Геостратегические интересы России в условиях глобализации мирового хозяйства ( начитала)

Для России, интегрирующейся в глобализирующееся мировое хозяйство с его новыми и старыми вызовами, в качестве основного базового положения должны выступать многомерность общественного прогресса, разный характер его протекания в различных странах и, следовательно, различные формы, методы и стратегические ориентиры в процессе его реализации.

Сегодня Россия может рассматриваться как великая держава только с точки зрения протяженности ее территории, колоссальных природных богатств, солидного интеллектуального потенциала, наличия ракетно-ядерного оружия. По другим же общепринятым критериям великой державы Россия не соответствует. Этим во многом объясняются неудачи российской внешней политики, направленные на создание более благоприятных геополитических предпосылок ее развития так, как они понимались российским руководством. Не удалось предотвратить расширение НАТО на Восток, превратить СНГ в дееспособную региональную организацию, эффективно защищать интересы русского населения, проживающего за пределами России, добиться поддержки мирового сообщества и мирового общественного мнения в борьбе с сепаратизмом в Чечне.

Продолжает оставаться актуальным для современной России и вопрос о направленности ее внешней политики. Сейчас Россия находится в своеобразном геополитическом одиночестве, при котором она фактически не имеет союзников. Это требует от российской власти проведения гибкой внешней политики, предполагающей отказ от многих стереотипов внешнеполитического мышления. Но при этом такая гибкость ни в коем случае не должна превращаться в беспринципность и вести к утрате своей национальной идентичности. Роль младшего партнера у ведущих центров силы России не подходит, но очевидно также и то, что трудно будет говорить об эффективности российской внешней политики до тех пор, пока российским общественным сознанием не будет определена и признана роль России в мире.

Как политическое сообщество, так и общество в целом до сих пор не имеют однозначного ответа на вопрос о собственной самоидентичности: что представляет собой российская цивилизация и современная Россия, - является ли она Европой, Азией или Евразией. Поэтому зачастую возникает вопрос, где Россия должна искать партнеров, - на Западе или на Востоке. Порочность подобного противопоставления очевидна: оно есть продукт исторического прошлого, но отнюдь не отвечает потребностям будущего. Россия должна перейти к идее синтеза, которая предполагает не противопоставление, а объединение. Это означает, что российская внешняя политика не должна быть прозападной или провосточной, - она должна быть разнонаправленной. В современных условиях только отход от односторонней безоглядной ориентации на Запад даст возможность нашей стране проводить собственную «пророссийскую» политику.

Концептуальное видение перехода России за пределы индустриального общества должно строиться на анализе мирового и отечественного опыта, но при безусловном доминировании российской культурной традиции. Уникальный многовековой российский модернизационный опыт и анализ современного этапа глобализации могут быть представлены посредством рада основополагающих принципов, важнейшим из которых, на наш взгляд, является следующий. В условиях сложившегося миропорядка у России нет доброжелателей, заинтересованных в ее ускоренном развитии и возвращении в число великих держав. В лучшем случае мы можем рассчитывать на то, что ряд стран не будет активно мешать России в продвижении за пределы индустриального общества, но большинство будет этому противодействовать.

Сегодня отправным моментом в построении стратегии сотрудничества с зарубежными государствами, отвечающей интересам национальной безопасности нашей страны может стать то, что Россия -единственная страна от Атлантики до Тихого океана, через которую могут пройти коммуникации между тремя мировыми полюсами экономического и технологического развития в Западной Европе, Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому будущее нашей страны в не­малой степени будет определяться ее способностью «обустроить» евразийское пространство.

Россия, бесспорно, страна европейской культуры и истории. Но даже исходя из того, что наша страна - часть европейской цивилизации, продуктивнее и честнее признать то, что в настоящее время она далека от европейского уровня цивилизованности, социально-экономического развития и политической культуры, а в ходе посткоммунистического развития в ней сформировался неевропейский общественный строй и политический режим.

В наибольшей степени отношения России и ЕС продвинулись в экономической сфере, но легко заметить, что эти экономические связи развиваются преимущественно по линии двусторонних отношений (между Россией и Германией, Россией и Италией, Россией и Францией), в большинстве случаев совершенно независимо от ЕС.

Несмотря на то, что ЕС является важным экономическим партнером России, асимметрия интересов наблюдается и в этой сфере. Более половины внешней торговли России ныне приходится на страны ЕС, и это считается традиционно весомым аргументом для наращивания сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Однако товарная структура торговли с ЕС крайне неблагоприятна для России. Российский экспорт туда ограничивается преимущественно энергоносителями, сырьем и полуфабрикатами, а в наукоемких и высокотехнологичных отраслях европейские фирмы выступают не партнерами, а конкурентами. При этом при всей заинтересованности в наращивании поставок российских энергоносителей в Европе не скрывают обеспокоенности чрезмерной и односторонней энергетической зависимостью и настойчиво стремятся к диверсификации источников и путей транзита энергоресурсов.

Ппроект строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) пропускной способностью до 55 млрд. кубометров в год призван гарантировать экономическую безопасность стран Западной Европы. Россия уже начала строительство СЕГ, в котором ее партнерами является ряд западноевропейских государств во главе с Германией. Однако нынешние транзитные страны (Польша,- Литва, Латвия и др.) решительно противятся строительству СЕГ и все еще не оставляют попыток закрытия этого проекта путем использования механизмов Евросоюза. В конце января 2006 г. Польша выступила с предложением создать в ЕС «энергетическое НАТО», в рамках которого будет проводиться общая энергетическая политика. При этом в данный проект, помимо стран ЕС, планируется включить Украину, Молдову и даже далекую от ЕС Грузию. В случае создания «энергетического НАТО» страны «старой Европы» лишатся возможности проводить самостоятельную политику в этой сфере, а Россия будет вынуждена поставлять свои энергоносители в те страны и по таким ценам, которые будут ей навязаны извне.

Сам факт выдвижения такого проекта позволяет сделать вывод о том, что сохранение прежнего формата отношений между Россией и ЕС может стать препятствием для реализации экономических и геополитических интересов нашей страны.

Такие центры силы, как США, Китай, Япония, ЕС и др. никогда не станут стратегическими союзниками России, поскольку они объективно являются геополитическими оппонентами по отношению не только к России, но и друг к другу. Однако сотрудничество и даже более тесное партнерство с ними не только возможно, но и необходимо.

Каждый из этих центров заинтересован в широком взаимодействии с Россией в целях сдерживания других центров и недопущения появления новых сверхдержав. Важно лишь, чтобы при этом Россия не была бы втянута в противостояние Запада и Востока, Севера и Юга, в конфронтацию с исламским миром, в военно-политический альянс с одним центром силы против другого. Для сотрудничества и партнерства есть основания для реализации ряда глобальных интересов и наличие общих угроз, таких как международный терроризм, наркобизнес, организованная преступность, политический, религиозный, националистический и идеологический экстремизм, демографический кризис, экологические и техногенные катастрофы и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: