Среди подростков и молодежи»
Запретная тема.
В нашей стране десятилетиями не принято было говорить об «этом». Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными. Бесполезные надежды «УВЫ» эти совсем не сбылись. Воспитать нравственность нужно не в страхе и запретах, а в свободе, ответственности и самосознании. Человек не совершает некоторые поступки не потому, что ругают и запрещают, не из боязни порицания или наказания, а из понимания низменной сути намерения, отрицания самой мысли о нем, чувства невозможности так поступить.
Не хочется обобщать и преувеличивать. Не все наши подростки и молодежь развращены и испорчены. Но у них нет представления об «этом» и поэтому происходит прорыв в запретный мир полового воспитания с сопровождающей его нравственной коррозией.
Ребяческое любопытство зачастую тянет подростков познать неизведанное, испытать себя. И в сексуальной жизни тоже. Тайна взаимоотношений полов, интимные отношения порой оказываются в центре всеобщего внимания и класса, и группы подростков. И они со свойственной юности безрассудством торопятся к разгадке «жгучей тайны». К тому же стремление пережить новый опыт дополняется желанием самоутвердится, доказать взрослость, перешагнуть черту отделяющую подростка от женщины, мужчины.
Вступая в первую половую связь у подростков ведущим мотивом является:
в 13-14 лет – интерес и любопытство,
в 15-16 лет – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке,
а в 17 лет и старше доминирует любовь.
Но, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13-15 лет в дальнейшем, как правило ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью.
И мы взрослые (родители, педагоги, медики) должны попытаться донести до детей систему полового воспитания, которая начиналась бы с раннего детства в семье, затем продолжалась в дошкольных учреждениях, школах.
Проблема
Сегодня происходит раннее созревание молодежи. На детское сознание действует огромное количество ненравственной информации неконтролируемых СМИ, периодической печати. На них обрушивается поток грязной информации о разврате и насилии. Повреждая детскую душу, такая информация влияет и на психическое, и на соматическое здоровье детей в настоящем и будущем.
Нелегко решить все эти проблемы! И мы взрослые (родители, педагоги, специалисты) должны готовить ребят к половой зрелости, к осмыслению происходящих в этот период процессов, разбудить их разум к тому моменту, когда проснется сексуальное желание.
Если мы будем бессмысленно молчать и задавать себе вопросы что и когда говорить, в каком возрасте какую давать информацию, это может привести к половой распущенности, неразборчивости, а иногда и к трагедиям, исковерканным судьбам.
Правильное половое воспитание.
Как и всякое воспитание человеческого характера, оно достигается, конечно, на каждом шагу, если вообще правильно организована жизнь семьи, если под руководством родителей растет достойный человек.
В вопросах полового воспитания решающими являются не какие-либо отдельные способы, специально предназначенные для полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы, вся картина в целом. Потому, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, уважение к другому человеку и т. д., мы тем самым воспитываем его и в половом отношении.
Среди этих общих методов воспитания есть такие, которые к половому воспитанию имеют большое отношение, есть такие, которые имеют меньшее отношение, но все они, вместе взятые, в значительной мере определяют наш успех в воспитании будущего семьянина, будущего мужа или будущей жены.
При половом воспитании мальчиков и юношей нельзя забывать и о необ-ходимости поддерживать мужской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена,пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужс-кое достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирова-ние у детей обоего пола, образа мужчины-мужа и отца. Сын в зависимости от
этого образа усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противо-положного пола; дочь видит в нём возможный идеал будущего супруга или за-рекается вообще, когда бы, то ни было выходить замуж. И поэтому родители в
первую очередь в ответе за семейное будущее собственных детей.
Значение полового воспитания нельзя недооценивать. Оно огромно. Необходимо в подростке развивать личностные качества и помогать правильно, развиваться в половом отношении. Чем грамотнее объяснять подростку, что такое половое воспитание, тем лучше будет результат, который необходим, прежде всего, самому подростку.
Половое воспитание в семье.
Успех полового воспитания в основном зависит от родителей, которые должны быть инициаторами бесед с подростком. Не нужно здесь стесняться детей. Если ребенок почувствует стеснение, он инстинктивно «уйдет в себя», закроется и не будет говорить на эту тему и задавать вопросы.
К вопросам полового воспитания надо относиться с гораздо большим спокойствием.
Дети часто задают родителям вопросы, подчас повергая их смущение. На вопросы детей, интересующихся «тайной» их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т.д. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, «Как я тебя родила в роддоме» или «Ты вырос у меня в животике». В тоже время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.
Совершенно не нужно бояться того, что ребенок узнает о тайне деторождения от своих друзей и будет держать свое знание в секрете. Секрет в этом случае не страшен.
Ребенок должен приучаться к тому, что многие стороны жизни человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ.
Критериями успешности полового воспитания являются целомудренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований.
И только тогда, когда у ребенка уже воспитано это отношение к интимной жизни людей, когда у него есть привычка к целомудренному умолчанию о некоторых вещах, только тогда можно говорить с ребенком о половом воспитании.
Врач акушер-гинеколог
зав. женской консультацией Ю.В.Марчук