение внебалансовых счетов в первичной и периодической отчетности;
§ выявить особенности учета операций по внебалансовым счетам;
§ составить баланс на следующую отчетную дату и сделать краткие выводы об изменении финансового состояния банка.
Учет операций по внебалансовым счетам кредитной организации
Порядок бухгалтерского учета и отчетности внебалансовых счетов кредитной организации
Внебалансовые операции банка учитываются суммой по этим операциям на счетах в системе бухгалтерского учета и отчетности кредитной организации.
Бухгалтерский учет кредитных организаций представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе контролирующими организациями, в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Все кредитные организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
|
|
Баланс банка, состоит из двух частей: актива (показывает стоимость всего имущества) и пассива (обязательств банка и его капитала). Счета подразделяются на балансовые и внебалансовые. На балансовых счетах отражаются наличные и безналичные денежные средства, расчеты, привлеченные средства, фонды, доходы и расходы, прибыли и убытки. Учет по счетам ведется в мультивалютном выражении.
На внебалансовых счетах отражаются: неоплаченный уставный капитал, ценные бумаги, расчетные операции и документы, кредитные и лизинговые операции, задолженность списанная и вынесенная из-за баланса, а так же присутствуют счета для корреспонденции. Внебалансовые счета группируются в разделы исходя из экономического содержания учитываемых на них ценностей и документов (рисунок 1)
Рис.1 Схема внебалансовых счетов
Специальная банковская документация разрабатывается и утверждается Центральным Банком РФ и обязательна к применению. Для ведения информации о деятельности банка по внебалансовым показателям используются документы представленные в таблице 1. Формы документов унифицированы и стандартны их реквизиты предусмотрены положением о расчетных документах. Важным и обязательным фактом является наличие в документе аналитической и синтетической информации, указания корреспондирующих счетов и сумм совершаемых операций. Подписи материально ответственных лиц и контролеров сверяются с их образцами. В результате ввода первичной бухгалтерской информации, зафиксированной в документах, и ее обработки, бухгалтерия получает все необходимые данные как аналитического, так и синтетического характера, отчетные формы, балансы и пр.
Таблица 1