Курсовая работа (проект)

по ПМ (дисциплине)

«Основы предпринимательской деятельности в профессиональной среде»

 

на тему:

«Изучение технологии живописи в процессе подготовки художника-реставратора»


На примере копии картины «Орфей и Эвридика», автор Ф. Лейтон, XIX

 

Специальность 54.02.04 «Реставрация»

 

 

Выполнил:

Студентка группы № Р 33/11

 Тер-Гукасова Т.В. Ф.И.О.

 

Руководитель:

Преподаватель

Остертаг Ю.И. Ф.И.О

 

Москва 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 Художественно-историческая справка………………...…........х

1.1 Биографическая справка ………………………………………….........х

1.2 Особенности живописи с мифологическим сюжетом..………….….....х

1.3 Историческая справка о картине........................................................х

1.4 Техника масляной живописи...............…………………………….........х

ГЛАВА 2 Анализ предстоящих работ.......................................................х

2.1 План работ..........................................................................................х

2.2 Экономический расчет стоимости копии картины..............................х

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…...х

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.….х

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….…………х

 

ВВЕДЕНИЕ  

В расцвете мировой живописи XIX века картинам с мифологическим сюжетом принадлежит выдающаяся роль. Ведь не даром ХVIII-XIX вв. называют золотым временем таких картин. А ведь первые сюжеты начали появляться еще в XV в. на полотнах Боттичелли. Позже это стало популярным. Все интересовались культурой Древней Греции. И этот интерес оправдан, ведь эти невероятные мифы способны впечатлить любого, независимо от возраста. Картины с мифологическим сюжетом являются важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в знании самого сюжета мешают нам полноценно наслаждаться ими.

Однако стоит посетить любой из художественных музеев, вы сможете обнаружить огромное количество полотен с мифологическими сюжетами. Большинство великих художников так или иначе связывали свои работы с мифами. Ведь благодаря им можно было вложить в свою картину определенный символизм, присутствующий в каждом мифологическом сюжете.

При этом методы создания своих творений у каждого мастера были свои. Безусловно, знание этих методов привлекает каждого начинающего художника. Ведь чтобы добиться признания, стать профессионалом своего дела, нужно знать все тонкости того или иного метода создания воистину произведений искусства. Лучшим способом освоить это мастерство - подойти к проблеме основательно, все изучить и испробовать.

Данная тема актуальна, поскольку мифология и искусство являются неотъемлемой частью культуры, к которой у человека при всем его стремление дистанцироваться от мифа и разрушить его, в то же время глубинная потребность в нём. Мифология открывает нам кладезь идей для сотворения произведений искусства. Все эти сюжеты не одно поколение использовались в самых различных жанрах.

Целью моей курсовой является изучение расчета стоимости копирования картины на примере работы “Орфей и Эвридика” Ф. Лейтона.

Для достижения данной цели мне необходимо:

o Изучить творчество Лейтона;

o Выявить особенности живописи с мифологическим сюжетом;

o Изучить особенности масляной живописи;

o Применить изученный опыт и составить методику написания копии картины;

o Рассчитать стоимость копирования.

 

 

Глава I

Художественно-историческая справка.

1.1 Биографическая справка.

 

Фредерик Лейтон родился 3 декабря 1830 года в Скарборо, графство Северный Йоркшир. Его отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора Александра I.

Лейтон начал рисовать в девять лет. Через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции. Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон в 1852 году принял первое в своей жизни самостоятельное (одиночное) путешествие. В 1857 году он едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой, мотивы которой впоследствии художник часто использовал в своих живописных полотнах. В дальнейшем мастер побывал в Сирии, Египте и Турции. В 1869 году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии в Лондоне. Крупнейшим произведением, созданным живописцем в этом году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

25 января 1896-го года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла.

 

1.2 Особенности живописи с мифологическим сюжетом.

 

Представители эпохи Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев. Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное повышать уровень морали.

