Аффективная сфера ребенка и роль взрослого в ее развитии

Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы…

Очень многого не может ребенок. Но если взрослые будут обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще он не владеет, они никогда не поймут, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть, что он может, как он изменяется и что приобретает с возрастом.

«Развитие ребенка всегда у взрослых вызывает удивление и радость: сегодня он не похож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Взрослые иногда поражаются «уму» ребенка. Но секрет здесь не в уме, а в быстроте успехов: вчера не мог – сегодня уже справляется»[2]. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих выводов детская психология.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

- складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предме­тами;

- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование - активность;

в сфере познавательной возникает представление о предме­те как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассив­ной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с пред­метом.

Развитие аффективной сферы ребенка начинается еще до рождения. Осознанное желание родителей иметь ребенка является одним из главных

Эмоциональные состояния - переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.

Есть несколько моментов в формировании психоэмоциональной структуры личности будущего ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих людей складывается у желанного ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. "Меня хотят, любят, ждут" - эта формула, записанная в подсознании малыша, определяет не только его развитие, но и весь жизненный путь будущей личности.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональ­ное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослы­ми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего воз­раста принадлежит взрослому. «Он обеспечивает малышу опти­мальные условия не только для выживания, хорошего состоя­ния здоровья и физического развития, но заботится и о психи­ческом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его ак­тивность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потреб­ность в общении с ним»[3].

Период новорожденности знаменует начало младенческо­го возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Глав­ной его особенностью выступает отсутствие поведения в собст­венном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные фор­мы - безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожден­ный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Поэтому период новорож­денности рассматривается как переходный между внутриутроб­ным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опос­редование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяе­мые при этом средства - предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодр­ствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм пове­дения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, кото­рое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение - очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем разви­тие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечат­лениями. Подчеркнем, что особенностью психического разви­тия младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмо­ций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, лю­бовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на раз­говор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. На границе этих пери­одов вырабатывается особое поведение ребенка - «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отноше­нии взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных по­требностей малыша - социальных потребностей в познании и общении. Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

- отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

- выделение первого объекта в окружающей действительнос­ти (взрослый, ухаживающий за ребенком);

- появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетель­ствующая о ней улыбка);

- зарождение и развитие первой формы поведения - комплек­са оживления;

- развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зри­тельного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особеннос­ти развития ребенка в период новорожденности. К ним отно­сятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее бы­строе развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное - социальная опосредованность жизни с первых ее дней

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на про­тяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуа­цию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский на­звал «Мы». Действительно, ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выжи­вание и направление его активности. Ребенок не может само­стоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование. Младенец к тому же не имеет средств воздейст­вия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. «Противоречие этой ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоцио­нальные реакции Взрослый как бы приписывает младенцу пони­мание своих действий. И в результате такого поведения взрос­лого у ребенка появляется первая социальная потребность - потребность в общении со взрослым»[4]. Она знаменует собой воз­никновение первой деятельности ребенка - деятельности обще­ния, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взросло­го, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуа­ции и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения - речью, которая помогает выйти за пределы конкрет­ной ситуации. В зависимости от содержания общения на протя­жении младенчества выделяют два его вида - ситуативно-лич­ностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Пер­вый - от рождения до 5-6 мес. — характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (коорди­нации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и пред­метного восприятия. Теперь общение протекает на фоне мани­пуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понима­ния речи взрослого.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуа­ция взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность - предметная, сна­чала манипулирование предметами, а затем и освоение их функ­ции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: