Тема экскурсии: «Вологодский Кремль»
Вид экскурсии: пешеходная
Продолжительность: 1 акад. час (40 мин.)
Состав экскурсантов: взрослые, учащиеся старших классов
Составила:
зав. экскурсионно-просветительным
отделом Гульнева Л.В.
|
|
Вологда
2018г.
Цели экскурсии:
1. Содействовать воспитанию патриотизма, уважения к истории России и своей малой Родины.
2. Способствовать к пониманию и правильной оценке прошлого.
3. Учить видеть и понимать красоту.
4. Формировать эстетическое восприятие.
5. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.
Задачи экскурсии:
1. Познакомить с историей Вологодского Кремля.
2. Показать особенность архитектурного ансамбля Кремля.
3. Дать представление об использовании реконструируемых зданий.
Маршрут экскурсии:
Кремлевская пл.- Софийский собор – Воскресенский собор – Колокольня – Экономский корпус – Безымянный корпус – Воздвиженская церковь над святыми воротами – Симоновский корпус – Гаврииловский корпус – Консисторский двор – Камни – Иосифовский корпус – Деревянный дом – Хозяйственный двор (Пятницкая и Юго-Западная башни)
Место остановки | Время | Объект показа | Основное содержание информации | Методические указания |
Кремлевская пл. У Софийского собора. | 2 мин. 4 мин. 1 мин. | Кремлевская площадь. Церковь Александра Невского. Памятник Батюшкову. Музей кружева. Софийский собор. Воскресенский собор. | Вступление. Знакомство с группой. Тема. Вологда – старинный русский город. Первое упоминание в летописях о городе Вологде относится к 1147 году, именно этот год считается годом основания города. Раньше центр города располагался на Ленивой площадке, сейчас на том месте находится памятник 800-летия Вологды, но в XVI веке центр города был перенесён ниже по течению реки по велению Ивана Грозного в связи со строительством Софийского Собора. Иван Грозный хотел сделать Вологду столицей северных опричных земель, т. к. положение города очень удобно с военной точки зрения, Вологда полностью была окружена болотами. Так же река Вологда имеет выход в Белое море, по которому раньше велась торговля с западными государствами, но в связи с некоторыми событиями он этого не сделал, об этом я вам расскажу немного позже. Мы находимся на Кремлевской площади рядом со стенами Вологодского Кремля. Это главная историческая площадь Вологды Церковь Александра Невского была построена в 18 веке, она покровительствует военнослужащим. Памятник вологодскому поэту Константину Николаевичу Батюшкову был создан скульптором Клыковым в честь 200-летия со дня рождения поэта в 1987 году. Батюшков изображён рядом с конём, своим любимым животным. Справа от него греческая богиня войны Афина, она характеризует Батюшкова как воина, а слева - греческая богиня Муза, которая вдохновляла поэта на написание его произведений, обратите внимание, что Муза изображена не в греческой тунике, а в северном русском костюме. Также на Кремлевской площади мы видим здание - памятник архитектуры 19 века, бывший купеческий особняк. В 2010 году в этом здании открылся музей кружева. Главным зданием в этом архитектурном ансамбле является Софийский собор. Он был построен в XVI веке по велению Ивана Грозного по образцу Успенского собора Московского Кремля. Стиль архитектуры – романский, т.е. простота и строгость. Храм пятикупольный. Алтарная часть храма смотрит на северо-восток, а не на восток, как того требует канон. Именно так поставить собор распорядился Иван Грозный. Собор стоит перпендикулярно реке. Это кафедральный собор Вологодской епархии, и что интересно все вологодские храмы сориетированы по Софийскому, все алтарями смотрят на северо-восток. Софийский собор был построен за два года (1568-1570). Иван Грозный прожил в Вологде 3.5 года. Для него был построен деревянный дворецна том месте, где сейчас стоит церковь Покрова на Торгу. Существует легенда, что в один из дней Иван Грозный решил проверить, как идёт строительство храма: «…В храме новоем похаживал, Как из своду туповатова Упадала плинфа красная, Попадала ему в голову, Во головушку во буйную, В мудру голову во царскую. Как наш грозный царь прогневался, Взволновалась во всех жилах кровь, Закипела молодецка грудь, Ретиво сердце взъярилося; Выходил из храма новова, Он садился на добра коня, Уезжал он в камену Москву…». На голову Ивана Грозного упал кусок красной плинфы, кто-то из историков утверждает, что это штукатурка, а кто-то считает, что это был фрагмент кирпича. Царь воспринял это как знак свыше, божий знак. Иван Васильевич разгневался и покинул Вологду. 17 лет храм стоял пустой и неосвященный и только уже после его смерти, при царствовании его сына Фёдора Иоановича собор был освящён. Расписан Софийский собор был уже во второй половине XVII века с 1686 по 1688 г. ярославским мастером Дмитрием Григорьевичем Плехановым с 30-ю его помощниками. Софийский собор - холодный храм, службы в нем проводятся только летом. Несколько лет назад завершилась реставрация собора. Он остается музейным объектом, каковым он стал после революции, но службы в нем проводятся летом по большим праздникам. Логический переход: Напротив холодного Софийского собора стоит теплый кафедральный собор Воскресенский. Он был построен на месте угловой башни архиерейского двора в 1772-76 гг. архитектором Златицким по велению вологодского архиепископа Иосифа Золотого в стиле барокко, что в переводе означает «причудливый». Собор был расписан в середине XIX века ярославским мастером Колчиным, но фрески не сохранились. Логический переход: Между двумя этими храмами стоит колокольня. | Установить с группой эмоциональный контакт, настроить группу на экскурсию. Экскурсовод в ходе экскурсии использует побудительные жесты при руководстве группой. Выбрать такую точку остановки, с которой видны все памятники. Используя указательные жесты, приемы экскурсионная справка и описание объекта экскурсовод рассказывает о памятниках архитектуры.. Используя прием панорамного показа, экскурсовод рассказывает о Кремлевской площади. Используя наглядные жесты здесь возможно показать фото Успенского собора Московского Кремля.из «портфеля экскурсовода» Используется прием цитирования. Экскурсовод предлагает группе развернуться к Воскресенскому собору, сам встает перед группой. |
|
|
|
|