 

Из особенностей можно выделить:

o Динамичность сюжетов;

o Яркость, внимание к деталям;

o Реалистичность передачи образов;

o Насыщенность сюжета.

1.3 Историческая справка о картине.

Автор: Сэр Фредерик Лейтон.

Название: “Орфей и Эвридика”

Местонахождение: Дом-музей Фредерика Лейтона, Лондон

Год: 1864

Размер: 168.3×151 см

Стиль: академизм

Античная история Орфея и Эвридики, воплощенная в одном из таких мифов, стала символом вечной любви и безграничной преданности. Вот уже многие века она вдохновляет музыкантов, поэтов, драматургов, живописцев, скульпторов на создание бессмертных произведений. У каждого из них своё видение этой истории, но в основе их творений лежит древнее предание - знаменитый миф, дошедший до нас благодаря Публию Овидию Назону (Publius Ovidius Naso) - древнеримскому поэту, жившему на рубеже двух эпох (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.).

"О вы, божества, чья вовек под землею обитель,

Здесь, где окажемся все, сотворённые смертными! …

Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:

Вновь Эвридики моей расплетите короткую участь!...

Если же милость судеб в жене мне откажет, возврата

Не захочу и себе: порадуйтесь смерти обоих."

(Овидий, "Метаморфозы", перевод С. В. Шервинского)

По сюжету, Матерью Орфея, величайшего музыканта античной мифологии, чаще всего называли музу Каллиопу, а отцом – Аполлона или фракийского речного бога Эагра. Орфей олицетворяет то восхищение, которое вызывала музыка у древних народов.

Его мелодичный голос и чарующая игра на лире вызывали повсюду чудеса. Корабль «Арго» сам спустился на воду, очарованный игрой Орфея. Деревья наклонялись, чтобы лучше слушать божественного музыканта; реки переставали течь; дикие звери, ставшие внезапно ручными, ложились у его ног.

Женой Орфея была нимфа Эвридика. Орфей ее очень любил, и когда она, ужаленная змеей, умерла, великий поэт отправился в подземное царство теней умолять его владычицу, Персефону, вернуть ту, которая была ему так дорога.

От звуков его лиры все препятствия исчезали сами собой. Тени умерших бросали свои занятия и забывали собственные терзания, чтобы принять участие в его горе. Сизиф прекратил свои бесполезный труд, Тантал забыл свою жажду, Данаиды перестали наливать бочку, а колесо несчастного Иксиона прекратило вертеться. Даже Эринии были тронуты до слез горем Орфея.

Бог Аид, покоренный звуками печальной лиры Орфея, согласился возвратить ему Эвридику, но с тем условием, что певец не станет глядеть на нее до тех пор, пока не выйдет из царства теней. Однако в ту минуту, когда двое влюблённых уже прошли через все препятствия назад из страны мёртвых, когда им оставалось сделать лишь шаг, чтобы выбраться на поверхность земли, Орфей забыл свою клятву и обернулся, чтобы посмотреть на Эвридику. Она протянула ему руки. Орфей хотел ее обнять, но его возлюбленная вновь исчезла в мрачном жилище Аида, едва успев проститься с ним навеки.

 

1.4 Техника масляной живописи.

 

Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка, хотя изобретателем масляной живописи (как считалось ранее) он всё же не был. Подробнее см. Ранняя нидерландская живопись.

Как выяснилось после разрушения Бамианских статуй Будды, масляная живопись была в ходу уже в VII веке н. э.

Для масляной живописи в качестве связующего для пигментов стали использовать масла из льна, мака и грецкого ореха. Чтобы добиться великолепной блестящей поверхности картины, как, например, у старых голландских художников, необходимо нанести на полотна тонкими слоями специальный лак. Кроме того, эта техника позволяет достичь тонких плавных переходов одного тона к другому. В темперной живописи, напротив, связующим элементом служили яичный желток, белок и гуммиарабик.

Краски на полотне высыхали быстрее, но поверхность, если сравнить её с поверхностью картины, написанной маслом и имеющей специальное покрытие, была матовой. Уже давно с помощью научных методов исследования было доказано, что с самого начала XV века художники в своей работе использовали новую смешанную технику, применяя оба типа связующих элементов. В разных мастерских были приняты различные способы растирания пигментов. Техника масляной живописи не регламентировалась строгими правилами, она варьировалась в различных мастерских и кругах художников.

 

 

Глава 2.

Практическая часть.

2.1. План работ.

   В XIX веке многие художники, придерживающиеся академизма, писали по правилам прошлого века. Они также наносили подмалевок, иногда использовали двойную грунтовку.

Для удачного копирования данной картины подмалевок - неотъемлемый этап планируемых работ. Также особое внимание следует обратить грунтовке холста.

При этом перевод рисунка можно облегчить при помощи распечатанной репродукции картины и нанесенной с оборотной стороны сепии.

Принимая во внимание вышесказанное, предлагается следующий план мероприятий:

o Сбор подрамника и натяжка холста

o Подготовка и грунтование холста

o Перевод линий и границ с репродукции на грунтованный холст при помощи сепии

o Нанесение подмалевка

o Написание красочного слоя

o Нанесение лакового покрытия

2.2. Экономический расчет стоимости копии картины.

 

Для достижения поставленной задачи необходимо учесть стоимость всех материалов, используемых в копировании картины. Вычисленные показатели сведены в таблицу (Таблица 1).

 

                                                                                                  Таблица 1

Наименование Количество Стоимость, р.
Подрамник 85 см Туюкан 1 210
Подрамник 75 см Туюкан 1 184
Холст 1х1.6 м 1 523
Репродукция 85х75 1 750
Сепия Малевичъ 1 упк 150
Желатин 30 г 60
Мел 0.5 кг 90
Крахмал картофельный 0.5 кг 121
Разбавитель №4 НК 120 мл 180
Разбавитель “Тройник” НК 120 мл 233
Лак даммарный НК 120 мл 325
Масло льняное НК 120 мл 139
Тряпки бытовые 20 100
Набор кистей, щетина Roubloff, 10 кистей+ палитра 1 1920
Набор кистей, синтетика Roubloff, 9 кистей 1 829
Кисть колонок, Roubloff №0 1 120
Кисть колонок, Roubloff №3 1 410
Кисть колонок, Roubloff №6 1 680
Набор масла, НП 12 цв*18мл 1 1994
ИТОГО:   =8718

 

Данные цены указаны на основе стоимости, представленной в художественном магазине в свободном доступе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В предложенной курсовой работе изучены особенности картин с мифологическим сюжетом. Также была раскрыта актуальность выбранной темы. При этом мною были изучены основные техники масляной живописи. Тщательно изучив тему, был составлен план действий по созданию копии картины Ф. Лейтона “Орфей и Эвридика” и выполнен расчет их стоимости.

Выполнение данной научно-исследовательской работы представляется чрезвычайно полезным для овладения профессией "художник-реставратор" и занимает особое место в учебном процессе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

https://artrue.ru/articles/nachalo-maslyanoj-zhivopisi.html

https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/mifologicheskij

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA

https://artchive.ru/fredericleighton/works/557369~Orfej_i_Evridika

http://rushist.com/index.php/mifologiya/5614-orfej-i-evridika-kratkoe-soderzhanie-mifa

https://krasniykarandash.ru

 

 

Приложение

 

 

Рис. 1. Ф. Лейтон, «Орфей и Эвридика».

                                                                   

 

 

Рис.2. Портрет Ф. Лейтона.

 

Рис.3. В. Бугро, «Рождение Венеры».

 

Рис.4. Д. Уотерхаус, «Психея».

 

Рис.5. С. Боттичелли, «Весна».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: